Википедия:Участники из Киева
- 1 year ago
- 0
- 0
Легенда об основании Киева — легенда о возникновении города Киева , столицы Киевской Руси и современной Украины .
Согласно Новгородской первой летописи и « Повести временных лет », на днепровских «горах» (холмах) жил человек по имени Кий вместе со своими младшими братьями Щеком , Хоривом и сестрой Лыбедью . Каждый из братьев основал поселение на одном из трёх холмов. Кий построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь него Киевом . Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае . От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.
Предание об основании Киева, подобно другим фольклорным произведениям, имело различные варианты, сообщавшие разные сведения о персонажах. Составители «Повести временных лет» упоминают об этой вариативности, приводя другую легенду (хотя и отвергают её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре : «Инии же, не вѣдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть, у Киева бо перевозъ бяше тогда съ оноя страны Днепра, тѣмь глаголаху: „На перевозъ на Киевъ“. Аще бо былъ перевозникъ Кый, то не бы ходилъ къ Цесарюграду. Но сий Кий княжаше в роду своем, и приходившю ему къ цесарю — не свѣмы, но токмо о сѣмъ вѣмы, якоже сказають: яко велику честь приялъ есть от цесаря, которого не вѣмъ и при котором приходи цесари» .
Самый ранний известный источник об этих персонажах — русская летопись начала XII века « Повесть временных лет », предположительно отразившая древнерусское предание о происхождении полян .
В недатированной части «Повесть временных лет» сообщает:
Поляне же жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: а один по имени Кий, а другой — Щек, а третий — Хорив, и сестра их — Лыбедь… И построили город и в честь старшего своего брата дали имя ему Киев… Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и окончил жизнь свою; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И после этих братьев стал род их княжить у полян…
Оригинальный текст (церк.-сл.)Поляномъ же живущиим о собѣ и владѣющимъ роды своими, яже и до сея братья бяху поляне, и живяху кождо съ родом своимъ на своихъ мѣстехъ, володѣюще кождо родомъ своимъ. И быша 3 брата: а единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь… Створиша городокъ во имя брата ихъ старѣйшаго и наркоша и́ Киевъ… Киеви же пришедшю въ свой городъ Киевъ, ту и сконча животъ свой, и брата его — Щекъ и Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашася. И по сей братьи почаша дѣржати родъ ихъ княжение в поляхъ…
В Новгородской первой летописи , предположительно отразившей предшествующий «Повести временных лет» « Начальный свод » конца XI века , легенда о Кие дополнена и датирована 6352 (854) годом:
И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани
Новгородская первая летопись, в отличие от «Повести временных лет», утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом» .
Историк М. Н. Тихомиров проанализировал сообщения Новгородской первой и Устюжской летописей о «временах Кия» в 853/854 годах и пришёл к выводу, что изначально княжение Кия привязывали к периоду правления византийской царицы Ирины (797—802), и лишь позднее все сведения были приурочены к периоду правления Михаила III (842—867). На основании этого Тихомиров сделал вывод, что Кий, возможно, основал город Киев в конце VIII века .
Легенда известна также в древнеармянской передаче у армянского историка Зиновия Глака о братьях по имени Kuaṙ и Хоṙеаn и городе Kuaṙi в стране Paluni . Академик Б. А. Рыбаков считает, что славяне соприкоснулись с армянами в эпоху византийского императора Маврикия (582—602), когда славяне отвоевали у империи Фракию и низовья Дуная, а Византия направила туда армянский корпус во главе со Смбатом Багратуни .
Киевский синопсис , составленный во второй половине XVII века, предположительно, Иннокентием Гизелем , архимандритом Киево-Печерского монастыря , включает специальные разделы «о преславном верховном и всего народа российского главном граде Киеве». Автор привёл летописную легенду о поселении на горах Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди, основавших там города, и дал и точную дату основания Киева — 431 год .
Ряд учёных считает легенду этимологическим мифом , призванным объяснить названия киевских местностей. Имена этих персонажей производны от киевских топонимов (Киев, «горы» Щекавица и Хоревица, река Лыбедь , приток Днепра), а не наоборот . Данные персонажи рассматриваются как генеалогические герои, герои мифологического эпоса, связанные с началом мифологизированной исторической традиции . Легенда об основании Киева, зафиксированная в русских летописях является типичной в ряду популярных и известных в культурах разных народов преданий о появлении государств и важнейших городов. Предание о возникновении Киева, подобно многим другим преданиям об основании главных городов — государственных центров, фактически представляет собой предание о родоначальнике. Из источников Киевской Руси известен цикл подобных преданий, повествующих о разных городах, которые были основаны в местностях проживания того или иного племени .