Interested Article - Зал Столетия (Вроцлав)

Зал Столетия и Вроцлавский фонтан
Зал Столетия на немецкой открытке (1920)
Внутри Зала Столетия

«Зал Столетия» или Народный зал ( польск. Hala Stulecia, Hala Ludowa ; нем. Jahrhunderthalle ) — зрительно-спортивный зал, расположенный в во Вроцлаве . В 2006 году внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (один из 16 объектов этого списка, находящихся в Польше ). Памятник истории . Возле «Зала Столетия» находится Вроцлавский фонтан .

«Зал Столетия» сыграл ключевую роль в развитии строительства из бетона . Сочетая в себе пионерские инженерные и архитектурные решения, он явился образцом для возведения позднейших железобетонных сооружений.

Построен в 1911 1913 годах по проекту архитектора в раннемодернистическом стиле . Внесён в государственный список памятников архитектуры в 1962 году вместе с архитектурным комплексом, включающим , перголу и шпиль.

История

От создания до 1945 года

В 1907 году городские власти Бреслау , входившего в то время в состав Германской империи , приняли решение отметить столетие Битвы народов под Лейпцигом (1813). Была запланирована большая Выставка Столетия, организацию которой поручили Карлу Маснеру, директору Музея Художественного и Древнего Ремесла. Для этой цели город выделил территории, расположенные на окраине Щитницкого парка, на месте трассы для конных соревнований. Поблизости располагался основанный на 40 лет раньше и пользовавшийся растущей популярностью .

Был проведён конкурс на освоение территории, в котором среди 43 представленных проектов победил проект городского архитектора Бреслау , сотрудничавших с ним инженеров и Миллера, а также молодого выпускника лейпцигского факультета архитектуры Рихарда Конвяжа. Несмотря на оригинальный, но неоднозначный проект Зала и высокую проектную стоимость (1,9 миллионов марок), 28 июня 1911 года было получено официальное разрешение на строительство.

В момент создания Зал представлял собой исключительный объект. Он имел самые широкие в мире железобетонные перекрытия — большие размеры имели тогда лишь немногочисленные стальные конструкции. Зал имел 42 м высоты, а венчающий его купол — 67 м в диаметре. Максимальная ширина внутри Зала составляла 95 метров, а полезная площадь составила 14,0 тыс. квадратных метров. Кроме собственно центрального зала, в строении было предусмотрено ещё 56 других выставочных помещений и обширные кулуары , окружающие главный зал. Здание в целом было рассчитано на 10 тысяч человек, в том числе 6000 человек в центральном зале.

Пионерским был подход Берга и к архитектонике . Проектируя Зал, он сосредоточился на функциональности и проектировании внутренних помещений в гармонии с окружением, придании форме завершённости.

Для того чтобы гармонизировать отдельно стоящий Зал Столетия с окружающими его объектами, он был вписан в спроектированный Хансом Пёльцигом выставочный комплекс, носящий классицистический характер, достаточно типичный для первых лет XX века. Комплекс включал перголу высотой до 4,6 и длиной 640 метров.

Строительство Зала было завершено в декабре 1912 года за полтора месяца до запланированного срока. Во время его строительства на окружающей территории были возведены многочисленные выставочные объекты, в том числе , развлекательные сооружения и т. п. В Зале был размещён специально спроектированный и изготовленный известной франкфуртской фирмой Sauer орган , имеющий 222 регистра и 16706 трубок, на тот момент крупнейший в мире.

Выставка Столетия и Зал были торжественно открыты показом пьесы Герхарда Гауптманна.

После окончания Выставки Столетия территория вокруг Зала несколько раз перестраивалась. В самом Зале также производились некоторые переделки (главного входа и лестничных клеток). Автором этих проектов чаще всего был Рихард Конвяж.

Перед Второй мировой войной Зал, кроме выставок и менее значительных мероприятий, несколько раз становился местом массовых торжеств, в том числе публичных выступлений ведущих функционеров НСДАП , включая Адольфа Гитлера .

После 1945 года

Шпиль («Iglica»)

«Зал Столетия» пережил Второй мировую войну без серьёзных разрушений, однако орган был повреждён. Выставочные территории вокруг Зала и она сама впервые были использованы с июля по сентябрь 1948 года для организации и во время сопутствующего ей (25—28 августа) .

В период Польской Народной Республики в Зале не проводились серьёзные работы, способные изменить его характер. Не было сделано никаких изменений, за исключением удаления гитлеровской символики, наращивания бетонного пола в кулуарах, установки центрального отопления (до этого Зал вообще не обогревался), установки звукоусилителей и тому подобных незначительных ремонтных работ и изменений. Зал был местом проведения концертов (в нём выступал, например, Марино Марини ) и спортивных мероприятий ( XIII Чемпионат Европы по баскетболу среди мужчин в 1963 году). В Зале работал крупнейший в городе кинотеатр «Гигант».

Значительные изменения претерпела лишь окружавшая Зал территория, после того как южная часть выставочного комплекса была передана зоопарку, а в особенности после установки в 1948 году на площади перед входом 106-метрового шпиля, который коренным образом изменил статичный характер главного входа Зала.

Во время генерального ремонта в 1997 году на окнах были установлены белые пластиковые шторы, понижен на 1 метр пол, были установлены передвижные трибуны и раскладная арена, позволяющие приспосабливать Зал, в зависимости от текущих надобностей, для проведения спортивных, зрелищных, корпоративных или ярмарочных мероприятий. Новые элементы достаточно сильно выделяются на фоне серых стен.

В Зале проходят крупные ярмарки, проводятся оперные представления (в октябре 2006 года прошёл Вагнеровский оперный фестиваль), несколько сезонов Зал использовался для проведения баскетбольных соревнований. В 1997 году в нём проходил Евхаристический конгресс с участием папы римского Иоанна Павла II .

Ссылки

Источник —

Same as Зал Столетия (Вроцлав)