Interested Article - Невры

Невры и соседние народы во времена Геродота (по Б. Н. Гракову)

Не́вры ( др.-греч. Νευροί , лат. Neuri ) — древнее племя, обитавшее в Восточной Европе на северной окраине Скифии . Впервые упомянуты Геродотом (V век до н. э.), оставившим в своей « Истории » наиболее подробное их описание.

Источники

Основные сведения о неврах содержатся в IV книге «Истории» Геродота (V век до н. э.), где он описывает их среди племен, соседствующих со Скифией (IV, 17, 51, 100, 102, 105, 119, 125—126) . Затем невры упоминаются в сочинениях Псевдо-Скимна Хиосского (I век до н. э.) , Дионисия Периэгета (I век) , Помпония Мелы (I век) , Плиния Старшего (I век) , Аммиана Марцеллина (IV век) и других авторов , большинство из которых с незначительными вариациями пересказывет информацию Геродота.

Область расселения

Река Южный Буг в верхнем течении

Область расселения невров у Геродота называется Невридой (вариант перевода — Неврская земля ). Геродот помещает невров к западу от Борисфена (река Днепр), вверх по течению реки Гипанис (Южный Буг) выше . При этом от Скифии Неврская земля отделена неким озером , из которого берет начало река Тирас (Днестр) . Позже Помпоний Мела в русле Геродотовой традиции также помещал исток Тиры в стране невров . Соседями невров по северной границе Скифии Геродот назвывает агафирсов (со стороны Истра , то есть Дуная) и андрофагов (с противоположной стороны) . Выше невров располагается безлюдная на всем известном протяжении земля, «обращенная к северному ветру» . Повторяя Геродота, Псевдо-Скимн указывает что земля невров простирается вплоть до «необитаемой вследствие холода страны» . О северных землях, необитаемых вследствие холодов или по какой-то иной причине говорит также Страбон — спустя порядка четырехсот лет после Геродота . Гораздо позже, в IV веке н. э., Аммиан Марцеллин , смешивая анахроничные данные, называет невров соседями «высоких и обрывистых гор, на которых всё коченеет от мороза и порывистых северных ветров» . Тем не менее, ещё во II веке о горах где-то по соседству с некими наварами говорит также Клавдий Птолемей ; с натяжкой можно признать такими горами отдельные отроги Карпат .

В описании области расселения невров у Геродота имеется противоречие: согласно его сведениям за поколение до Скифского похода Дария I невры были вынуждены покинуть свои земли из-за змей и поселиться вместе с будинами , которые жили на левобережье Борисфена , на восточной окраине Скифии . Несмотря на это, при описании похода Дария Геродот вновь упоминает невров между агафирсами и андрофагами , а их страну — лежащей между землями упомянутых племён .

Обычаи и образ жизни

Согласно Геродоту невры имели скифские обычаи . Им могла быть известна царская власть ; по крайней мере Геродот говорит о собрании царей племён-соседей Скифии, включая невров, во время похода Дария I .

Николай Рерих . Колдуны (1905).

Широко известен фрагмент «Скифского логоса», посвященный оборотничеству ( ликантропии ) невров :

Эти люди, по-видимому, колдуны. Ведь скифы и эллины , которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние. Рассказывая это, они меня не убеждают, но они тем не менее рассказывают и, рассказывая, клянутся.

Геродот. История. IV, 105

Геродота повторяет Помпоний Мела : «Каждому невру установлено определенное время, когда, если он пожелает, то может превратиться в волка и затем снова принять прежний вид»

Переселение из-за змей

Наиболее ранние события истории невров в описании Геродота относятся ко времени за несколько десятилетий до Скифского похода Дария I (513 год до н. э.). Описывая область обитания невров в верхнем течении Гипаниса, Геродот делает отступление и указывает на переселение невров к будинам из-за змей :

…За одно поколение до похода Дария они совсем покинули свою страну из-за змей. Дело в том, что много змей появилось у них в стране, а другие более многочисленные устремились к ним сверху из пустынь, пока, наконец, невры, теснимые ими, не поселились вместе с будинами, покинув свою землю

Геродот. История. IV, 105
Фрако-фригийский бог Сабазий со змеями

Этот фрагмент неоднократно привлекал внимание исследователей; было выдвинуто предположение, что речь идет не о подлинных змеях, а о неких легендарных врагах, например народе с тотемом змеи, который напал на невров и заставил их покинуть свои земли . Выдвигались разные предположения о том, какая группа восточноевропейского населения могла стать исторической основой этого фрагмента. В частности Б. А. Рыбаков видел в описанных «змеях» балтов «с их исконным культом змеи» . Опираясь на исследование ареалов балтской и славянской гидронимии , Б. А. Рыбаков считал, что за сведениями о вторжении «змей» в Невриду «из пустыни внутри страны» следует понимать миграцию балтов с северного (левого) берега болотистой поймы реки Припять на южный берег, занятый неврами . Археологическим свидетельством этой миграции он считал волынскую группу археологических памятников скифского времени, расположенную в бассейне реки Случь чересполосно с поселениями милоградской культуры , связываемой им с неврами . Высказывалась также версия о фракийской основе фрагмента о змеях, поскольку в культах фракийцев змеи также играли важную роль (змей — символ важнейшего фрако-фригийского бога Сабазия ) .

О переселении самих невров в земли будинов из-за змей как будто свидетельствуют данные археологии, интерпретированные Б. Н. Граковым : ряд памятников на Ворскле связаны с синхронной чернолесской культурой днепровского правобережья, которую он отождествлял с неврами . Но фрагмент о «змеях» противоречит хронологической последовательности рассказа Геродота: несмотря на упомянутое переселение невров накануне похода Дария, при описании самого этого похода невры и их страна упоминаются на прежнем месте — между землями агафирсов и андрофагов . По мнению Б. Д. Гракова, «либо информаторы Геродота приблизили более древнее событие к своему времени, либо та миграция, что попала во II главу четвертой книги отца истории, была последним эпизодом в ряду таких случаев» .

Скифский поход Дария I

Геродот уделяет внимание неврам в связи со Скифским походом Дария I. Согласно его повествованию, в условиях начала этого похода, скифы послали к соседним племенам за помощью, указывая на то, что им грозит не меньшая опасность чем самим скифам . От племён прибыли цари, которые стали советоваться, но их мнения разделились:

Предполагаемый маршрут похода Дария I

Гелон , Будин и Савромат , будучи заодно, согласились помочь скифам; но Агафирс, Невр, Андрофаг и [цари] меланхленов и тавров отвечали скифам следующее: «Если бы вы, не причинив персам зла и не начав войну первыми, просили о том, о чем теперь просите, то нам было бы ясно, что вы говорите справедливо, и мы, послушавшись вас, действовали бы заодно с вами. Но вы, вторгнувшись в их страну без нашего участия, господствовали над персами столько времени, сколько вам позволило божество, и так как их теперь побуждает то же самое божество, они платят вам тем же. Мы же и тогда не причинили никакого зла этим мужам, и теперь не будем пытаться первыми причинить зло. Если, однако, он вторгнется и в нашу страну и положит начало несправедливости, тогда и мы не подчинимся; а пока мы этого не увидим, мы останемся у себя дома. Ведь мы думаем, что персы идут не на нас, а на тех, кто были виновниками несправедливости»

Геродот. История. IV, 119

Услышав этот ответ скифы приняли решение не давать решающего сражения, а отступать угоняя скот, засыпая колодцы и источники, истребляя растительность и заманивая персов в земли тех племён, которые отказались им помочь, чтобы втянуть их войну . Согласно Геродоту, Дарий преследовал скифов двигаясь на восток, а после — в обратном направлении через земли соседних Скифии племен: сначала меланхленов, затем — андрофагов, а после — невров . Под натиском персов все эти три племени поочерёдно пришли в смятение и не вступив в войну, несмотря на обещанные угрозы, бежали к северу в пустыню . Скифы не стали заманивать персов к агафирсам, поскольку те заранее запретили им это делать и из Невриды стали отступать в собственную страну, в Скифию .

