Зарубинецкая культура
- 1 year ago
- 0
- 0
Коло́чинская культу́ра — раннесредневековая археологическая культура ( V — VII века ). Основной её ареал охватывал территорию восточной части Гомельской и Могилёвской областей Белоруссии (к востоку от реки Птичь ), Брянскую область , западные части Курской и Белгородской областей России, а также прилегающие районы Витебской (Белоруссия), Смоленской (Россия), Сумской и Черниговской областей Украины; небольшие анклавы , населённые переселенцами из основного ареала, имелись также на территории Липецкой и Тамбовской областей России .
Культура получила название по имени эталонного для неё поселения — городища Колочин-1 у деревни Колочин Речицкого района Гомельской области, раскопки которого проводил Э. А. Сымонович в 1955—1960 годах .
Время возникновения колочинской культуры исследователи относят ко второй четверти — середине V века . Большинство поселений — неукреплённые селища , что говорит об относительно спокойных условиях жизни населения колочинской культуры на протяжении большей части времени её существования. Имелись у колочинцев и городища , укреплённые валами и рвами; как правило, это были не места постоянного обитания, а городища-убежища .
Положение меняется в 630—660 годы, когда, по крайней мере, южные районы территории, занимаемой колочинской культуры, подвергаются набегам степных кочевников. Следствием этого стало массовое захоронение так называемых антских кладов . Однако ведущую роль в этнокультурном переломе, наступившем в регионе в третьей четверти — конце VII века, сыграли не кочевники, а пришедшие в него новые, многочисленные группы славянского населения. Считается, что в результате военных действий между различными славянскими группировками колочинское население потерпело поражение; в первую очередь пострадала элита местного общества, а остальное население вынуждено было примкнуть к новым поселенцам (сближению коренного и пришлого населения способствовали этническая близость и необходимость совместно противостоять экспансии Хазарского каганата ). В итоге к концу VII века колочинская культура прекращает существование, сменяясь волынцевской культурой , основу которой составило пришлое население .
Имеются различные точки зрения относительно того, откуда пришло это население. В. В. Седов в 1990-е годы обосновал вывод о том, что им была часть носителей именьковской культуры , покинувшая в конце VII века Среднее Поволжье . Этот вывод поддержали Г. И. Матвеева , О. М. Приходнюк, В. В. Приймак, М. И. Жих и другие исследователи. Альтернативную гипотезу выдвинули в 1996 году И. О. Гавритухин и А. М. Обломский; согласно их точке зрения, истоки волынцевской культуры лежат на Правобережной Украине , где в конце VII века пражская культура перестает в лука-райковецкую .
Культура иногда рассматривается как поздний локальный вариант киевской культуры . Распространялась с территории племён юхновской и почепской культур (большая часть бассейна Десны , Сейма , верховьев рек Сула и Псёл , Гомельское и Могилёвское Поднепровье ). На юге эта культура сосуществовала с родственной ей пеньковской культурой . Некоторые формы лепных сосудов курганного могильника Демьянки Добрушского района Гомельской области напоминают сосуды пражской культуры , ареал которой располагался к западу от территории колочинской культуры .
Большинство исследователей считают носителей данной культуры славянами ( П. Н. Третьяков , Л. Д. Поболь , В. Д. Баран , , М. Б. Щукин , , , А. М. Обломский , , , ). Колочинская и пеньковская культура — ближайшие родственные культуры, образовавшиеся при участии киевской культуры ; славянская принадлежность последней также признана большей частью исследователей. Некоторые исследователи ( И. П. Русанова , В. В. Седов , Е. А. Шмидт ) считают, что колочинская культура оставлена днепровскими балтами .
Колочинские селища располагались, как правило, сгустками по 5-8 поселений и отделялись друг от друга сравнительно большими пространствами. Эти селища размещались на невысоких местах, поблизости от воды. Жилища — обычно прямоугольные (реже подквадратные) полуземлянки с плоским полом и центральным опорным столбом. Использовались срубная или каркасная конструкция стен; вход находился с южной стороны. Для отопления колочинцы применяли очаги или печи-каменки, которые размещались в центре жилища .
В хозяйстве колочинцев доминировали земледелие (среди возделываемых культур преобладали ячмень и просо ) и животноводство (разводили крупный рогатый скот , свиней , лошадей , в меньшем количестве — мелкий рогатый скот ). Основная масса орудий труда изготовлялась из кричного железа , предметы из качественной стали редки . На колочинских поселениях найдены остатки мастерских , связанных с кузнечным делом и с металлургией железа и цветных металлов .
Посуда (кухонные горшки , сосуды для хранения продуктов, миски , диски и сковороды ) была грубо слеплена из глины без использования гончарного круга и неорнаментирована. Поверхность сосудов небрежно заглажена, а материал содержит включения шамота , реже — дресвы . Основные формы горшков: баночные, тюльпаноподобные, ребристые, цилиндроконические .
У колочинских женщин к украшениям головы относились пластинчатые венчики в виде лент и односпиральные височные кольца , к украшениям шеи — гривны различного типа. Нагрудными украшениями служили пальчатые, антропозооморфные или широкопластинчатые фибулы .
Могильники колочинцев представляют собой урновые, смешанные или (чаще всего) безурновые трупосожжения . Сжигали умерших всегда на стороне . Иногда захоронения совершались в курганах , над которыми колочинцы сооружали округлые насыпи высотой от 0,5 до 1,3 м; диаметр насыпей варьировал от 5 до 12 м .
По данным сравнительной лингвистики, восточнославянские диалекты в верховьях Днепра и Угры (на территории тушемлинско-банцеровской , колочинской и, наиболее компактно, мощинской культур) входят в четвёртую акцентную группу. Согласно выводам лингвистов, «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского ; этнос, носитель этого диалекта, представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян » .