Interested Article - Борьба униатов и православных

Борьба униатов и православных — острое, подчас кровавое межконфессиональное противостояние в западнорусских землях , вспыхнувшее после заключения Брестской церковной унии 1596 года между грекокатолическим духовенством и властями Речи Посполитой , с одной стороны, и широкими массами православных шляхты, горожан, крестьян, казаков и православным духовенством, с другой стороны. Активная фаза конфликта завершилась в 1633 году признанием православной церкви со стороны польско-литовских властей и возвращением ей части изъятых храмов и имущества. В последующие десятилетия, тем не менее, православные вновь подверглись притеснениям на территории Речи Посполитой ( диссидентский вопрос ), приведшим к широкому распространению униатства. В результате разделов Речи Посполитой и Полоцкого церковного собора 1839 года униатство на территории Российской империи было упразднено, однако сохранилось в австрийской Галиции .

Противостояние в Речи Посполитой

До легализации православной Киевской митрополии (1596—1633)

Киев

Брестскую унию 1596 года признало большинство иерархов Киевской митрополии, но простые священники и миряне во главе с двумя иерархами и князем Константином Острожским не поддержали идею объединения с католиками. Однако их мнением никто не интересовался, так как и польские власти, и православные епископы считали, что по принятии Унии каким-либо пастырем униатской автоматически становится и его паства, а в собственность к униатам в этом случае должны перейти и земельные владения соответствующего храма или монастыря. Таким образом, борьба, разгоревшаяся между православными и униатами в конце XVI — начале XVIІ века в Киеве, имела не только идеологический, но и экономико-политический контекст.

В этой борьбе закон находился на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись привилегиями короля Сигизмунда III . Униатские наместники и деятели пользовались ими в судебных разбирательствах против церковных и мещанских структур, отказывавшихся принять Унию. «Цивилизованные» униатские методы встречали стихийное сопротивление православных народных масс, на стороне которых не было закона и которым приходилось опираться на единственную реальную нелегитимную силу — казаков, которые во многих случаях не давали униатам реализовать свои «права», а слишком резвых поборников закона просто убивали.

Киевская митрополия считалась униатской, поскольку к Унии присоединился сам митрополит Михаил Рогоза . Предусматривалось, что подчинённые Рогозе киевские священники также автоматически признают Унию, однако этого не сделали ни главные монастыри Киева, ни большинство священников, ни миряне во главе с войтом Яцеком Балыкой. Особую стойкость продемонстрировала Киево-Печерская лавра и её игумен Никифор Тур . Преемнику Рогозы Ипатию Потию также не удалось сломить сопротивление печерских монахов. Наконец, король признал поражение и в 1603 году официально освободил Лавру от униатской юрисдикции, утвердив архимандритом Елисея Плетенецкого .

Это был значимый успех православных, не терявших надежду на победу, несмотря на то, что в руках униатов оставался Софийский собор , несколько храмов Верхнего города и Выдубицкий монастырь . Его архимандритом в 1610 году был назначен униатский наместник Антоний Грекович, которому Потий поручил ответственную миссию — привести киевское духовенство к послушанию. Этой цели Грекович не достиг, так как священники его не признали, а казаки совершили первое предупредительное покушение на его жизнь.

Смена униатского руководства (новым митрополитом стал Иосиф Рутский ) никак не отразилась на раскладе сил. Очередным вызовом униатам стало обновление в 1613 году православной Подольской Успенской церкви и её превращение в соборную. Король Сигизмунд III был вынужден выдать ей охранную грамоту от посягательств униатов. В то же время униатам удалось посадить на пост киевского фогта своего сторонника Фёдора Ходыку-Кобизевича . Около 1615 года противники унии объединились в Киевское братство , а через год, в 1616 году к нему вместе со «всем войском Запорожским» вступил гетман Пётр Сагайдачный и установил над ним свою опеку. Униаты же демонстрировали свою неспособность организовать продуманные и решительные действия. Когда в 1618 году Грекович попытался силой подтвердить права униатов на владение Михайловским Златоверхим монастырём , казаки его тотчас отбили, утопив наместника в Днепре. Такая же участь постигла позже собирателя митрополичьих податей Оклинского.

В 1620 году иерусалимский патриарх Феофан благодаря казакам и лично гетману Петру Сагайдачному назначил митрополитом Иова Борецкого , обновив тем самым в Киеве православную иерархию, которая с 1596 года считалась несуществующей. Таким образом было восстановлено равновесие сил, однако борьба продолжалась. В 1624 году горожане напали на Софийскую слободу, ограбив двор Рутского. В январе следующего года в Днепре был утоплен фогт Ходыка-Кобизевич, убит униатский священник Иван Юзефович. Подобная жёсткость не нравилась православным иерархам, начавшим склоняться к компромиссу с униатами, однако в этом их не поддерживали «низы», не желавшие слушать никаких уговоров в пользу перемирия. Казаки открыто угрожали Иову Борецкому расправой за мягкий настрой по отношению к униатам.

К этому времени победа православных уже отчётливо вырисовывалась. В значительной степени ей благоприятствовала деятельность Петра Могилы . В 1626 году в руки православных вновь начали переходить церкви, монастыри и их имущество. Точку в противостоянии поставила смерть Сигизмунда III. Новый король Владислав IV , пытаясь заручиться лояльностью православного населения в новой Смоленской войне , в 1633 году признал законность православной церкви, а Могиле, ставшему киевским митрополитом, были переданы все киевские храмы и обители. Только Выдубицкий монастырь оставался во владении Рутского до его смерти в 1637 году .

