Данилов, Михаил Васильевич (1722)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дани́лов монасты́рь ( Свя́то-Дани́лов , Дани́ловский монастырь ) — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (РПЦ), расположенный в Москве на правом берегу Москвы-реки . Основан в конце XIII века московским князем Даниилом Александровичем . Был окончательно закрыт властями в октябре 1930 года . Передан Московскому патриархату в 1983 году для создания духовно-административного центра РПЦ. На его территории расположены отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция , в которой проводятся заседания Священного синода .
Монастырь основал московский князь Даниил Александрович в конце XIII века. Исследователь истории Кремля Александр Воронов указывает 1282 год, когда князь миром решил конфликт между своими братьями Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким за Владимирское великое княжение и право княжить в Новгороде .
Первой постройкой обители стал деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника , окружённый и хозяйственными постройками. Территория была огорожена — частоколом из мощных брёвен, вбитым в основание земляного вала . В обители находилась библиотека древних книг, позднее перенесённая в ризницу Спасского монастыря в Кремле. В 1293 году монастырь был разорён во время похода полководцев Золотой Орды на Северо-Восточную Русь .
После смерти князя Даниила его похоронили на общем монастырском кладбище. В 1330 году по указу Ивана Калиты даниловскую братию перевели в храм Спаса на Бору . Второе переселение произошло в конце XV века при правлении Ивана Васильевича III — на Крутицкий холм . По мнению Александра Воронова, причиной переноса являлось желание князя создать рядом со своим дворцом духовный центр и выделить место упокоения членов княжеской династии .
Погост обители и принадлежавшие ей сёла перешли под управление архимандрита кремлёвского Спасо-Преображенского монастыря на бору , приоритетом которого было обустройство нового великокняжеского монастыря. Без должного присмотра Даниловская обитель постепенно оскудела, к XV веку из построек сохранилась только деревянная церковь Даниила Столпника . Её возрождение началось при правлении Ивана Грозного . Место для строительства нового собора было выбрано на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила. В 1561 году закончили возведение нового храма, получившего название Святых отцов семи Вселенских соборов . Его освятил митрополит Московский и всея Руси Макарий . Храм представлял собой небольшой белокаменный четверик с главой , крытой керамической черепицей зелёного цвета. Вокруг него были построены деревянные кельи. Рядом с монастырём находились конюшенный и крестьянские дворы .
В 1591 году, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский обоз — укреплённый передвижной лагерь. В декабре 1606-го у обители стояли полки военачальника Михаила Скопина-Шуйского для нанесения удара по отрядам Ивана Болотникова . В сентябре 1610 года отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни .
В 1652 году монастырь обрёл мощи князя Даниила. Патриарх Никон с духовенством вскрыли могилу, а мощи святого перенесли в храм Семи Вселенских Соборов в деревянную гробницу у правого клироса . В 1670-е годы на территории монастыря построили трапезную с двумя придельными храмами — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Даниила с шатровой колокольней и тремя каменными палатами. Здание трапезной, к которой примыкали две ризничные палаты, было вытянуто с востока на запад и располагалось недалеко от главного собора. Покровский и Пророкоданииловский храмы имели алтарную апсиду и главы луковичной формы. Они были украшены наличниками , карнизами, поясками, изразцовыми изображениями четырёх евангелистов работы Степана Иванова по прозвищу «Полубес». В 1682 году царь Феодор Алексеевич пожертвовал два колокола для новопостроенной колокольни. Их отливал главный литейщик Пушечного двора в Москве Фёдор Моторин .
