Interested Article - Збручский идол

Стороны идола

Збру́чский и́дол — памятник X—XIII веков славянского языческого культа , каменный идол , найденный в реке Збруч (приток Днестра ) у села Лычковцы (ныне Тернопольская область , Украина ) в 1848 году . Представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три фриза (яруса), на каждом из которых в технике низкого рельефа высечены различные изображения. Идол венчает круглая шапка . Предположительно, идол был установлен в святилище славянского городища Бохит в составе Збручского культового центра .

Збручский идол хранится в Краковском археологическом музее . В Москве , Киеве , Гродно , Варшаве , Вильнюсе , Одессе , Томске и Тернополе имеются реплики идола в натуральную величину. [ источник не указан 518 дней ]

История находки

С 1815 года Збруч являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей . Посты пограничников и таможенной стражи располагались вдоль реки, которая практически постоянно находилась под наблюдением.

Жарким августом 1848 года падение уровня Збруча обнажило у горы Соколихи шапку изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека — вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике». Купающиеся в реке пастушки М. Бартошевский и И. Халаман поспешили уведомить о находке А. Брушкевича — мандатария (урядника), находившегося в 5 км от села Лычковцы , владельцем которого был польский шляхтич Константин Заборовский . Брушкевич сперва никак не отреагировал на известие об «утопленнике» (место, о котором шла речь, не входило в зону его юрисдикции, так как находилось на границах сёл Городинцы и Ракового Кута ). Пограничники также не предприняли активных действий. Известием заинтересовались только таможенники. Что из воды торчит камень, разглядеть можно было и с берега, но один из таможенных стражников специально зашёл в реку и убедился, что это не просто камень, а изваяние. Начальник таможни надстражник Лашевский уведомил о находке К. Беньковского, управляющего находившимся неподалёку имением Заборовского, и уже упомянутого выше А. Брушкевича. Почему начальник таможни обратился именно к этим двум лицам — не совсем ясно. Возможно, дело в том, что Беньковский был инженером по образованию.

Прибыв к месту находки, Беньковский оценил размеры и вес изваяния, после чего послал в Лычковцы за тремя парами волов. Их доставил эконом имения В. Гавловский. К этому времени на берегу собралась целая толпа крестьян, а из Постоловки прибыл лесник Лазаревич. Под руководством Беньковского Гавловский вытащил изваяние на берег, зацепив верёвками за шапку. Только после этого приехал лычковецкий мандатарий Брушкевич. Беньковский велел погрузить изваяние на телегу и отвезти в Лычковцы, где с ним обошлись довольно непочтительно — бросили его под овином на дворе Брушкевича. Здесь изваяние валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения К. Заборовский не подарил его коллекционеру М. Потоцкому .

Место, на котором стояла статуя, городище Бохит

В 1960-е годы было найдено место, где, предположительно, мог стоять идол, — «квадратный каменный фундамент на горе ». На этом месте расположено славянское городище Бохит XI—XIII веков. В 1984 году специальной экспедицией под руководством археологов И. П. Русановой и Б. А. Тимощука были исследованы Бохит и другие городища на реке Збруч, интерпретированные в качестве языческих святилищ эпохи « двоеверия » XI—XIII веков . На городище Бохит исследована площадка диаметром 9 м, окружённая рвом. В её центре расположена квадратная яма, сечение которой близко к Збручскому идолу и, возможно, яма была местом установки изваяния. Во рву расположено восемь чашевидных ям с остатками жертвоприношений — костями зверей и птиц и фрагментами керамики конца X—XIII веков .

Описание

Рисунок из книги Иоахима Лелевеля «Народы на славянских землях перед образованием Польши», 1853

Четырёхгранный столб из серого известняка высотой 2,67 м на своих гранях имеет различные изображения, выполненные в технике низкого рельефа. Верхний фриз (ярус) изображает четырёхликое и четырёхтелое божество, головы которого венчает шапка. На одной стороне — женский персонаж, держащий в руке кольцо, на другой — питьевой рог, на третьей — мужской персонаж c саблей у пояса и конь; на четвёртой — персонаж, лишённый специальных символов. Средний фриз изображает хоровод из двух женских и двух мужских фигур, держащихся за руки. У одной из женских фигур — маленький человек, возможно, ребёнок. Нижний фриз — три фигуры на коленях, поддерживающие руками верхние ярусы . К свободной от изображений стороне нижнего фриза, предположительно, примыкал жертвенник .

Атрибуция

Интерпретация памятника спорная. Учёные связывали скульптуру с тюркским, кельтским, античным, германским влияниями. Некоторые исследователи считали его фальсификатом .

Сабля не является характерной для древних славян, что может свидетельствовать о тюркском влиянии. Мотив, связывающий Збручского идола с другими антропоморфными древнерусскими изображениями, — положение рук «высших» персонажей, одна из которых прижата к груди — держит ритон или кольцо), другая протянута к поясу. Похожую позу имеет так называемый Гнёздовский идол , маленькая свинцовая фигурка, найденная в Гнёздове . Однако та же поза характерна для раннетюркских каменных статуй .

Шапку имеет также , гранитная стела около 0,75 м высотой, глаза, рот и подбородок которой тоже выполнены рельефом (хранится в Новгородском музее ) . Антропоморфные сидящая фигурка в шапке с опушкой венчает бронзовую литую рукоять ножа из Новгорода (Новгородский музей).

