Единое национальное движение
- 1 year ago
- 0
- 0
Чувашское национальное движение (ЧНД, чуваш. Чăваш наци юхăмĕ , ЧНЮ) — движение чувашского народа за национальную эмансипацию и равноправное положение.
Стихийные моменты ЧНД возникали в XVI веке в ходе различных социальных выступлений. Население уклонялось от налогов и повинностей, выражало свое несогласие в ходе вооружённых акций локального значения, подавало челобитные властям, уходило в глухие регионы, широко выступало против правительства, сильно сопротивлялось массовой христианизации ( Восстание под предводительством Степана Разина , крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачёва , комиссия подполковника А. И. Свечина, восстание чувашских и марийских крестьян в 1842 ). В совокупности это явилось свидетельством протестного потенциала этноса .
Реформы Александра II и происшедшие вслед за этим социально-экономические, политические и духовные преобразования открыли новую эпоху в истории народов Поволжья . Существенным фактором национальной мобилизации чувашского этноса стала либерализация общественно-политической жизни, связанная с расширением гражданских прав и правового поля, а также образовательного пространства. Огромный вклад в развитие школьного дела, культуры среди чувашского населения внесли Н. И. Ильминский , Н. И. Золотницкий , И. Я. Яковлев , И. Н. Ульянов , Симбирская чувашская школа . Социально-экономические сдвиги и изменения 2-й половины XIX века отразились и в общественном сознании, подготовили идейную основу для возникновения организованного чувашского национального движения. Ясно выдвигались лозунги, политические интересы и требования.
На стыке XIX—XX веков произошла консолидация чувашей в этнонацию: сформировался чувашский язык, выросший до уровня единого литературного языка, зародилась профессиональная культура, встала на ноги национальная интеллигенция. Языковая и культурная общность чувашской нации подкреплялась компактным проживанием основной массы народа на общей территории. В конце XIX века сложилась и установилась структура этнической территории чувашей (7 расположенных по соседству уездов Казанской и Симбирской губерний), где проживало 78 % чувашей.
На базе этноконсолидационных процессов и роста самосознания у чувашей в начале XX века явственно обозначились зачатки организованного чувашского национального движения. В 1-м десятилетии XX века национальное движение чувашей перешло от 1-й фазы, характеризовавшейся появлением национальных просветителей, патриотически настроенных деятелей образования и культуры, которые занимались изучением языка, истории и культуры народа, ко 2-й фазе — национально-патриотической агитации с целью распространения самосознания на все слои этноса. 3-я фаза ЧНД завершилась оформлением массового движения с открытыми политическими лозунгами и сетью национальных организаций, образованных в целях этнической эмансипации, что произошло в 1917 году .
У народов Поволжья национальное движение было ускорено Первой русской революцией 1905-07, в которой взаимопереплелись социально-политические, экономические и национальные противоречия и конфликты. Идеи национального подъёма прежде всего несла молодая чувашская интеллигенция, представленная учителями, священниками и юристами. Многие из них являлись воспитанниками Симбирской чувашской учительской школы, но уже не могли удовлетвориться целями и задачами, поставленными И. Я. Яковлевым. Подавляющее большинство представителей чувашской интеллигенции разделяло идеи партии эсеров, имевшей из всех революционных движений в Поволжье наиболее сильное влияние на чувашское население. В её среде формировались идеология и лидеры ЧНД.
Чувашские эсеры выдвигали требование национально-культурной автономии. Издавшаяся с января 1906 года газета «Хыпар» способствовала сплочению авангардных сил нации, осмыслению путей социального и культурного возрождения народа. «Хыпар» стояла у истоков национальной публицистики, что свидетельствовало о существенном сдвиге в чувашской общественной мысли: от просветительских до социально-политических, государственно-правовых воззрений. Газета сыграла свою роль в выборах в Государственную думу . Парламентарии из Чувашии (Я. А. Абрамов, Н. П. Ефремов, Д. А. Кушников, К. В. Лаврский, И. И. Соколов, З. М. Таланцев, А. Ф. Фёдоров) вне зависимости от партийной принадлежности выступали в своей депутатской деятельности за развитие образования, в защиту национального равноправия.
В годы революции 1905-07 развернулось движение чувашских крестьян. Выдвигались вместе с аграрным вопросом и общественно-политические и национальные требования — гражданское равноправие и свободы, равноправие языков, обучение в школе на родном языке, выборность судей местным населением, использование чувашского языка в судопроизводстве, формирование местного управления с учётом национального состава населения и т. д. В 1905-07 вышли на арену чувашской общественной жизни новые силы в лице молодёжи и политических радикалов, дополнившие концепт национального объединения на основе всестороннего просвещения и культуры акцентами на росте политического самосознания, классовой борьбы за социальное освобождение чувашского народа. Качественные изменения произошли и в чувашской общественно-политической мысли, которая на базе просветительства и либеральных идей имела общую тенденцию к формированию национальной идеологии, не шла дальше требования культурно-национальной автономии. Идея же о территориальной автономии высказывалась лишь некоторыми деятелями чувашской культуры ( И. Н. Юркин , Г. А. Кореньков ).
