Этногенез армян
- 1 year ago
- 0
- 0
Этногенез (от греч. ἔθνος , « племя , народ » и γένεσις , «происхождение») — концепция в советской и российской антропологии , опирающаяся на примордиалистские теории этноса . Теории этногенеза описывали процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, в качестве начального этапа этнической истории. Согласно этой концепции, по завершении процесса может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп .
Восходит к работам С. М. Широкогорова , предложившего в 1920-е годы определение этноса в рамках позитивизма и эволюционизма применительно к этнографии. Концепция развивалась в 1970-е и 1980-е годы Ю. В. Бромлеем и Л. Н. Гумилёвым . Гумилёв описал этногенез как географически детерминированный процесс . В западной антропологии концепция этногенеза считается устаревшей .
В этнографии различают один исторический тип этногенеза — этногенез, имевший место в условиях первобытно-общинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.
Этногенез как формирование отдельной народности характеризуется консолидацией автохтонных этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов). Консолидация происходит в рамках единого общенационального государства или под началом общей религии, что часто вызвано необходимостью координации действий в ответ на внешний вызов ( американцы , немцы , швейцарцы ). Иногда процесс консолидации вызван противостоянием близкородственных автохтонных компонентов пришлому населению ( латыши ). Часто существенным элементом этногенеза является вторжение переселенцев, которые навязывают свой этноним (выражающий этническое самосознание) местному населению, но забывают свой язык ( болгары , узбеки , французы ), либо навязывают как этноним, так и язык ( венгры , турки , арабы ). Однако нередки случаи, когда мигранты могут быть сами ассимилированными местным населением ( вестготы в Испании).
Помимо языка и этнонима важную роль в формировании народности играет родина , то есть географическая среда, определяющая особенности хозяйственной деятельности и быта, а также формируемых на их основе чертах материальной и духовной культуры. Например, из «лесных» европейских англичан выделились «степные» американцы , вобрав в себя традиции иных ( ирландцев ) народов. Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, состоящее из коренного населения Восточного Закавказья и, возможно, мидян северной Персии, которое было персизированно, а в XI—XIII вв. тюркизированно .
В то же время этногенез является сложным процессом и ни один из элементов не является самодостаточным. Так, для евреев язык не являлся определяющим фактором консолидации (они в разное время использовали иврит , арамейский и идиш ), для украинцев , белорусов и эстонцев — необязательным являлся этноним (они могли называть себя русинами , литвинами или maarahvas), а общая родина не всегда приводит к формированию единой народности (например, на Кавказе тысячелетиями сосуществуют сотни народностей).
При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии , антропологии , археологии , сравнительного языкознания . См., например, о проблемах изучения культурогенеза / этногенеза индийских предков цыган .
Оригинальная пассионарная теория этногенеза , в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилёвым в работе « . Она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго. Полная продолжительность «жизни» этноса, не прерванной ассимиляцией , уничтожением или новым пассионарным толчком, по Гумилёву, составляет 1200—1500 лет.
Слабым местом теории Л. Н. Гумилёва можно считать предположение, что пассионарный толчок вызывается космическим излучением, но он и сам нигде не утверждает что это положение в его построениях является определяющим, указывая, что даже если будет выявлена иная исходная причина, остальной ход рассуждений всё равно останется в целом верным.
В. А. Шнирельман подчёркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию ( кряшены , или крещеные татары ), хозяйственную систему (оленные коряки -чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу ( афроамериканцы ), историческую традицию ( шотландцы ). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах , где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека , причём языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками.
Дж. А. Тойнби предложил теорию развития этносов (этногенеза), в которой их развитие объяснялось чередованием «вызовов» из окружающего мира (в том числе и от других этносов) и способностью дать успешный «ответ» таким вызовам. Эта теория многократно подвергалась критике.