Interested Article - Происхождение честных древ Животворящего Креста

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый Спас

Происхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня ( греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού ), также Всемилостивый Спас православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю . По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.

Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход . Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

1 августа в Русской православной церкви также совершается «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году . Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами . Поэтому праздник мог быть установлен и им. История установления праздника в связи с победами Андрея и Мануила отражена в произведении владимирской литературы XII века « Сказание о победе над волжскими болгарами » .

В этот день чтится также память святых мучеников Маккавеев .

История установления праздника

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII—XIV веках он утвердился во всех Православных церквях . На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника следующее:

По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви . С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы , творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста .

«Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 года, составленное по повелению Патриарха Московского Филарета (Романова) :

А на происхождение в день честнаго креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям.

Богослужение

Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня на источник (уральская икона, XIX век)

Особенности богослужения аналогичны особенностям богослужения Недели крестопоклонной (3‑я неделя Великого поста ) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

В современной богослужебной практике Русской православной церкви накануне (то есть 31 июля) вечером совершается вечерня и утреня ( малая вечерня , которая должна служиться, согласно Богослужебному уставу , до вечерни, в современной приходской практике (и в большинстве монастырей) не отправляется). Пред вечерней в таком случае совершается перенесение Креста с жертвенника на престол по чину, установленному для Крестопоклонной недели. Если же утреня отправляется с утра, то Крест переносится на престол по отпусте вечерни.

На утрене перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия, при пении Трисвятого , настоятель совершает каждение престола (трижды) и при пении «Святый Боже» в третий раз (погребальным распевом) износит Крест на голове с возду́хом , в преднесении двух светильников, северными дверьми ( иконостаса ); остановившись на амвоне , возглашает «Премудрость прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» полагает Крест на аналой . Совершается троекратное поклонение ( земные поклоны ) Кресту при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»; поются особые стихиры , во время которых предстоятель совершает помазание народа елеем .

Согласно принятому в настоящее время в Русской православной церкви чину, малое освящение воды 14 августа (по новому стилю) совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение мёда.

По традиции принятый для праздника цвет литургических облачений — фиолетовый (тёмно-красный).

См. также

Примечания

  1. 24 мая 2011 года.
  2. (недоступная ссылка)
  3. Назаренко А. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 393—398. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  4. от 14 августа 2019 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
  5. . Дата обращения: 11 августа 2007. Архивировано из 21 мая 2012 года.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XII: Август, День 1. — С. 5.
  • Протоиерей Александр Кравченко . Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Семи мучеников Маккавеев.

Ссылки

Источник —

Same as Происхождение честных древ Животворящего Креста