Рабинович, Александр Евгеньевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Евге́ньевич Майкапа́р ( 4 декабря 1946 , Москва — 1 июня 2021 ) — советский и российский пианист , клавесинист , органист , музыковед , искусствовед , переводчик . Профессор Российской академии музыки имени Гнесиных . Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Внук Самуила Майкапара .
Родился 4 декабря 1946 года в Москве . Отец — Евгений Александрович Майкапар, инженер-машиностроитель, руководитель группы ВНИИГПЭ , эксперт Госкомитета по делам изобретений и открытий , сын композитора Самуила Моисеевича Майкапара и певицы Софии Эммануиловны Майкапар (отчество «Александрович» получил в честь крёстного). Мать — Наталия Львовна Майкапар (1919—2005), секретарь редакции журнала « Новый мир » в 1960—1989 годах , дочь советского коммуниста-хозяйственника, руководящего работника нефтяной промышленности Льва Густавовича Заммеля (1892—1941) и деятеля партии социалистов-революционеров Ирины Алексеевны Сысоевой (урождённой Бызовой; 1889—1937) . Семья будущего музыканта (отец, мать и бабушка София) жила в коммунальной квартире дома № 8 по Настасьинскому переулку .
Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (класс фортепиано Теодора Гутмана ) и Московскую консерваторию (класс органа Леонида Ройзмана ). С 1970 года концертировал в России и в других странах, исполняя широкий круг старинной музыки: в частности, выступал с программами, включающими полные собрания клавесинных произведений Иоганна Себастьяна Баха и Франсуа Куперена , все клавирные сонаты Йозефа Гайдна , записывал сочинения русских композиторов XVIII века. Под редакцией или в переложениях Майкапара издан ряд произведений Баха. Систематически публиковал популярные статьи о музыке в газете для учителей «Первое сентября», с 1998 года выступал как комментатор в программах радио BBC .
В переводе Александра Майкапара опубликованы по-русски книги Ванды Ландовской «О музыке» (1991, 2-е издание 2005), Эрвина Бодки «Интерпретация клавирных произведений Баха» (1993), «Орнаментика Баха» (1996), а также известный справочник Генри Уильяма Саймона «100 великих опер», который Майкапар дополнил приложением «Шедевры русской оперы». Кроме музыковедческой литературы, в переводе Майкапара вышел «Словарь сюжетов и символов в искусстве» и Кеннета Кларка (1996), за которым последовала уже собственная работа Майкапара в этом направлении — популярный компендиум христианских мотивов в западноевропейской иконографии «Новый Завет в искусстве» (1997): по мнению рецензента,
Должная выступать в качестве справочного пособия, эта книга сопротивляется беглому пролистыванию, она — для неспешного чтения .
В дальнейшем, развивая тему, подготовил (совместно с Н. А. Борисовской) альбом «Жизнь Христа в произведениях живописи» (2001).
С сентября 2010 года вёл класс клавесина на кафедре органа и клавесина Российской академии музыки имени Гнесиных. Также преподавал клавесин в музыкальном колледже Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке . С 2019 года проводил семинары и мастер-классы по программе Национального проекта «Культура» . В 2020 году записал для дистанционного показа цикл из 20 лекций «История идей в европейском искусстве» .
В 2017 году издал автобиографический роман «42 048 000» , в 2020 году — книгу «Моя жизнь (и смерть) в искусстве. Дневник эпохи коронавируса» .
Умер 1 июня 2021 года от COVID-19 .