Interested Article - Рахдониты
- 2021-02-01
- 1
Рахдониты , или раданиты ( ивр. רדהנים radhanīm , араб. الرذنية ар-разания ), — странствующие еврейские купцы , которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам , создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы :
История
Долгое время историки начинали отсчёт торговых связей между Европой и Азией с крестовых походов либо с путешествия Марко Поло .
Между тем арабский географ Ибн Хордадбех в своём трактате « Книга путей и стран » ещё в IX веке описал маршруты еврейских купцов, которых он называл раданитами.
Происхождение этого термина не вполне ясно (вероятно, от персидского «знающие дорогу»), как и то, что именно он обозначал, — определённую купеческую гильдию , клан, либо торговцев в целом .
Из описания ибн Хордадбеха следует, что раданиты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая, обладая знаниями различных языков и поддерживая торговые фактории во многих городах.
Очевидно, благодаря их усилиям продолжали действовать торговые пути, проложенные ещё во времена Римской империи . Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток , Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая.
Все четыре основных торговых маршрута, которые раданиты использовали в своих поездках, начинались в Европе и заканчивались в Китае:
- Морем из Франции до Суэца , оттуда по суше на верблюдах до побережья Красного моря , затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали Константинополь .
- Морем из Франции в Ливан , через Ирак и Персидский залив в Индию и Китай.
- Морем из Испании или Франции через Гибралтарский пролив до Египта , оттуда через Ливан и Ирак в Персию и Индию.
- Через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат , в акваторию Каспия , затем в Балх (в пригороде Балха существовала еврейская колония Яхуданак), затем в Мавераннахр (Среднюю Азию) и Китай
Успех еврейских купцов был связан с присутствием еврейских общин во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая .
Постоянное напряжение между христианскими и мусульманскими торговцами подчас выливалось в запреты на заход купеческих судов в порты враждебной стороны. На еврейских купцов эти запреты обычно не распространялись.
С VII по X вв. раданиты были фактическими монополистами в торговле между европейским Западом и азиатским Востоком.
Раданиты вели торговлю прежде всего товарами, стоившими дорого при относительно небольшом объёме (такими, как специи, духи , ювелирные украшения, шелка , масла, ладан , оружие, меха), а также рабами .
Еврейский путешественник Ибрагим ибн Якуб сообщает о еврейских (наряду с мусульманскими и тюркскими) работорговцах в Праге около 970 году.
Есть и другие свидетельства активного участия евреев-купцов в работорговле.
О деятельности раданитов известно из сообщений мусульманских учёных той эпохи — Ибн Хордадбех и Ибн аль-Факих , которые называли их «радания», или «рахдания».
Именно раданиты принесли в Европу из Индии «арабские цифры» и китайскую бумагу. Например еврей Якуб ибн-Тарик вывез из Индии десятичную систему счисления.
Вероятно, такая масштабная торговля обеспечивалась силой, то есть государствами, которые существовали у евреев в Средние Века, и находились на пересечении торговых путей (Химьяр, берберо-еврейские княжества, Хазария, еврейские города Вавилонии).
В «Книге путей и стран» арабского географа Ибн Хордадбеха (ок. 820 — ок. 912/913, по др. данным 885) говорится о евреях-купцах рахданитах:
- Путь еврейских купцов Рахдания, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика ( то есть с Запада на Восток и с Востока на Запад ) по суше и по морю. Они доставляют из ал-Магриба слуг-евнухов (хадам), невольниц, мальчиков-слуг (гилман), парчу (дибадж), заячьи шкурки, пушнину (ал-фира'), соболий мех (ас-саммур) и мечи. Они путешествуют из Фиранджи ( Франция ) по Западному морю ( Средиземное море ), высаживаются у ал-Фарамы ( порт в Египте ) и доставляют свои товары по суше в ал-Кулзум ( порт на Красном море ). Между этими [городами] 25 фарсахов. Затем они совершают путешествие по Восточному морю ( Красное море ) из ал-Кулзума в ал-Джар и Джудду. Затем отправляются [дальше] в ас-Синд ( Северная Индия ), ал-Хинд ( Южная Индия ) и ас-Син ( Китай ). Вывозят из ас-Сина мускус, алоэ, камфору, корицу и другие товары, которые традиционны для этих краев (навахи), после него возвращаются в ал-Кулзум. Потом они доставляют эти [товары] в ал-Фараму. Затем плывут по Западному морю ( Средиземное море ), а иной раз поворачивают со своими товарами к Константинополю и продают их в ар-Руме. Иногда они ездят со своими товарами в земли Фиранджи и распродают их там. Если они желают, то везут свои товары из Фиранджи по Западному морю, высаживаются у Антакийи ( Антиохия ) и совершают по суше три перехода, пока не достигают ал-Джабийи ( окрестности Дамаска ). Затем они плывут по Евфрату до Багдада, а по Тигру до ал-Убуллы. Из ал-Убуллы [они направляются] в Оман, ас-Синд, аc-Син. Все эти [страны] связаны одна с другой.