В начале XVIII века, после поражения русской армии под Нарвой , по указу Петра I со звонниц стали снимать колокола для литья пушек. Всего была изъята четвёртая часть веса даниловских колоколов . В 1729 году разобрали соборный храм и возвели на его месте новый двухэтажный. Он с трёх сторон был окружён открытой галереей- гульбищем с двумя крыльцами. Постройку венчали барабан , главка луковичной формы и крест. В 1736-м храм расписал живописец Григорий Яковлев. Были сооружены также своды трапезной, новые главы, барабаны, кровли Покровского и Даниловского храмов. В 1731 году на средства московского купца М. А. Косырева закончилось строительство надвратной церкви. Её освятили во имя преподобного Симеона Столпника . В 1736-м в ней устроили колокольню . В 1746 году началась перестройка шатровой колокольни при храме Святых отцов и Покровской церкви: был снят верхний ярус, а на двух нижних возвели столпообразную церковь во имя преподобного Даниила Столпника. Её венчал восьмигранный барабан и главка .
После секуляризации монастырских земель в 1764 году Данилов монастырь стал третьеклассным . В 1771-м во время московской эпидемии чумы при нём устроили кладбище для умерших, которое позднее засыпали . Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 году, когда на его счету числилось 18 десятин земли [ источник не указан 2047 дней ] .
Накануне наступления французских войск Москву в 1812 году ризницу монастыря вывезли в Вологду , а казну — в Троице-Сергиеву лавру . При отступлении наполеоновские войска похитили оклад с гробницы князя Даниила. Новую серебряную вызолоченную раку для мощей изготовили в 1817-м .
В 1832—1834 годах строился новый храм Воскресения Словущего по проекту архитектора Фёдора Шестакова на месте стоявшей там одноимённой каменной церкви, построенной на рубеже XVII—XVIII веков. Он был выполнен в стиле позднего классицизма и имел пять престолов : освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме , святых первоверховных апостолов Петра и Павла , в честь святого пророка Илии , во имя Николая Чудотворца и в память святителя Иоанна Златоустого .
К середине XIX века из-за наполненности кладбища было решено расширить территорию монастыря. Западную часть стен XVII столетия разобрали до основания, а на её месте возвели новую с двумя угловыми башнями .
В 1890 году на средства купеческой вдовы Анастасии Захаровой литейщиком Ксенофонтом Верёвкиным был изготовлен колокол весом 722 пуда на заводе Финляндского . Для него устроили деревянную звонницу на за оградой монастыря. В 1904-м изготовили новый колокол весом 365 пудов. С его главы несколькими ярусами спускались сводчатые кокошники с растительным декором, жемчужник, фриз в русско-византийском стиле . Через два года была укреплена надвратная колокольня, что позволило водрузить на неё колокол .
В августе 1892 года при обители открыли бесплатную церковно-приходскую школу для бедных, состоявшую под надзором Московского Кирилло-Мефодиевского братства . К 1903-му в ней занимались 52 ученика, 36 из которых были крестьяне, остальные принадлежали к мещанскому сословию . В школе изучали Закон Божий , церковное пение , церковнославянскую грамоту , русский язык, арифметику , отечественную историю, географию, чистописание .
В конце XIX века в Даниловом монастыре был устроен приют для монашествующих . В 1902 году его преобразовали в общемонастырскую больницу для служителей Московской епархии . Вскоре больничные палаты соединили с надвратной церковью преподобного Симеона Столпника. Её обновили на средства вдовы статского советника В. С. Ляминой .
В начале XX века по проекту архитектора Фёдора Шехтеля была устроена усыпальница купцов братьев Ляпиных в подклете и на первом этаже храма Святых отцов. Она была сделана в два яруса: на нижнем находилась крипта , на верхнем — часовня с витражами .