Упоминания невров после Геродота

Навары и соседние народы во времена Птолемея

После Геродота упоминания невров в античных источниках скупы, зачастую анахроничны и в том или ином виде повторяют сведения « отца истории »; например, в «Периэгесе» Псевдо-Скимна невры помещены выше (греч. «пахари»), а их земли по-прежнему простирается вплоть до «необитаемой вследствие холода страны» . Дионисий Периэгет , смешивая реальные и мифические этнонимы, помещает рядом с неврами упомянутых ещё Гомером гиппемолгов (греч. «млекоедов») и совершенно мифических гиппоподов (греч. «лошадиноногие») . В I веке невров упоминает Помпоний Мела , помещая в их земле исток Тиры (в русле геродотовой традиции) ; в то же время в сочинении Плиния Старшего в земле невров помещается уже исток Борисфена (Днепра), а исток Гипаниса (Южного Буга) связывает с землями авхетов (то есть скифского племени авхатов , известного Геродоту) .

Более взвешенные данные о состоянии знаний касательно верховьев Тираса, Гипаниса и Борисфена приводит Страбон (I век до н. э. — I век н. э.), который отмечает что истоки всех этих трёх рек не открыты, а потому сведения о странах, лежащих севернее их, «должны быть ещё гораздо менее известны» . В дальнейшем, во II веке н. э. Клавдий Птолемей описывает реку Тиру (то есть Днестр ) как пограничную между Дакией и Сарматией ; племенами последней «выше Дакии» он называет и « бастернов » и где-то по-соседству с ними, «ниже соименных гор» упомянуты некие навары ; при этом многие из названых местных гор могут быть отрогами Карпат . Спустя восемь столетий после Геродота, в IV веке н. э. Аммиан Марцеллин , смешивая древние и современные этнонимы, по-прежнему упоминает невров среди народов «Скифии» (в его время — уже Сарматия ), прежде всего среди аланов ; за неврами они помещает неких видинов (вероятно — геродотовых будинов ) . В VI веке Иордан уже не упоминает невров, а касательно населения описываемого региона отмечает, что прикарпатские земли до Днестра населяют склавены , от Днестра до Днепра — анты , а земли дальше вглубь континента от истоков Вистулы ( Вислы ) до берега моря населяют венеды . Позднейшее упоминание невров (под именем неврии ) содержится в « Равеннской космографии », созданной неизвестным автором VIII века ; многие сведения этого источника явно анахроничны и наряду с историческими народами там перечислены устаревшие или полумифические этнонимы; невры упомянуты между « гомеровскими » гиппемолгами и некими агиями .

Начиная с К. Ширрена (1852) высказывались предположения об этимологической связи геродотовых невров и этнонима «нерома», известного по древнерусским летописям . Впервые он упоминается ещё Нестором в « Повести временных лет » (в форме «норова» ); помимо этого — в Переяславо-Суздальском летописце (как «нерома» ) и в Ипатьевской летописи (как «норома» ) . В Переяславо-Суздальском летописце нерома описана как «сиречь Жомойть», то есть древнерусское обозначение племени жмудь . По другой версии под неровой следует понимать восточнобалтское племя латгалов , жившее в восточной части современной Латвии . В XX веке М. Гибутас , категорично соотнося невров с балтами, а их соседей — со славянами ( ) и мордвой ( андрофаги ), предполагала, что нерома русских летописей и геродотовы невры могли быть одним и тем же народом .

Соотнесение с археологическими культурами

Карта расселения восточных балтов, территориально совпадает с вышеописанным описанием места жительства невров

По всей совокупности указаний Геродота, область расселения невров локализуется где-то на правобережье лесостепного Днепра вплоть до вод Южного Буга и Днестра . Соотнесение невров с конкретными археологическими культурами зависит от выбора подхода к интерпретации данных письменных источников : один подход предполагает соотнесение невров с городищенскими культурами лесной зоны, второй — со скифоидными культурами лесостепной зоны.

Городищенские культуры лесной зоны

Согласно первому подходу, отнесение Геродотом северных соседей Скифии к нескифским племенам предполагает отличия в образе жизни, обусловленные в том числе природными факторами . В таком случае, если сами скифы населяли степную и лесостепную области Северного Причерноморья, то их северных соседей следует локализовать севернее — в зоне лесов, среди так называемых раннего железного века ; активный вклад в разработку этого похода внёс Б. А. Рыбаков .