Развернувшееся после Февральской революции 1917 ЧНД первоначально шло в рамках полиэтнических территориальных органов народов Волжско-Камского региона, выработавших общую для себя форму организации — Общество (затем Союз) мелких народностей Поволжья и съезды мелких народностей Поволжья. Первые национальные объединения чуваш стали возникать весной 1917 года. 27 марта было создано Уфимское чувашское национальное общество под председательством Г. И. Комиссарова , к лету сформировалась сеть чувашских национальных организаций, включавшая не только губернские, но и уездные, и сельские.
Национальный подъём по-своему преломился в церковную жизнь. Ряд священнослужителей стали активными деятелями ЧНД (П. П. Шленкин, Д. Ф. Филимонов , Т. А. Земляницкий, Г. Т. Тихонов, А. С. Иванов, и др.). В качестве основных требований ими выдвигались: назначение в чувашские приходы чувашских священнослужителей, внедрение в церковное богослужение родного языка, учреждение должности чувашского архиерея.
Возродившаяся 1 мая 1917 газета «Хыпар» стала рупором общественно-политичских и национал. устремлений этноса, призывала к единению всех чувашей.
Отличительная черта послефевральского периода — радикальная демократизация существующих и возникновение новых политических институтов, они неизбежно наполнялись этническим содержанием. Впервые в истории председателями Цивилской, Чебоксарской и Ядринской земских управ были избраны чуваши. Появились альтернативные формы массового участия чувашского населения в общественно-политической жизни — советы депутатов, крестьянские съезды и союзы, солдатские организации и т. д. Наиболее ярко национальная специфика проявилась в деятельности уездных крестьянских съездов, на которых ставились и обсуждались вопросы о национальном самоопределении народов и административно-территориальном устройстве России. Национально ориентированными являлись объединения военнослужащих-чувашей (Чувашские военные комитеты и землячества), в их среде зарождалась новая генерация политических лидеров (А. Д. Краснов, Д. П. Петров, Г. Т. Титов и др.). Многообразие форм ЧНД после Февраля 1917 отражали и другие общественные объединения, к примеру, такие, как учительские союзы, Союз чувашской учащейся молодёжи и т. д. Они не ставили перед собой программных национально-политических целей, но формировали социальное пространство для развития общественной и гражданской инициативы чувашского общества.
Февраль 1917 года резко стимулировал многопартийность, выдвинув на первый план либеральные и социалистические партии, которые в своих программах неизбежно должны были чётко артикулировать видение и способы решения национальных проблем. Политические партии, за исключением черносотенцев, действовавшие в Чувашском крае, выдвигали требование автономии в рамках Российского государства, преобразованного в демократическое или федеративное. Лидеры эсеров в качестве программных целей партии летом 1917 года выдвигали лозунги демократической республики с перспективой преобразования в федеративное государство при наступлении соответствующих социально-политических условий, национально-культурной автономии для чувашей, пропорционально-национального представительства в выборных органах власти.
Стратегия национального подъёма и идеологическая платформа ЧНД приняты на общечувашском национальном форуме в июне 1917 года в Симбирске , избравшем центральную чувашскую организацию — (ЧНО).
Свержение Временного правительства и переход власти в руки коалиции из большевиков и левых эсеров в октябре 1917 года создали новую конфигурацию политических сил в стране. Советское правительство провозгласило в своих декретах де-юре право народов России на свободное самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства. Во многом под влиянием этого обстоятельства в конце 1917 года национальными лидерами татар и башкир был выдвинут план областной автономии Среднего Поволжья и Приуралья (Волжско-Уральский штат, Урало-Волжский штат, Средневолжский и Южно-Уральский штат, Волжско-Камский штат, Волжско-Уральская Советская республика или Татаро-Башкирская Советская республика). В дискуссиях об её создании основными требованиями чувашских представителей были обеспечение равноправия и суверенности всех входящих в неё народов и предоставление национально-культурной автономии; создаваемый штат рассматривался как неотделимая часть России, а по внутреннему административному устройству — как «регионная (областная) федеративная республика национальностей». Окончательная позиция в спорах о Татаро-Башкирской Советской республике выражена на Общечувашском рабоче-крестьянском съезде (июнь 1918), который выступил против включения в неё чувашского населения.
В конце февраля — марте 1918 года произошёл раскол в ЧНД, победил блок левых сил, куда входили левые социалисты-революционеры, партия чувашских социалистов-националистов и беспартийные военнослужащие, учителя и учащиеся, признавшие платформу советской власти. Участники левого блока захватили у правых эсеров имущество редакции газеты «Хыпар» и приступили к изданию нового печатного органа «Канаш» . 5 марта образовался Чувашский левый социалистический комитет, по его инициативе был открыт . Окончательное размежевание среди лидеров ЧНД произошло летом 1918 года, когда большая группа национальных деятелей, активные члены ЧНО, делегаты-чуваши Учредительного собрания ( Г. Ф. Алюнов , С. Н. Николаев , Д. П. Петров, Г. Т. Титов , И. В. Васильев) перешли в антисоветский лагерь. Однако движение продолжило организационное оформление уже в виде советско-партийных организаций. В 1918-19 годах в Казанской, Симбирской, Самарской и Саратовской губерниях возникли чувашские подотделы в губернских отделах исполкомов советов, создавались соответствующие секции при губернских комитетах РКП(б); чувашские подотделы (секции) действовали также при политотделах штабов и реввоенсоветов Красной Армии . Центральным советским учреждением стал Чувашский отдел при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР во главе с Д. С. Эльменем .
