Ярославский район (Ярославская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ярославская школа ( ярославский стиль ) — одна из наиболее значительных школ русского искусства XVII—XVIII веков. Сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье .
Особый «ярославский стиль» русской архитектуры проявился с развитием в городе каменного строительства в 1620—1640-х годах под влиянием псковских, новгородских и московских мастеров и традиций годуновской школы. Его отличительной чертой стали живописные композиции храмов — 4-столпных, 5-главых , с 2-ярусными галереями , крыльцами, встроенными звонницами и приделами . Расцвет ярославской школы зодчества приходится на середину — 2-ю половину XVII века, особенно после , уничтожившего большинство деревянных храмов.
Получили развитие два композиционные типа храмов: асимметричный с колокольнями в северо-западном углу и симметричный с отдельно стоящими колокольнями. Приделы нередко перекрывали шатрами (два симметричных в Николо-Мокринской церкви , 1665—1672) или главами (два 5-главых придела в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове). Создавались храмовые ансамбли из двух церквей, святых врат и колоколен (в слободе Коровники , 1649—1680-е годы). В 1640—1690-е годах в декоре фасадов активно использовались карнизы , ширинки , фризы , колонки, поребрики , изразцы (7-метровый изразцовый наличник церкви Иоанна Златоуста в Коровниках , начало 1650-х годов), в сочетании с цветом кирпичной кладки создающие ощущение особой нарядности.
Архитектура Ярославской школы влияла на зодчество Углича , Романов-Борисоглебска ; она родственна костромской архитектуре XVII века.
Черты Ярославской школы в архитектуре Ярославля в 1730-е годы сменяются столичными веяниями, однако до конца XVIII века сохраняются в окрестных сёлах, где продолжали строить 5-главые храмы ( Воскресенская церковь в Левашёве , 1779; Троицкая церковь в Диевом Городище , 1787; церковь Спаса Нерукотворного в Рыбницах , 1789—1791), часто с шатровыми колокольнями (близ Преображенской церкви в Больших Солях , 1770-е годы).
Композиционные и декоративные особенности Ярославской школы зодчества во 2-й половине XIX — начале XX веков стали одной из основ для развития русского стиля архитектуры .
Черты Ярославской школы русской иконописи — особая повествовательность и эмоциональность, тёмный колорит — начали закладываться во 2-й половине XVI века. Её расцвет приходится на 1640—1710-е годы. Вместе с костромскими мастерами ярославские художники учились и работали в других городах (в 1642—1644 Успенский собор в Московском Кремле расписывали Стефан Духовской, Севастьян Дмитриев, И. Владимиров и другие). Большие объёмы интерьеров ярославских храмов способствовали увеличению количества сюжетов в росписях, в том числе взятых из голландских изданий Библии.
С 1660—1670-х годов под влиянием холмогоро-устюжских мастеров палитра становится светлой, с обилием холодных тонов, иконы изобилуют редкими сюжетами, часто написанными в миниатюрной манере, например сцены «Сказания о Мамаевом побоище» (после 1684) внизу иконы «Сергий Радонежский с житием» (XVII век, Ярославский музей-заповедник ).
Среди мастеров последней трети XVII — начала XVIII веков наиболее известны Дмитрий Плеханов, Семён Иванов, Фёдор Игнатьев, Фёдор Фёдоров, среди династий иконописцев — Ивановы, Игнатьевы, Никитины, Поповы, Семёновы, Сидоровы, Фёдоровы.
Высоким уровнем мастерства отличались деревянная резьба (иконостасы и другое) и прикладное искусство .
С конца XVIII века живопись Ярославля под столичным влиянием утрачивает свои уникальные черты.