Interested Article - Леонтий Ростовский

В Ростове был в период 1172—1185 годов ещё один .

Лео́нтий Росто́вский (умер не позже 1077 ) — епископ Ростовский и Суздальский . Почитается Русской православной церковью в лике святителей , память совершается 23 мая (по юлианскому календарю ).

Происхождение и ранние годы

Научение грамоте святителя Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Около 1677 года. Муромский историко-художественный музей

Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский , в послании к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину , приложенном к Печерскому патерику , перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их святителя Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Житие же этого святителя, сохранившееся в многочисленных списках, сообщает, что он был грек , уроженец Константинополя . Митрополит Макарий , примиряя эти противоречия, допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию. Василий Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия. Служба сему святителю, сохранившаяся в списках XIII—XVI веков и составленная епископом Ростовским Иоанном , занимавшим Ростовскую кафедру в 1190—1214 годах, современником и близким знакомым епископа Симона Владимирского, утверждает, согласно с житием, греческое происхождение святого Леонтия: «от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси», в то же время говорит: «ты из млада Христа возлюбил еси, кумир возглумився и мерзких идослужений, храм себе освятил еси» ( стихира на хвалитех ), и тем самым указывает на русское происхождение его. В списках жития 4-й редакции и в прологе о святителе Леонтии сказано: «Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть» .

Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава , взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят») .

Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, святитель Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь , где, возможно, и был пострижен в монашество . По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобному Антонию , что было не ранее 1032 года, откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую как русский образованный монах и рукоположён во епископа , «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 года, когда возведён был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря — Иларион .

Ростовский епископ

Святитель Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Около 1677 года

В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти князя Бориса Владимировича , долго не имел собственных князей, и хотя в 1054 году, по смерти Ярослава Мудрого, через три года по прибытии Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду , но Всеволод жил во всё время княжения в Переяславле Русском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провёл в военных делах или около своего отца. Правда, первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая», по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери ещё во времена святого Владимира, в 991 году, и при ней учреждён клир церковный, но христиан было мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион с позором изгнаны были из города .

Святитель Леонтий крестит детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Около 1677 года
Язычники-ростовчане идут убивать святителя Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Около 1677 года
Крещение святителем Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Около 1677 года

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мёртвых и о единобожии . Впрочем, профессор Николай Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 года). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещённый им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею» .

Одновременно с «наказанием» клириков, Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам — язычникам из многолюдного племени мери , но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей .

Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами , облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мёртвые лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», — говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию .

Смерть, мощи

Обнаружение мощей Леонтия Ростовского
Святитель Леонтий Ростовский, последняя четверть XV в.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним — он скончался в мире, по другим — был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 году, другие полагают, что он убит в 1073-м. Евгений Голубинский указывает, что он скончался около 1077 года . Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И епископ Ростовский Иоанн в каноне святителю прославляет святителя Леонтия как преблаженного и преподобного , но не как мученика . Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» ( стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне ) .

С другой стороны, епископ Владимирский и Суздальский Симон в новой биографической версии в послании к черноризцу печерскому Поликарпу пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого Бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные,— это третий гражданин русского мира с теми двумя варягами увенчанный от Христа, ради которого пострадал» . Если до этой новой версии Леонтий считался отдельным крестителем Ростовской земли (то есть всей Северо-Восточной Руси), то после появления новой церковной идеологии о князе Владимире как крестителе всей Руси, его пришлось перевести из крестителей в «мученики» .

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме города Ростова , а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его — 23 мая и написал канон , помещённый в служебной (майской) Минее .

Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия перенесены были в (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвящённом имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом , а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия» .

20 декабря 2019 года над мощами святителя была установлена рака, изготовленная нижегородскими мастерами. Басма раки изготовлена из тонких серебряных пластин, в некоторых местах оклад покрыт позолотой .

Отражение в культуре

В былине « Алёша Попович и Тугарин Змей» отцом богатыря называет ростовского попа Леонтия, из-за чего св. Леонтия Ростовского в местных преданиях отождествляли с отцом былинного героя [ источник не указан 770 дней ] .

Примечания

  1. Никольский А. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  2. Головщиков К. Д. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Никольский Н. «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х—XI в.)». Корректурное издание. С. 210—211.
  4. .
  5. от 8 июля 2012 на Wayback Machine .
  6. Федотова П. И. Церковные идеологии Начальной летописи как этапы редактирования летописного текста // Наука и библиотека. Сборник научных трудов. Вып. 6. СПб.: Библиотека Академии наук, 2023. С. 92 — 102.
  7. . Ярославская митрополия (23 декабря 2019). Дата обращения: 23 декабря 2019. 11 мая 2021 года.

Литература

  • . — Ростов, 1998. — 80 с.
  • Мельник А. Г. // Кириллов: Краеведческий альманах. — Вологда: Легия, 2001. — Вып. 4 . — С. 212—218 . — ISBN 5-89791-022-7 .
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. Сб. ст. в честь чл.-кор. РАН С. М. Каштанова. — Ростов, 2003. — Вып. 13 . — С. 144—152 .
  • Мельник А. Г. // Сообщ. Ростовского музея. — Ростов, 2003. — Вып. 14 . — С. 86—90 .
  • Мельник А. Г. // Уваровские чтения — V. — Муром, 2003. — С. 100—103 . — ISBN 5-94951-005-4 . 20 декабря 2016 года.
  • Мельник А. Г. // Проблемы источниковедения. — М. : Наука, 2006. — Вып. 1(12) . — С. 392—399 . — ISBN 5-02-034003-0 .
  • Мельник А. Г. // Ист. записки. — М. : Наука, 2008. — Вып. 11(129) . — С. 75—93 . — ISBN 978-5-02-036736-4 .
  • Мельник А. Г. // Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (8—9 октября 2008 г.). — Ярославль, 2009. — С. 99—105 . — ISBN 978-5-91637-004-1 .
  • Мельник А. Г. // Макариевские чтения. Русь исконная — Русь крещеная. — Можайск, 2012. — Вып. 19 . — С. 305—314 . — ISBN 978-5-9902186-5-9 .
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 2015. — Ростов, 2016. — С. 18—33 . — ISBN 978-5-9908342-4-8 .
  • Мельник А. Г. // Книжная культура Ярославского края — 2016. — Ярославль, 2016. — С. 18—36 . — ISBN 978-5-906275-41-7 .
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 2016. — Ростов, 2017. — С. 125—135 . — ISBN 978-5-9908342-9-3 .
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 2018. — Ростов, 2019. — С. 249—263 . — ISBN 978-5-9908342-0-0 .
  • Мельник А. Г. // Книжная культура Ярославского края — 2019. — Ярославль, 2020. — С. 5—15 . — ISBN 978-5-9500778-5-2 .
  • Никольский А. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  • Трубачева М. С. // Уваровские чтения — III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность : Мат-лы науч. конф., посв. 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. — Муром, 2001. — С. 82—86.
  • Филипповский Г. Ю. // Словарь книжников и книжности Древней Руси . XI — первая половина XIV в. — Л., 1987. — С. 159—161.
  • Филипповский Г. Ю. О происхождении ранней краткой редакции Жития св. Леонтия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2007. — № 3 (29). — С. 115—116.
Источник —

Same as Леонтий Ростовский