Удмуртская мифология
- 1 year ago
- 0
- 0
Фи́нно-уго́рская мифоло́гия — общие мифологические представления финно-угорских народов , восходящие к эпохе их общности примерно в III—II тысячелетиях до н. э.
Общие мотивы и мифы о сотворении мира, прежде всего земли, и общие имена богов свидетельствуют о некогда единой финно-угорской мифологии. Так, у прибалтийских и поволжских финнов и зауральских угров сохранились мифы о водоплавающей птице, которая достаёт Землю, ныряя на дно мирового океана , часто — по повелению бога-творца . Реже встречаются мифы о птице, снесшей яйцо , из которого был сотворён мир (у саамов, карелов и других прибалтийских финнов, у коми). Главными святилищами финно-угров, лесных жителей, были культовые урочища — скалы, рощи .
На рубеже I и II тысячелетий н. э. начали формироваться самостоятельные, но близкородственные культурные и мифологические традиции западных прибалтийско-финских народов — собственно финнов , карелов , эстонцев , ливов , вепсов , води , ижоры ; поволжских финноязычных народов — мордвы и марийцев ; пермских народов — коми и удмуртов , а также обских (зауральских) угров — хантов и манси . Отделившиеся от своих зауральских угров венгры переселились в Центральную Европу, лишь частично сохранив древние мифы. К финно-угорской мифологии близки мифы саамов (лопарей) .
В процессе развития финно-угорская мифология, близкая самодийской и другим мифологиям урало-алтайских народов, а также отдельные мифологические традиции подвергались воздействию и сами повлияли на мифологии соседних народов. Значительным стало влияние иранской, тюркской, славянской и балтийской, на заключительном этапе развития — исламской и христианской мифологий .
В древнейшей общей финно-угорской мифологии сходными являются космогонические мифы . Бог-демиург ( Ен коми, марийский Кугу-Юмо , удмуртский Инмар , Нуми-Торум обских угров и др.) велит водоплавающей птице или младшему брату в облике птицы ( Омэль коми, марийский и удмуртский Керемет , мансийский Куль-отыр и др.), плавающему по первичному океану, достать со дна земли. Из неё бог творит Землю и всё полезное на ней. Его брат из земли, утаённой во рту, творит горы и всё вредное. Предположительно космогонические мифы финно-угров развивались под влиянием богомильской и других традиций, восходящих к иранским дуалистическим мифам. Другой вариант космогонии — творение из яйца, снесённого птицей (в финской, эстонской, саамской, коми мифологиях) .
У всех финно-угорских народов существовало представление о трёхслойной структуре мира. Мифологическая вселенная делилась на три основные зоны. Центром верхнего, небесного мира была Полярная звезда . Средний мир — Земля, окружённая с севера водами мирового океана. С юга на север, в преисподнюю — загробный мир холода и мрака — текла гигантская река (с юга на север, текут Обь и Северная Двина — великие реки финно-угорского мира). Полярной звезды касалась мировая ось — гора, столп или гигантское дерево .
Юг, страна тепла и света, «Страна птиц», противопоставлялась Северу, который отождествлялся с преисподней, страной мрака. Две этих страны соединяла по земле великая река, а по небу — Млечный путь , «Дорога птиц». По вечерам в марте-апреле Млечный путь направлен с севера на юго-запад, дорогой перелётных птиц. Он так и именуется — Линнунрата у финнов, Линнутее у эстонцев, Нармонь ки у мордвы- мокши . У других финно-угорских народов это наименование конкретизируется: Кайыккомбо корно у марийцев, Дзо-дзог туй у коми-зырян, Вирь мацеень ки у мордвы- эрзи , Луд зазег сюрес у удмуртов означает «Гусиный путь» .
Верхний мир считался обителью небесных богов , прежде всего демиурга , творца вселенной, а также громовника и др. Имена небесных богов родственны у многих финно-угорских народов и означают небо, воздух, погоду. Возможно, образы этих богов восходят к прафинно-угорскому божеству, чьё имя связано с названием неба (* ilma ): это финский и карельский Ильмаринен , саамский , удмуртский Инмар , Ен у коми и др. Общим является и другое название небесного божества, имя которого означает воздух (* juma ) — финский Юмала , эстонский , саамский , Йомали загадочных биармов , Йомаль коми, марийский Юмо ( Кугу-Юмо ) .