Борьба православных и униатов в Киеве, а также победа первых в этой городской межконфессиональной войне в конце XVI — начале XVII веков имела чрезвычайно большое общественно-политическое, моральное, духовное и идеологическое значение и в значительной мере определили дальнейший ход истории южной Руси. 40 лет борьбы помогли южнорусскому православию пройти путь внутреннего очищения и обновили православную церковь, поставив её наряду с казачеством во главе борьбы русского народа против чужеземного господства.

Межконфессиональная война вернула Киеву статус ведущего города Южной Руси, центра общественно-политической, интеллектуальной, научной, культурной и духовной жизни. После Брестской унии галицкие и волынские земли были объектом особо интенсивного давления католичества, а 10-летнее отсутствие православных иерархов способствовало распространению в них Унии, так как некому было назначать новых священников. Постепенно от православия успела отойти значительная часть населения, вынужденная мириться с таким положением дел. По этой причине на Киевщину и в Киев целыми потоками переселялись наиболее стойкие люди, не соглашавшиеся принять Унию. Сюда переносят свою деятельность из Галиции и Львова такие культурные и научные личности как Елисей Плетенецкий , Захария Копыстенский , Памво Берында , Лаврентий Зизаний , Иов Борецкий и другие. Также обновление православной иерархии именно в Киеве, древней столице Руси, подняло престиж города как православной духовной столицы. Киев снова стал колыбелью православия в южной Руси.

Обновление православной иерархии имело большое значение не только для самой церкви, но и для казачества, благодаря которому в значительной мере это событие и произошло. Таким образом, победа православия в Киеве кардинально изменила роль запорожского казачества, резко подняв его престиж.

Великое княжество Литовское

Йозеф Зимлер . «Мученическая смерть Иосафата Кунцевича». 1861 г.

На территории Великого княжества Литовского наступление униатов на православие оказалось значительно более успешным, чем в Киеве. В Вильне преобладающее положение имело латинское духовенство и особенно иезуиты , стоявшие за унию. Из-за невозможности открыто бороться с униатским митрополитом православные пастыри были вынуждены ему подчиниться, по крайней мере внешне. Активнее всего сопротивлялось Виленское Троицкое братство . Потий вытеснил его из Троицкого монастыря и вместо православного основал униатское братство, поставив во главе его своего деятельного помощника, архимандрита Иосифа Вельямина Рутского — воспитанника иезуитов. Православное Троицкое братство переселилось в Святодуховский монастырь. В 1609 году все церкви в Вильне, за исключением церкви Святого Духа , были отобраны в унию. Раздражение против Потия росло, и один из жителей Вильны предпринял покушение на его жизнь. Митрополит остался в живых, потеряв только два пальца на руке.

Отсутствие православных епископов приводило к тому, что численность православных священников неуклонно падала. Православным было безопаснее обращаться за совершением таинств к униатским священникам. Печальное положение православной церкви в Литве изобразил учитель Виленской братской школы Мелетий Смотрицкий в своем сочинении «Фринос, или Плач церкви восточной», напечатанном в 1610 году. После этого Сигизмунд III запретил печатать в виленской типографии книги, возбуждающие бунт против власти; экземпляры «Фриноса» были изъяты и сожжены.

В 1618 году в Могилёве вспыхнуло городское восстание , вызванное политикой насаждения униатства со стороны архимандрита Иосафата Кунцевича . Оно было подавлено властями Речи Посполитой, что, однако, не предотвратило поднятия впоследствии новых восстаний, в частности витебского , в результате которого Кунцевич был растерзан горожанами. В ответ на это власти усилили репрессии православных.

Волынь и Червонная (Галицкая) Русь

После легализации православной Киевской митрополии (1633—1795)

Согласно привилею Владислава IV от 1633 года, положение православных по всей Западной Руси временно улучшилось. Они могли свободно исповедовать свою веру и строить храмы. Исключением стало Смоленское воеводство , где под влиянием польской шляхты, получившей обширные земельные владения, и ввиду его особого стратегического положения, общие законы по вопросам вероисповедания не действовали. Православные продолжали терпеть религиозное угнетение, находясь на нелегальном положении .

После того, как в результате русско-польской войны 1654—1667 годов Смоленск , Левобережная Гетманщина и Киев отошли Русскому государству, позиции православных на землях, оставшихся в составе Речи Посполитой, пошатнулись. Во второй половине XVII века государство перешло к жёсткой политике по распространению унии, вследствие чего за последующие сто лет были приведены в унию практически все православные приходы. Подавляющее большинство православных братств , длительное время боровшихся против наступления униатства и католичества, было закрыто. Когда уже ослабленная Речь Посполитая была разделена, России достались территории полностью униатские.

Постсоветское противостояние

См. также

Примечания

  1. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
  2. Флоря Б. Н. Отражение религиозных конфликтов между противниками и приверженцами унии в «массовом сознании» простого населения Украины и Белоруссии в первой половине XVII в. // Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — первой половине XVII в. — М., 1999. — Ч. II.
  3. Флоря Б. Н. от 8 июня 2021 на Wayback Machine , // Revue des études slaves, Paris, Année 1998, Volume 70, Numéro 70-2, pp. 338.
  4. Флоря Б. Н. от 8 июня 2021 на Wayback Machine , // Revue des études slaves, Paris, Année 1998, Volume 70, Numéro 70-2, pp. 333—345.

Литература

Источник —

Same as Борьба униатов и православных