Гетто в Домачево
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́бринское гетто (август 1941 — 14 октября 1942) — еврейское гетто , место принудительного переселения евреев города Кобрин Брестской области Беларуси и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны .
Первое упоминание о евреях в Кобрине относится к XVI веку . По переписи 1897 года во всем уезде числилось 25 349 евреев, в том числе 6738 в самом Кобрине. Евреи составляли 64,8 % населения города. В начале 1920-х годов в Кобрине жил 5431 еврей, что составляло около 66 % населения. Большинство евреев Кобрина было занято в строительстве, ткацком производстве, торговле и т. п.
С началом Второй мировой войны в Кобрин устремились беженцы из оккупированной немцами части Польши, а часть кобринской еврейской сионистски настроенной молодёжи бежала в Вильно , чтобы оттуда эмигрировать в Палестину . Еврейское население города достигло 8000 человек .
К вечеру 23 июня 1941 года немецкие войска захватили Кобрин, и оккупация продлилась 3 года и 1 месяц — до 20 июля 1944 года .
Вскоре после оккупации евреев заставили организовать юденрат во главе с бывшим купцом Ангеловичем и еврейскую полицию, вооруженную резиновыми дубинками .
Евреи Кобрина получили приказ носить на спине желтые полоски (позже желтые нашивки и полоски со звездами Давида ), называемые немцами «шандесфлек» («позорное пятно») .
В июле 1941 около пригородного имения Патрики были расстреляны около 200 евреев, схваченных гестаповцами во время облав на кобринских улицах . В августе были схвачены и расстреляны около деревни Именин ещё 180 больных и непригодных к работе евреев .
В августе (осенью ) 1941 года немецкие власти издали распоряжение о создании в городе двух гетто.
Гетто «A» располагалось в южной части города, его территория была ограничена с запада левой стороной современной улицы Суворова, с юга и востока — площадью Свободы и правыми сторонами улиц Первомайской и Кирова. Промежутки между фасадами домов по границе гетто были заграждены сплошным дощатым забором. В этом гетто были размещены трудоспособные евреи, специалисты и те, кто смог подкупить полицаев .
Все остальные евреи были насильственно переселены в гетто «B», которое ограничивалось западной частью площади Свободы до моста и правыми сторонами улиц Советской и Спортивной. Это гетто не было даже ограждено, так как в нём находились только старики, женщины, дети и больные .
На переселение в гетто людям дали минимум времени, а в освобождаемое евреями жильё тут же заселяли нееврев, выселенных из территории гетто .
В Кобринское гетто также были свезены евреи из соседних местечек (например, из Гайновки и Беловежи). Гетто поставляло рабочую силу для трудовых лагерей в Ходос и Запруды.
Вся связь евреев из гетто с властью была возможна только через юденрат .
Узникам по страхом смерти запрещалось ходить по тротуарам, появляться без жёлтой нашивки, общаться с неевреями .
Евреев ежедневно выводили маршевым строем под конвоем полицаев на принудительные работы .
2 июня 1942 года узников гетто «B» собрали на площади Свободы, а председателя юденрата заставили обратиться к ним с успокоительной речью о якобы предстоящей отправке на работу. Толпу обреченных людей под конвоем эсесовцев с собаками отвели на железнодорожную станцию и погрузили в товарные вагоны, набив по 200 человек в каждый вагон .
Из воспомининий А. М. Зисмана
:
«В Кобрине немцы подожгли еврейскую больницу и квартиру раввина, и так как местные пожарные получили приказ не тушить, то пожары охватили весь город. Немцы бросали живых евреев в огонь.
|
Около 1800 евреев были таким образом вывезены и убиты на Бронной Горе , а само гетто «B» было ликвидировано. Многие умерли по дороге, не выдержав жары и недостатка воздуха в вагонах .
У Бронной горы накануне немцы пригнали 300 местных крестьян и приказали им выкопать 8 ям длиной от 40 до 80 метра, шириной 6 метров и глубиной 4 метра. Этот участок обнесли колючей проволокой. Обреченных людей заставляли перед ямами раздеться догола, спуститься по лестнице на дно и ложиться рядами вниз лицом. Затем их расстреливали, а следующим приказывали ложиться на убитых сверху .
В октябре 1942 года нацисты пригнали 160 мужчин из деревни Хидры и заставили их выкопать расстрельные ямы в Борисовском лесу на дороге между Кобрином и Дивином , в 14 км от Кобрина (на южной окраине Кобрина на полях колхоза «Новый путь» ). 14 (15 ) токтября 1942 года там были расстреляны 4000 (4500 ) жителей гетто «A» .
Опустевшее гетто несколько раз было тщательно обыскано палачами. Взламывались закрытые двери, проверялись чердаки и подвалы, железными прутьями протыкали землю на участках в поисках убежищ. Оставленных в домах беспомощных больных и стариков убивали на месте .
Часть кобринских евреев-специалистов (72 человека), работавших в немецком хозяйстве, летом (к декабрю ) 1943 года расстреляли во дворе кобринской тюрьмы .
Во время ликвидации гетто часть узников оказала вооружённое сопротивление , часть убежала в леса и включилась в партизанскую борьбу, а некоторые были спрятаны местными жителями.
За активную помощь евреям (в том числе нелегальную выдачу свидетельств о крещении) 15 октября 1942 были расстреляны двое польских священников: настоятель Иоанн Вольский ( польск. Jan Wolski ) и викарий Владислав Грабельны ( польск. Władysław Grobelny ) .
Всего в Кобрине были убиты как минимум 6900 евреев .
На окраине Кобрина, в конце улицы Первомайская, на месте расстрела установлен памятник жертвам геноцида евреев, убитым во время Холокоста .