Своё название название городищенские культуры получили по наличию у населения этих культур городищ , снабженных земляными и деревянными укреплениями . Конкретно с неврами О. Н. Мельниковской (вслед за ней Б. А. Рыбаковым и многими иными авторами) связывается милоградская археологическая культура , занимавшая в первом тысячелетии до н. э. области в бассейне Верхнего Днепра и Припяти . Эта культура издавна ассоциируется с днепровскими балтами .

Скифоидные культуры лесостепной зоны

Для сторонников второго подхода определяющими являются указания Геродота на то, что невры, при всех их отличиях от собственно скифов, всё-таки имели скифские обычаи и схожий образ жизни . В таком случае, локализовать невров следует южнее — среди так называемых скифоидных культур лесостепной зоны Восточной Европы . Этот подход активно разрабатывался Б. Н. Граковым , который связывал с неврами памятники правобережья лесостепного Среднего Поднепровья — вплоть до лесостепных вод Южного Буга и Днестра . Наличие на правобережье Днепра (в бассейне Ворсклы ) группы памятников, связанных с упомянутой правобережной скифоидной культурой, может отражать сведения Геродота о переселении невров в земли будинов .

Этноязыковая принадлежность

Вопрос об этноязыковой принадлежности северных соседей Скифии трудно решаем в силу отрывочного и неточного характера сведений . Сильное влияние скифов, отмеченное Геродотом, ставит вопрос о возможном ираноязычии какой-то части соседних Скифии племён . Высказывались разные предположения касательно этноязыковой принадлежности невров, причём большинство исследователей склонно усматривать в них балто-славянскую основу .

При определении этноязыковой принадлежности невров во главу угла зачастую ставится процитированный выше фрагмент об их оборотничестве. Поверья о волках-оборотнях характерны для славян , кельтов , германцев . Особенно многочисленные их свидетельства содержатся в фольклоре восточных славян , прежде всего белорусов и северных украинцев ; на этом основании уже издавна исследователи были склонны усматривать в неврах славянскую принадлежность . В частности, ещё в XIX — начале XX века П. И. Шафарик , Л. Нидерле пытались определить невров как предков славян . Например Л. Нидерле, локализуя геродотовых невров на землях современной Волыни и Подолья, считал, что их славянское происхождение «вполне очевидно» .

Однако представления о ликантропии у балтов также фиксируются ещё по средневековым источникам и отмечаются исследователями . Соотнесение невров с прото-славянами доминировало до накопления археологических данных по собственно балтской культуре, когда активнее стали высказываться предположения о балтской принадлежности невров (а конкретно — ) . Со временем была предложена и балтская этимология этнонимов «невры» и «будины» , а описанное Геродотом переселение невров в земли будинов, не соседствовавших с ними непосредственно, также может быть свидетельством взаимного родства этих племён . Кроме того, упоминаемая Геродотом вера невров в оборотничество также находит соответствия в балтском этнографическом материале (ср. свидетельства Иеронима Пражского об оборотничестве жмуди). То, что в историческое время эти поверья обнаруживаются также у населения Белоруссии и севера Украины, может объясняться относительно недавней славянизацией проживавших здесь издревле днепровских балтов .

О. Н. Трубачёв интерпретировал фрагмент об оборотничестве невров в качестве свидетельства их принадлежности к кельтам — исходя из существования в Галлии схожего по имени племени нервиев и ярких свидетельств культа волка в кельтской среде .

В массовой культуре

Невры — главные герои серии книг « Трое из Леса » Юрия Никитина , созданных в поджанре славянского фэнтези . Невры там наделены выраженной славянской атрибутикой, выступая в роли предков славян.

