Interested Article - Житие Авраамия Ростовского
- 2020-12-19
- 2
Житие Авраамия Ростовского — памятник средневековой русской агиографической литературы , созданный, скорее всего, не ранее XV века .
Житие посвящено св. Авраамию Ростовскому — легендарному основателю ростовского Авраамиева Богоявленского монастыря и является единственным источником сведений о святом. В отношении датировки описываемых в житии событий мнения учёных расходятся: Макарий Булгаков датировал его деятельность первыми десятилетиями христианства на Руси , В. О. Ключевский — 1073 — 1077 годами ,, А. А. Титов — концом XI — началом XII веков ,, а Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский отказываются считать Авраамия основателем Богоявленского монастыря (который впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1261 годом ) и рассматривают его как церковного деятеля XIV века (причём Голубинский отождествляет святого с игуменом , совершившим с митрополитом Пименом в 1385 году паломничество в Царьград ). При этом в третьей редакции Жития Авраамия Ростовского указывается, что мощи Авраамия были обретены «во дни великаго князя Всеволода Юрьевича Владимирскаго внука Мономахова в лето 6683 октоврия в 27 день».
Многочисленные списки жития учёные делят на три редакции, которые разнятся при описании жизни Авраамия до его прихода в Ростов . В первой редакции (видимо, XV век ) об этом периоде жизни святого вообще не говорится (Ключевский так характеризует эту версию: «не житие сколько-нибудь связное, а довольно неискусная сшивка общего очерка с двумя сказаниями» — об уничтожении ростовского идола Белеса и о борьбе святого с бесом. Есть две версии первой редакции: в одной из них есть список имён князей и епископов ростовских, в другой — видимо, более ранней — его нет. Уже в первой редакции много вполне литературных мотивов, что свидетельствует о его позднем происхождении. А. П. Кадлубовский выявил серьёзное влияние византийского Жития Авраамия Затворника, входящего в состав « » Ефрема Сирина и апокрифического Жития Иоанна Богослова . Л. А. Дмитриев писал, что рассказ о бесе, заключенном в рукомойник, заимствован из легенды об Иоанне Новгородском . Б. М. Соколов отметил перекличку Ж. Авраамия с былинами об Идолище Поганом .
Во второй редакции жития наличествует более рассказ о юных годах жизни святого: названо место его рождения ( Чухлома ) и пострижения ( Валаам ). Есть предположения о том, что на вторую редакцию повлияло ; тогда время её появления — не раньше второй половины XVI века .
Третья редакция создана, судя по всему, также в XVI веке на основе второй. Здесь биография Авраамия ещё более полная: сообщается, что изначально он был язычником и носил имя Иверк, а после крещения получил имя Аверкий.
Е. Е. Голубинский пытался предложить иную версию взаимоотношения редакций: первоначальной он назвал вторую, а первую посчитал её проложным сокращением . Однако выводы Голубинского подвергнуты критике А. П. Кадлубовским .
Издания
-
Первая редакция:
- Псковские летописи. СПб., 1860, вып. 1, С. 221—225.
- Преподобный Авраамий архимандрит, ростовский чудотворец // Яросл. епарх. вед., 1874, ч. неофиц., № 45, с. 353—357.
- Великие Минеи Четии, Октябрь, дни 19—31. СПб., 1880, стб. 2025—2032.
- Титов А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в. // Яросл. губ. вед. 1892, ч. неофиц., № 52, с. 2; № 53, с. 2
- Титов А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского. (По поводу письма о нём иезуита И. М. Мартынова) // Христианин, 1908, № 8, с. 559—570).
- Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968, с. 184—188; Повесть о водворении христианства в Ростове // Древнерусские предания (XI—XVI вв.). М., 1982, с. 130—134.
- Повесть о водворении христианства в Ростове // Древнерусские предания (XI—XVI вв.). М., 1982, с. 130—134.
- (по мотивам первой редакции жития) Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896, вып. 2, ч. 1, с. 42—44.
-
Вторая и третья редакции:
- Макарий [Булгаков]. История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889, т. 1, с. 263—265 (отрывок)
- Соколов М. И. Пространное житие преподобного Авраамия, ростовского чудотворца // Яросл. епарх. вед., 1890, ч. неофиц., № 14, стб. 213—222; № 15, стб. 225—239;
- Соколов М. И. О редакциях жития св. Авраамия Ростовского // Тр. VIII Археол. съезда в Москве. М., 1895, т. 2, с. 238—240 (отрывок).
Примечания
- Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб, 1889. Т. 1. С. 263—265.
- Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.
- Титов А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского. (По поводу письма о нем иезуита И. М. Мартынова) // Христианин, 1908, № 8. С. 559—570.
- Кадлубинский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 1—43.
- Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. Л., 1973, с. 154—155.
- Соколов Б. М. Былины об Идолище поганом // ЖМНП, 1916, Нов. сер., ч. 63, май, с. 20—28.
- от 8 ноября 2007 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси .
- Голубинский Е. Е. История церкви. М., 1904, т. 1, 2-я пол. С. 763—775.
- Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 1—43.
Литература
- Церковь русская во дни св. Владимира и Ярослава до избрания митрополита Илариона. 988—1051 // Христ. чт., 1850. — ч. 1. — С. 59—61.
- Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М. , 1871 (магистерская диссертация) — С. 26—38.
- Барсуков. Источники агиографии. — Стб. 1—5.
- Пономарев А. Авраамий // ПБЭ. — СПб. , 1900. — Т. 1, стб. 203—210.
- Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. — Варшава, 1902. — С. 1—43 (рец. Е. Е. Голубинского ) // Отчёт о присуждении премий имени графа Д. А. Толстого. — СПб. , 1905 (СОРЯС, Т. 78, № 4) С. 96—98).
- Кадлубовский А. П. Несколько разъяснений по поводу рецензии акад. Е. Е. Голубинского // РФВ, 1906. — Т. 55, № 1 и 2. — С. 327—330.
- Голубинский Е. Е. История канонизации. — С. 82—83.
- Голубинский Е. Е. История церкви. — М. , 1904. — Т. 1, 2-я пол. — С. 763—775.
- Дурново Н. Н. Легенда о заключённом бесе в византийской и старинной русской литературе // Древности: Труды славянской комиссии Имп. Моск. археол. об-ва . — М. , 1907. — Т. 4, вып. 1. — С. 59—61.
- Соколов Б. М. Былины об Идолище поганом // ЖМНП, 1916. — Нов. сер., ч. 63, май. — С. 20—28.
- История русской литературы. — М. ; Л. , 1945. — Т. 2, ч. I. — С. 66.
- Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. — Л. , 1973. — С. 154—155.
- Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988—1237). — München, 1982. — S. 142.
- Скрипиль М. О. Легендарно-политические сказания Древней Руси // Докл. и сообщ. Филол. ин-та ЛГУ. — Л. , 1950. — Вып. 2. — С. 61—63.
- Мельник А. Г. // Чтения по истории и культуре древней и новой России. Материалы конференции (Ярославль, 7-9 октября 1998 года). — Ярославль, 1998. — С. 41—44 .
- Мельник А. Г. Утраченная икона, отражавшая третью редакцию жития Авраамия Ростовского // . — Ярославль, 2011. — С. 5—15. — ISBN 978-5-91637-014-0 .
- Мельник А. Г. // Книжная культура Ярославского края — 2018: сборник статей и материалов. — Ярославль, 2019. — С. 5—14 . — ISBN 978-5-9500778-3-8 .
- 2020-12-19
- 2