Через отверстие в небесах творец наблюдает за Землёй и спускает туда младших богов — покровителей людей . Землю воплощала женское божество, богиня, часто являвшаяся супругой небесного бога : Нуми-Торум и Калташ-эква у манси, по-видимому, Укко и его супруга, у финнов, Ванаиса и Маа-Эма у эстонцев, ср. также саамскую Маддер-акку, мордовскую Мода-аву и др. Как и у многих других народов, богиня, воплощающая Землю, именовалась «Мать-Земля» — Маан-Эмойнен у финнов, Маа-Эма у эстонцев, Маддер-акка у саамов, Мых-ими у хантов, Мастор-ава у мордвы . Небесный бог за провинность сбросил её на Землю. Она стала покровительницей хтонических (земных) существ — различных гадов, змей, лягушек и др., одновременно воплощавших плодородие и связанных с землёй, водой и преисподней. Эта богиня обитает в верховьях (или низовьях) мировой реки, покровительствует роженицам и детям, наделяет их судьбой-долей, дарует шаманам сверхъестественные способности .
На земле живут также божества — покровители промыслов .
На земле обитают и низшие духи — хозяева природы (лешие, водяные и т. п.), дворов и жилищ, родовые покровители и др. Для мордовской , марийской , удмуртской , саамской и мифологий характерны духи — матери природы и стихий: леса, воды, огня, ветра и др. В нижнем мире вместе с противником бога, творцом зла, обитали злые духи и мертвецы.
До недавнего времени у коми присутствовала вера в духов — лешего- и др.
К числу низших духов у умдуртов относятся водяной ву-мурт, многочисленные злые духи — кереметы (луды; сниженный образ противника бога Инмара — Керемета, Луда), шайтаны , которых Инмар преследует молниями, пери, которые иногда могут быть слугами духов воршудов , духи болезней или мыж, духи эпидемий и др.
Характерной особенностью мордовской мифологии являются образы духов — «матерей (ава) явлений природы, растительности и др.: вирь-ава — мать леса, ведь-ава — мать воды, Варма-ава — мать ветра, Мода-ава — мать земли, Тол-ава — мать огня, Норов-ава — мать полей, Юрт-ава — мать дома, Нар-ава — мать лугов и др. Имелись и соответствующие мужские персонажи, атя «отцы».
В марийской мифологии владыка загробного мира является главой злых духов (бог смерти Азырен и др.). Бога — покровитель марийцев или Кугуен имеет в подчинении большое число духов. Помимо божеств отдельные явления природы воплощают многочисленные духи — «матери» (ава): — дух воды, — солнца (покровительница семьи), мардеж-ава — ветра, — плодородия, — огня, — земли и др. Другие категории духов — : кудо-водыж — хранитель семейного очага, вют-водыж — хозяин воды, курык-водыж — горы и др.
Низший уровень ханты-мансийского пантеона составляют многочисленные духи, у хантов — . У манси различаются духи-охранители и духи предков — пупыги с одной стороны, и злые духи и олицетворения болезней — — с другой. Из демонических персонажей самыми известными являются лесные великаны-людоеды менквы . В лесу обитают также враждебные человеку (учи, очи). На менквов похожи обликом доброжелательные к людям мис (миш, мысь).
Представления о различных духах и других низших персонажах в венгерской мифологии близки к соответствующим образам мифологий соседних европейских народов: привидения , дух , различные виды ведьм: босоркань , — призрачное существо, обладающее даром предвидения, — баба-яга и др.
В нижнем мире обитает младший брат и соперник небесного бога, творец зла, окружённый сонмом злых духов и мертвецов . Из преисподней через отверстие он посылает на Землю болезни и смерть. Поскольку реки для финно-угров были основными транспортными путями, по которым можно было добраться куда угодно, согласно мифам, они вели также на тот свет, в преисподнюю .
Лес в любой мифологии являлся одновременно и источником охотничьих богатств, и обителью злых духов, а также иным миром (местом погребения). Поэтому священные рощи финно-угров носили нередко общее наименование с лесными и злыми духами — хийси у карелов, финнов и других прибалтийских народов; луд, керемет у удмуртов, марийцев и др. Древнейшими святилищами были скалы с рисунками-писаницами (или петроглифами ).
В мифах зауральских (обских) угров Урал считается поясом бога, сотворившего мир и бросившего свой пояс на землю, в мифах коми — перьями гигантской громовой птицы.
Охотники тайги и тундры обменивали добываемые ими ценные меха на продукты скотоводства и земледелия, а начиная с бронзового века — и металлургии, у своих южных соседей, индоевропейцев . Один из главных героев обско-угорской мифологии Мир-сусне-хум именуется «Купцом верхнего и нижнего света».
К общим финно-угорским мифам относятся также миф о медведе-первопредке, спустившемся с неба, миф о небесной охоте на гигантского оленя или лося, о добывании светил у обитателей преисподней и др.
Реконструкцией финно-угорской мифологии занимаются филологи и фольклористы — венгерский исследователь М. Хоппал, российские учёные Е. А. Хелимский , В. В. Напольских и др.