Чёрные клобуки
- 1 year ago
- 0
- 0
Чёрные клобуки́ («чёрные шапки» , ср. тюрк. каракалпак «чёрный колпак ») — общее название тюркских вассалов древнерусских князей, расселённых в Поросье , начиная с конца XI века, в другом источнике указано что Черные клобуки , летописное название племени каракалпаков .
Чёрными клобуками , то торками , в русских летописях, называли кочевой народ тюркского происхождения — Берендеев . По мнению историка А. И. Фурсова , чёрные клобуки явились предвестниками казачества . Занимаемая ими зона по течению Днепра , Стугны и Роси была буфером между кочевниками и Русью .
Впервые в дошедших до наших дней исторических источниках, название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 году, в последний раз — в 1196 году. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки , печенеги , берендеи и ковуи (коуи) . Также по одному разу летопись упоминает (1150 год), (1160 год) и дважды (1170 год). Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 году и касается торков.
В Московском летописном своде XV века под 1152 годом чёрные клобуки отождествляются с черкасами : « Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы ». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи .
Чёрные клобуки являлись важной военной силой древнерусских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах, особенно в русских междоусобицах. Военные силы древнерусских князей, согласно Ипатьевской летописи, состояли из трёх частей: киевлян, чёрных клобуков и княжеской дружины. В политическом плане в Киевском княжестве в это время существовало два главных фактора: киевское боярство и чёрные клобуки. Чёрные клобуки и бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя. О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение « вся земля Русская и чёрные клобуки ». В другом источнике указано что к сыну князя киевского Рюрика Ростиславича Ростиславу Чёрные Клобуки неоднократно обращались и просили о помощи в борьбе с половцами , то есть они просто были с Киевской землёй соседями и почти осёдлыми союзниками русских против половцев .
Самое имя Торковъ , Берендеевъ , Ковуевъ и другахъ племенъ тюркскаго происхожденія, жившихъ въ Кіевской губернія , исчезло изъ памяти народной, хотя въ лѣтописи нѣтъ слѣдовъ ихъ ухода или истребленія, и многія лица малороссійскаго казачества сильно напоминаютъ собою азіятскій обликъ этихъ исчезнувшихъ народцевъ.
Персидский историк Рашид-ад-дин , описывая завоевание Руси монголами в 1240 году, пишет: « Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя » .
Столицы чёрноклобукского союза Поросья время от времени менялись. Столичными были либо Канев , либо Торческ ( Торцкь , Торцьскъ ), периодически менявшиеся статусом столицы .
Согласно археологическим данным, после монгольского завоевания часть чёрных клобуков была переселена монголами в Поволжье и Молдавию , и была включена в военно-аристократическую структуру улуса Джучи . Однако полуоседлая и оседлая часть чёрных клобуков осталась в Поросье и со временем ассимилировалась с местным славянским населением.
Археолог А. Н. Кирпичников выделяет чёрноклобукские шлемы в отдельный тип .