Параллели Збручской скульптуре в мелкой пластике встречаются у : жезлы с изображениями четырёхликих ( Волин ) и трёхликих (сопоставимых с Триглавом ) персонажей и др., которые соотносятся с описаниями многоголовых идолов в западнославянских храмах и у латинских миссионеров .

Сабле на рельефе памятника имеются аналогии X—XI веков .

Культовый смысл

Исследователи считали изображения на идоле олицетворением различных славянских богов . Академик Б. А. Рыбаков считал, что идол изображает не четырёхглавого Святовита , описания которого известны у балтийских славян в Арконе , а реконструированного им древнерусского бога Рода из « Слова Григория », связанного с судьбой новорождённого.

Многие исследователи связывают ярусы идола с трёхчастным делением мира, грани — со сторонами света или временами года . Историк В. Я. Петрухин предполагает, что на рельефах Збручского идола отражены славянский пантеон и славянская языческая пространственная модель мира . Предположительно, его изображения олицетворяют высших мужских и женских богов верхнего (небесного) мира, духов и людей среднего (земного) мира и поддерживающих землю хтонических существ преисподней. По мнению Петрухина, Збручское изваяние воплощает антропоцентричную модель мира раннесредневекового славянства, его предшественниками были « антские » зооантропоморфные фибулы с осевой антропоморфной фигурой, которая могла символизировать мировой столп или мировое древо . Личный убор, начиная с античной эпохи, воплощал «космический» порядок и отражал характерное для Средневековья представление о человеке как о « микрокосме » .

Г. Леньчик вслед за Р. Козловским считал, что изначально идол стоял под крышей языческого храма или под кроной большого дерева, что предохраняло его от осадков и объясняет малое количество высолов. Затем изваяние было снято и зарыто в землю на берегу реки. Незадолго до 1848 года берег реки подмыло и изваяние оказалось в воде.

Версия позднейшего происхождения

Реплика в Кракове
Реплика в Киеве

Сотрудники Института археологии НАН Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко в 2011 году опубликовали статью, в которой излагают версию позднейшего (начало XIX века) происхождения скульптуры как «историческую фантазию» польского поэта-романтика Тимона Заборовского , усадьба которого располагалась неподалёку от места находки .

Историк и философ Юрий Писаренко в трёх своих статьях доказывает искусственность гипотезы о создании идола Заборовским, отстаивая средневековое происхождение памятника. В частности, автор подтверждает древность стилистики изображений богов, чуждой представлениям XIX века, а также имеющихся на рельефах предметов – кольца, рога изобилия, сабли-меча . Также Юрий Писаренко подчёркивает невероятность произвольного затопления поэтом идола весом около 1 т и высотой около 3 м не только на соседских землях Городницы (а не собственного имения, Лычковцев), но и, главное, в реке, которая в первой четверти XIX века служила границей между Австрийской и Российской империями и патрулировалась пограничной стражей. Сам поэт был ревностным католиком, который не имел ни малейших симпатий к язычеству и изображал в своих произведениях языческих волхвов как злых служителей Сатаны, противостоящих благородным героям-христианам .

Мнение о позднем происхождении Збруцкого идола отвергает также В. Я. Петрухин .

См. также

Примечания

  1. / И. О. Гавритухин // Железное дерево — Излучение [Электронный ресурс]. — 2008. — С. 312—313. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5 .
  2. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. — М.: ФОРУМ: Неолит, 2014. С. 359—362.
  3. Константин Заборовский (1809—1876) — помещик, участник Польского национального восстания в Российской империи 1830—1831 годов; младший брат поэта Тимона Заборовского .
  4. М. Потоцкий (1810—1878) — польский помещик, коллекционер древностей; после восстания 1830—31 годов купил имение в Коцюбинчиках.
  5. Комар А., Хамайко Н. 9 декабря 2012 года. // Ruthenica. Київ, 2011. Т. 10. C. 166—217.
  6. Мурашёва В. В. «Идол из Гнёздова» // Российская археология . 2005. № 1.
  7. Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.-Л., 1966.
  8. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. // Археология СССР. М., 1982. С. 261—268.
  9. Русанова И. П. , Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993. С. 11—15.
  10. , с. 388—390.
  11. Kozłowski R. Badania technologiczne posągu Światowida, 65—67.
  12. Писаренко Ю. Г. // Ruthenica. — Т. ХІ. — Київ: Laurus, 2011. — С. 108—129.
  13. Писаренко Юрій . от 15 апреля 2022 на Wayback Machine // Opus Mixtum. — № 6. — Київ : Музей історії Десятинної церкви, 2018. — С. 153—174.
  14. Писаренко Ю. от 1 июля 2023 на Wayback Machine // Простір в історичних дослідженнях / відп. ред.С.М. Вовкодав. – Переяслав, 2023. – Вип. 4.– С.31–41.
  15. Петрухин В. Я. от 5 марта 2023 на Wayback Machine // Антропоцентризм в языке и культуре. — М. : Индрик, 2017. — С. 185—196.

Литература

  • Гуревич Ф. Д. // Материалы и исследования по археологии СССР. — М.; Л., 1941. — № 6.
  • Русанова И. П. , Тимощук Б. А. // Советская археология. — 1986. — № 4 . — С. 90—99 .
  • Рыбаков Б. А. . — М. : Наука, 1981. — 608 с.
  • Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — ISBN 5-7133-0982-7 .
Источник —

Same as Збручский идол