Interested Article - Соборная клятва 1613 года

«Заседание Земского Собора 1613 года». Миниатюра из рукописи «Избрание на царство М. Ф. Романова» 1673 года.

Соборная клятва — итоговый документ Земского избирательного собора , состоявшегося 21 февраля 1613 г. Санкционирует восхождение на престол шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова-Юрьева (находившегося в то время вместе с матерью в Костромском Ипатьевском монастыре ) и установление в России династии Романовых .

Текст Соборной клятвы

Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича

Приводится в сокращении, орфография приведена к современной.

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, — Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по Священным Правилом Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов Святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по Царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и Соборнаго Уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву.

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор; бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и диаки и жильцы; дворяне большие и дворяне из городов; дияки из Приказов; головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки торговые и посадские; и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов Российского царства выборные люди.

Своеручные подписи .

А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го.

Соборная клятва и современность

В своем обращении в феврале 2007 году епископ Диомид обвинил Русскую православную церковь помимо прочего в отступлении от данной клятвы, из-за одобрения демократии и призывов к голосованию за определённых политических лидеров.

В православной иконографии Богородицы существует чтимая РПЦ чудотворная Державная икона Божией Матери , история обретения и символизм которой связаны с русской монархией и которая признаётся главной святыней русских монархистов . Ей придают особое значение неканонические православные течения — « Богородичный центр » и царебожники . Икона была обретена в день отречения Николая II от престола. Её происхождение неизвестно, предполагают, что ранее она находилась в иконостасе разрушенного женского Вознесенского монастыря в Московском кремле, который служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода женского пола, в том числе цариц. Толкователи указывают на то, что на иконе «Царица Небесная изображена как царица земная» — держит в руках скипетр и державу — что трактуется как принятие ей у Николая II царской власти, которой с 1613 года обладает династия Романовых . Из этого делается вывод, что с тех пор никакая власть в России истинно легитимной не является, следовательно, законы Российской империи можно считать продолжающими действовать . Некоторые православные толкователи говорят о «Божьем наказании» русскому народу за нарушение Соборной клятвы 1613 года посредством допущения убийства царя и необходимом в связи с этим «покаянии» . В 1993 г. «покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви» было принесено патриархом Алексием II , писавшим: «Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора» . В XXI веке с благословения петербургского митрополита проводится ежегодный , символизирующий такое покаяние. В католичестве существует доктрина о так называемом « Обращении России », необходимом для « спасения мира », тесно связанная с образом Богородицы и 1917 годом и являющаяся предметом особого внимания «Богородичного центра» . Существуют пророчества православных предсказателей о возвращении монархии, например, приписываемые Лаврентию Черниговскому и монаху Авелю .

Примечания

  1. далее следует больше восьмидесяти подписей, причем подписывались только грамотные
  2. от 13 декабря 2014 на Wayback Machine , стр. 48.
  3. . Дата обращения: 20 июня 2013. 15 июня 2013 года.
  4. . Дата обращения: 11 июля 2013. 20 мая 2011 года.
  5. . Дата обращения: 14 декабря 2014. 15 декабря 2014 года.
  6. . Дата обращения: 11 июля 2013. Архивировано из 3 июля 2013 года.
  7. . Дата обращения: 11 июля 2013. 26 января 2013 года.
  8. . Дата обращения: 11 июля 2013. 29 июня 2013 года.

Литература

  • Белокуров С. А. . — М. , 1906.
Источник —

Same as Соборная клятва 1613 года