Авраамий Смоленский
- 1 year ago
- 0
- 0
Авраа́мий Росто́вский (также Авра́мий ; при рождении Иверк , в крещении Аверкий ) — святой преподобный Русской церкви , подвизавшийся в Ростове . Его «Житие» , среди прочего, описывает сокрушение им идола Велеса и основание на том месте Богоявленского монастыря .
Память по юлианскому календарю : 29 октября (по новому стилю 11 ноября) — обретения мощей , 23 мая (5 июня) — в Соборе Ростово-Ярославских святых , 21 мая (3 июня) — в Соборе Карельских святых . В — 21 августа по новому стилю ( переходящий день празднования).
Согласно второй редакции жития, записанной не раньше второй половины XVI века, родился в Чухломе , крестился с именем Аверкий и принял монашеский постриг на Валааме . Эта же версия попала в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . Василий Ключевский считал, что составитель второй редакции жития соединил двух разных святых — преподобных Авраамия Ростовского и Авраамия Галичского ; последний в XIV веке основал на городище Чухломы Городецкий монастырь .
Авраамий поставил себе хижину у озера Неро , в краю, где местные языческие финно-угорские племена (очевидно, весь и меря ) поклонялись каменному идолу Велеса , наводившего суеверный ужас на всю округу.
«Житие» его повествует о чудном видении ему апостола Иоанна Богослова , который дал ему жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убеждённые его проповедью, крестились многие язычники.
По ходатайству ростовских князей Авраамий был посвящён в сан архимандрита устроенного им Богоявленского монастыря .
Преставился в глубокой старости и был погребён в храме Богоявления.
Мощи его обретены 29 октября 1210 года при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) .
Общецерковная канонизация преподобного Авраамия состоялась, по предположению Голубинского, ко времени Макарьевских соборов 1547—1549 годов . Служба Авраамию Ростовскому, составленная по подобию службы преподобному Сергию Радонежскому , впервые встречается в рукописном сборнике XV века.
В 1551 году царь Иоанн Грозный , перед походом на Казань , обходил святые места. В Богоявленском монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест, служивший его навершием, оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства , Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.
В 1860 году Фёдор Верховцев выполнил новую раку для мощей преподобного .
Житие указывает 1010 год как дату смерти святого, однако большинство историков эту дату признаёт ошибочной . Так, Николай Карамзин указывал, что Авраамий действовал в Ростове во время или после Андрея Боголюбского . Просветительскую деятельность Авраамия в Ростове Василий Ключевский датирует 1073—1077 годами; Макарий (Булгаков) — ?—1045 годами, Андрей Титов — концом XI — началом XII века , Филарет (Гумилевский) — началом XII века. Евгений Голубинский скептически относился к самому факту существования Авраамия, видимо, считая его одним лицом с Авраамием Галичским и относя деятельность к последней четверти XIV века (согласно житиям, последний застал Юрия Дмитриевича , родившегося в 1374 году) . Не считает Авраамия основателем Богоявленского монастыря и относит его жизнь к XIV веку и Арсений Кадлубовский .