- Иногда они держат путь по ту сторону (севернее) Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж ( Итиль ) — главный город хазар, далее по морю Джурджан ( Каспийское море ), затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт (Йурт?) тугузгуз, затем в ас-Син.
- А эти купцы — иудеи, которых называют рахданийа. Они разговаривают по-персидски, по-гречески, по-арабски, по-французски..
Деятельность раданитов пошла на спад в конце X века в связи с распадом Хазарии и подъёмом «национальных» торговцев, шедших по проложенным ими путям (например, итальянских торговых республик в Европе ).
В исторической литературе высказываются догадки о том, что именно раданитам Европа обязана знакомством с такими изобретениями, как арабские цифры и китайская бумага .
После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности .
На исламском Востоке торговля с Европой, Индией и Китаем продолжалась, но никогда более не объединялась в одних руках .
Рахдониты, Хазария и Русь
Хазарский каганат , чья столица Итиль занимала удобное положение в устье Волги , стал одним из центров раданитской торговли.
Не исключено, что именно рахдониты привнесли в это государство еврейскую веру .
О том, что центрами раданитской торговли были древнерусские города Киев и Перемышль , свидетельствует сообщение майнцского еврея Иегуды бен Меира .
Его ученик по имени Исаак Дорбело в XI веке вместе с ними посетил Польшу .
Собственно, одно из древнейших упоминаний о Киеве (X век) содержится в письме еврейской общины этого города.
Существование торгового маршрута под условным названием « Путь из немец в хазары » подтверждается некоторыми известиями.
В частности, именно таким путём Хасдай ибн Шапрут в сер. X века отправил своё послание в Хазарский каганат. Тогда же о пути из Праги через Краков в Киев сообщает испанский путешественник Ибрагим Ибн Йакуб .
Роль раданитов в становлении и ранней истории Древнерусского государства остаётся невыясненной. Отношение некоторых российских историков к раданитам в этом контексте сильно политизировано . Так, Л. Н. Гумилёв считал, что они поработили Хазарию, создав «химеру на Волге», а их торговые операции по прибыльности сравнивал с « перепродажей наркотиков и валютными спекуляциями» .
См. также
Примечания
- ↑ China // Encyclopedia of World Trade: From Ancient Times to the Present / Ed. Cynthia Clark Northrup. — 2005. — Armonk, New York: Sharpe Reference. — Vol. 1. — P. 29.
- Gil M. The Radhanite Merchants and the Land of Radhan // Journal of the Economic and Social History of the Orient. — 1976. — Vol. 17.3. — P. 299—328.
-
Гойтейн Ш. Д.
21 марта 2012 года.
. — М.—Иерусалим, 2001. — С. 111—112, 116.
Автор считает раданитов старинной корпорацией и среди причин их упадка называет также социально-экономическую трансформацию обычных еврейских общин, которая привела к резкой демократизации международной торговли. - Adler E. Jewish Travellers in the Middle Ages. — New York: Dover Publications, 1987. — P. X.
- Rabinowitz L. Jewish Merchant Adventurers: A Study of the Radanites. — London: Edward Goldston, 1948. — P. 150—212.
- Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков. — М.—Иерусалим, 2001. — С. 112.
- Brook K. The Jews of Khazaria / 2nd ed. Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2006. — P. 77.
- Рашковский Б. Е. Восточная Европа и ее связи с миром ислама глазами средневековых еврейских путешественников // Древнейшие государства Восточной Европы. 2021 год. — М., 2021. — С. 496—497.
- Шнирельман В. А. Подарок судьбы или Божье наказание (О двух подходах к хазарской проблеме в русской историографии) // Єврейська історія та культура в країнах Центральної і Східної Європи. — К., 1998; Тортика А. А., Михеев В. К. Концепция истории Хазарского каганата Л. Н. Гумилёва: опыт критического анализа // Материалы восьмой ежегодной специализированной конференции по иудаике. — М., 2001. — Ч. 1.
- Гумилёв Л. Н. от 3 апреля 2009 на Wayback Machine . — М.: Мысль, 1989.
- 2021-02-01
- 1