Примечания

  1. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  2. , с. 40—65.
  3. , с. 100.
  4. , с. 143.
  5. , с. 233—234.
  6. , с. 244.
  7. , с. 261.
  8. , с. 277.
  9. , с. 65.
  10. , с. 45.
  11. , с. 40.
  12. , Прим. 2, с. 45.
  13. , с. 102.
  14. , с. 233.
  15. , с. 58.
  16. , с. 104, 106.
  17. , с. 187.
  18. , Прим. 4, с. 185.
  19. , Прим. 2, с. 59.
  20. , с. 63.
  21. , с. 59.
  22. , с. 234.
  23. Помпоний Мела. О хорографии. II, 14.
  24. , Прим. 3, с. 59.
  25. Рыбаков, Б. А. Геродотова Скифия. С. 148, 190—191
  26. , с. 64—65.
  27. , с. 123.
  28. , Прим. 2, с. 63—65, 59.
  29. , с. 58, 62-63.
  30. , Прим. 5-6, с. 143.
  31. , с. 309.
  32. , с. 104.
  33. , с. 186.
  34. , Прим. 4, с. 261.
  35. , с. 271.
  36. , с. 274, 277.
  37. Вольтер Э. А. Нерома // ЭСБЕ. т. XXa (1897): Наказный атаман — Неясыти, с. 907
  38. , с. 104.
  39. , с. 103—104.
  40. , с. 120.
  41. , с. 104.
  42. Baltic Languages. // Encyclopedia of Indo-European Culture . Fitzroy Dearborn, 1997. P. 196-197.
  43. Граков Б. Н. Скифы. М., 1971. С. 120 сл.
  44. Граков Б. Н. Скифы. М., 1971. С. 161.
  45. , с. 106.
  46. , с. 106—107.
  47. , Прим. 4, с. 59.
  48. Золин П. М. Неревский конец Великого Новгорода от 14 ноября 2009 на Wayback Machine
  49. , с. 31.
  50. Филиппов, Ю. В. Юношеская возрастная инициация в структуре социальной самоидентификации личности / Ю. В. Филиппов, А. М. Фирсова // Мир психологии. — 2005. — № 3(43). — С. 90-103. — EDN APADLG. С. 98
  51. , с. 107.
  52. Кёппен П. Древности северного берега Понта. С. 169
  53. Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1970. С. 162 и след.
  54. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования. М., 1991. С. 44-45, 219.

Комментарии

  1. Геродот придерживался «озерной» теории истоков скифских рек, в то время как в Античности существовала также «горная» теория где истоки помещались в Рипейских горах . В действительности реки Скифии не берут начало в озерах . Высказывалась также точка зрения что под «озером» Геродота подразумевались Пинские болота , которые вполне могли стать естественной границей между неврами и скифами .

Литература

  • Гимбутас М. Балты. Люди янтарного моря / Пер. с англ. С. Федорова. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2004. — 223 с. — (Загадки древних цивилизаций). — ISBN 5-9524-1359-5 .
  • Граков Б. Н. Скифы. Научно-популярный очерк. — М. : Издательство Московского университета, 1971.
  • Доватур А. И. , Каллистов Д. П. , Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты. Перевод. Комментарий / Под ред. В. Т. Пашуто . — М. : Наука, 1982. — 456 с. — Серия « Древнейшие источники по истории народов СССР ».
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Т. Н. Джаксон , , А. Г. Подосинов . — М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — Т. I: Античные источники. Сост. А. В. Подосинов. — 352 с. — ISBN 978-5-91244-004-5 .
  • Лазаренко, В. Г. // Новый Гермес. — 2019. — № 11 . — С. 18—75 .
  • Нидерле Л. Славянские древности / Пер. с чешского Т. Ковалевой и М. Хазанова. — М. : Издательство иностранной литературы, 1956.
  • Петрухин В. Я. , Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : Знак, 2004. — 416 с. — (Studia historica). — ISBN 5-94457-107-1 .
  • Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. — М.: Наука, 1979. — 448 с.: ил.

Ссылки

  • Геродот . История. Книга IV. Мельпомена
  • Б. А. Рыбаков . Язычество Древней Руси. Городищенский браслет из галицкой земли
  • К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ. ЛЕБЕДИНСКИЙ М.
  • Г. В. Вернадский . Древняя Русь. II. Киммерийская и скифская эра, (1000—200 гг … [www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv122.htm]
  • Вадим Эрлихман , Тропою вольков // Родина 2001 № 1 //
Источник —

Same as Невры