Со 2-й половины 1918 года руководители чувашского национального движения стали склоняться к идее национально-территориальной автономии — созданию чувашской административно-территориальной единицы. Документально зафиксирован проект образования Чувашской трудовой коммуны. Идея организации отдельной национально-территориальной единицы для чувашей реальное воплощение получила в создании Чувашской автономной области с последующим её преобразованием в Чувашскую АССР . Чувашское национальное движение всё больше замыкалось на проблемах национального развития лишь той части чувашского народа, которая населяла его автономию. В 1920-х годах серьёзное внимание поддержке и развитию чувашской диаспоры ещё уделялось. Постановка и обсуждение вопросов национального развития характеризовалась тем, что имелся в виду, как правило, весь народ в целом, а не только население автономии. Об этом свидетельствовали и названия многочисленных в тот период всечувашских, общечувашских, всероссийских чувашских конференций, съездов, собраний. Имелась сеть национальных учебных заведений — в Башкирии, Татарии, Симбирской, Самарской и других губерниях. В Самаре и Казани выпускались чувашские газеты. Для чувашей, населяющих Советский Союз, в Москве выпускалась на чувашском языке газета « ». В Башкирии, Симбирской губернии, Татарской АССР, Саратовской губернии, Казахстане и Сибири были образованы чувашские национальные административно-территориальные единицы. В 1920-х годах действовала сеть чувашских представительств при центральных партийных и советских органах и учреждениях.
Отказ от нэпа , формирование нового общества сопровождались свёртыванием прежних процессов в сфере национальных отношений: превалирующей здесь с начала 1930-х годов стала тенденция к унификации. Была ликвидирована сеть чувашских представительств в Москве , приостановлено издание центральной газеты на чувашском языке « ».
Ситуация в сфере национальных отношений в Советском Союзе стремительно изменилась в эпоху перестройки. С конца 1980-х годов вновь возродились идеи чувашского национального движения. Появился координационный центр поддержки творческой молодёжи (КЦТМ) при , решение о учреждении которого было принято в апреле 1987 года . В его составе были молодые литераторы, художники, актёры, учёные-гуманитарии, студенты. На площадках КЦТМ шли живые дискуссии о перспективах поэтического слова, о традициях художественно-поэтического авангарда начала XX века, статусе родного языка, о будущем национальной культуры, о праве нации на свободное политическое, экономическое и культурное развитие.
Весной 1988 года группа научных сотрудников ЧНИИ ЯЛИЭ и ЧГУ выступила с инициативой создания . Для этого были разработаны программа и устав общества как народного общественно-политического движения. Провозглашались моральное и национальное возрождение общества, объединение национально-культурных устремлений всех чувашей независимо от места их проживания, суверенность Чувашской АССР в сфере экономики, политики и культуры, сохранение и развитие народных традиций, придание чувашскому языку статуса государственного, изучение и популяризация наследия И. Я. Яковлева и др. В республиканских СМИ прошла дискуссия, 30 ноября 1988 состоялось широкое собрание с обсуждением программных целей и задач Общества И. Я. Яковлева.
Однако сия инициатива не нашла отклика в стенах — учредительный съезд, намеченный на апрель 1989 года был отменен.
Власть в качестве альтернативы разрешило провести в декабре 1989 года учредительный съезд Чувашского общественно-культурного центра (ЧОКЦ), председатель — М. Н. Юхма . В феврале-марте Совет Министров Чувашской АССР утвердил устав и платформу ЧОКЦ.
В марте 1991 прошёл учредительный съезд партии Чувашского национального возрождения ( чуваш. Чăваш аталану партийĕ, ЧАП ), в программе которой стояла задача достижения экономического и политического суверенитета Чувашии. 9 октября 1992 состоялся учредительный съезд Чувашского национального конгресса ( ЧНК ), основной задачей его была реализация государственного суверенитета в полном объёме. Председателем ЧНК был избран А. П. Хузангай .
С конца 1980-х годов возникали национально-культурные объединения (НКО) чувашей в различных регионах России , прежде всего в Урало-Поволжье (Республики Башкортостан и Татарстан , Ульяновская и Самарская области), где вне территории Чувашии проживает компактно наиболее крупная масса чувашского народа. Разные формы НКО создавались в Москве и Санкт-Петербурге, в странах СНГ ( Казахстан , Молдова , Украина ) и Балтии ( Латвия , Эстония ).
После принятия Закона РФ «О национально-культурной автономии» (1996) начали формироваться чувашские национально-культурные автономии (НКА). К 2011 году в Российской Федерации насчитывается 85 чувашских НКО, в том числе 25 НКА. В 2001 году утверждена Федеральная национально-культурная автономия чувашей России в качестве экстерриториального общественно-государственного образования.