Interested Article - Авраамий Ростовский

Авраа́мий Росто́вский (также Авра́мий ; при рождении Иверк , в крещении Аверкий ) — святой преподобный Русской церкви , подвизавшийся в Ростове . Его «Житие» , среди прочего, описывает сокрушение им идола Велеса и основание на том месте Богоявленского монастыря .

Память по юлианскому календарю : 29 октября (по новому стилю 11 ноября) — обретения мощей , 23 мая (5 июня) — в Соборе Ростово-Ярославских святых , 21 мая (3 июня) — в Соборе Карельских святых . В — 21 августа по новому стилю ( переходящий день празднования).

Жизнеописание

Авраам Ростовский разрушает статую Велеса

Согласно второй редакции жития, записанной не раньше второй половины XVI века, родился в Чухломе , крестился с именем Аверкий и принял монашеский постриг на Валааме . Эта же версия попала в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . Василий Ключевский считал, что составитель второй редакции жития соединил двух разных святых — преподобных Авраамия Ростовского и Авраамия Галичского ; последний в XIV веке основал на городище Чухломы Городецкий монастырь .

Авраамий поставил себе хижину у озера Неро , в краю, где местные языческие финно-угорские племена (очевидно, весь и меря ) поклонялись каменному идолу Велеса , наводившего суеверный ужас на всю округу.

«Житие» его повествует о чудном видении ему апостола Иоанна Богослова , который дал ему жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убеждённые его проповедью, крестились многие язычники.

По ходатайству ростовских князей Авраамий был посвящён в сан архимандрита устроенного им Богоявленского монастыря .

Преставился в глубокой старости и был погребён в храме Богоявления.

Авраамий Ростовский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Почитание и канонизация

Мощи его обретены 29 октября 1210 года при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) .

Общецерковная канонизация преподобного Авраамия состоялась, по предположению Голубинского, ко времени Макарьевских соборов 1547—1549 годов . Служба Авраамию Ростовскому, составленная по подобию службы преподобному Сергию Радонежскому , впервые встречается в рукописном сборнике XV века.

В 1551 году царь Иоанн Грозный , перед походом на Казань , обходил святые места. В Богоявленском монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест, служивший его навершием, оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства , Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.

В 1860 году Фёдор Верховцев выполнил новую раку для мощей преподобного .

Время деятельности

Житие указывает 1010 год как дату смерти святого, однако большинство историков эту дату признаёт ошибочной . Так, Николай Карамзин указывал, что Авраамий действовал в Ростове во время или после Андрея Боголюбского . Просветительскую деятельность Авраамия в Ростове Василий Ключевский датирует 1073—1077 годами; Макарий (Булгаков) — ?—1045 годами, Андрей Титов — концом XI — началом XII века , Филарет (Гумилевский) — началом XII века. Евгений Голубинский скептически относился к самому факту существования Авраамия, видимо, считая его одним лицом с Авраамием Галичским и относя деятельность к последней четверти XIV века (согласно житиям, последний застал Юрия Дмитриевича , родившегося в 1374 году) . Не считает Авраамия основателем Богоявленского монастыря и относит его жизнь к XIV веку и Арсений Кадлубовский .

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 ноября 2014. 11 ноября 2014 года.
  2. Зонтиков Н. // Костромская земля : альманах. — 2014. — Вып. 7 . 17 марта 2015 года.
  3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — 1871.
  4. .
  5. Голубинский. История канонизации. — С. 82—83.
  6. . — Муром. — С. 194. 23 февраля 2022 года.
  7. от 7 июля 2012 на Wayback Machine Текстологический анализ Т. В. Буланиной.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 29. — С. 617.
  • / сост. А. Г. Мельник. — Ростов, 1998. — 80 с.
  • Мельник А. Г. // Книжная культура Ярославского края — 2018: сборник статей и материалов. — Ярославль, 2019. — С. 5—14 . — ISBN 978-5-9500778-3-8 .
  • Мельник А. Г. // XI Научные чтения памяти И. П. Болотцевой: Сб. ст. — Ярославль, 2007. — С. 63—68 .
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 2004. — Ростов, 2005. — С. 339—353 .
  • Мельник А. Г. // Макарьевские чтения. Русская культура XVI века - эпоха митрополита Макария. Вып. 6. — Можайск, 1998. — С. 266—287 . — ISBN 5-7542-0052-8 .
  • Мельник А. Г. // Чтения по истории и культуре древней и новой России. Материалы конференции (Ярославль, 7—9 октября 1998 года). — Ярославль, 1998. — С. 41—44 .
  • Мельник А. Г. // X Научные чтения памяти И. П. Болотцевой: Сб. ст. — Ярославль, 2006. — С. 87—97 .
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 2010. — Ростов, 2011. — С. 232—241 .
  • Мельник А. Г. // Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (12—13 октября 2010 г.). — Ярославль, 2011. — С. 5—15 . — ISBN 978-5-91637-014-0 .
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский . — Москва: Олма-пресс, 2001. — Т. . — С. 9. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 5-224-02249-5 .
  • Третьякова А. Л. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 176—178. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .

Ссылки

  • Текстологический анализ Т. В. Буланиной
Источник —

Same as Авраамий Ростовский