1 мая 1917 года настоятелем монастыря был назначен епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) ; вместе с ним пришли многие его друзья-единомышленники, выпускники и студенты Московской духовной академии . Монастырь, имущество которого в соответствии с Декретом об отделении церкви от государства было национализировано и в 1919 году формально закрытый властями, в последовавшие до фактического закрытия годы пережил период духовного подъёма, функционируя как клир приходской Даниловской общины . В начале 1920-х годов в монастыре временно пребывали многие архиереи , назначенные патриархом Тихоном на кафедры , но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии , среди которых были Серафим (Чичагов) , Иларион (Троицкий) , Трифон (Туркестанов) , Дамаскин (Цедрик) , Прокопий (Титов) , Пахомий (Кедров) , Гурий (Степанов) , Валериан (Рудич) , Иоасаф (Удалов) , Амвросий (Полянский) , Парфений (Брянских) . Проживавшие в обители епископы занимали общую с настоятелем Феодором (Позднеевским) жёсткую непримиримую позицию по отношению к обновленчеству и советской власти и получили неофициальное название — « даниловцы » (впоследствии многие клирики монастыря принадлежали к « непоминающим ») . Писатели Краснов-Левитин и Вадим Михайлович Шавров в книге «Очерки по истории русской смуты» писали:
До самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми «тихоновцами», чем сам Патриарх Тихон .
В 1918 году начала работу Высшая богословская школа, в которой преподавал Феодор. Однако через два года его арестовали по обвинению в антисоветской агитации , и школа была закрыта .
В октябре 1929 года Троицкий собор передали учреждению «Союзхлеб» под склад муки. 6 октября 1930 года у членов Даниловской общины были отобраны ключи от всех построек монастыря; на следующий день мощи князя Даниила были перенесены в приходский храм Воскресения Словущего у южной стены монастыря, где богослужения совершались до 1932 года . Вскоре был арестован наместник обители архимандрит Тихон (Баляев) .
В 1930 году даниловские колокола купил американский меценат Чарльз Ричард Крейн . Их перевезли и разместили на территории Гарвардского университетского городка . В монастырь их вернули в 2008 году, предварительно отлив для университета точные копии под руководством Общества церковных звонарей .
В 1930 году в помещениях монастыря начал работу приёмник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей .
Детей расстрелянных (на бутовском полигоне ) свозили в детприёмник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестёр и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприёмнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня .
Храмы подверглись опустошению и перестройке, некрополь был уничтожен. В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Владимиру Ленину .
На рубеже 1970-х — 1980-х годов здания монастырского комплекса обветшали . Была разорена надвратная церковь и разобрана колокольня, храм Святых отцов стоял без завершений и Даниловской церкви. Троицкий собор лишился глав, южных и северных портиков .
Осенью 1982 года патриарх Пимен и Синод обратились к руководству СССР с просьбой о передаче патриархии одного из бывших московских монастырей для создания духовно-административного центра РПЦ, что было приурочена к предстоящему юбилею 1000-летия Крещения Руси . 5 мая 1983 года в Совет по делам религий при Совете Министров СССР поступило сообщение о положительном решении этого вопроса. Решением Совета Министров СССР от 18 мая 1983 года РПЦ. был безвозмездно переданы здания бывшего Данилова монастыря . К тому времени в нём размещались несколько организаций: центр временной изоляции несовершеннолетних преступников, специальная научная реставрационная мастерская «Союзреставрация», филиал завода «Искра» . Как вспоминал В. С. Лупандин: «Поверить в это было непросто. Чтобы в центре Москвы, этого образцового коммунистического города , среди бесчисленных красных флагов, стендов с идеологической агитацией под названием Наш советский образ жизни или КПСС — ум, честь и совесть нашей эпохи , вдруг церковники , как тогда называли православных, открыли не храм, а самый настоящий монастырь? Нет, здесь что-то не так, этого не может быть , — говорили многие» .
Журнал Московской Патриархии № 8 за 1983 год содержал материал о посещении 17 мая патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР Владимира Куроедова , который сообщил иерархам, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нём и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории» . Наместником возрождающейся обители был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов) , эконом Троице-Сергиевой Лавры .
Монастырь восстанавливался как духовный и административный центр РПЦ, средства жертвовались приходами Москвы и епархиями Московского патриархата . Для восстановления обители указом патриарха Пимена была образована ответственная комиссия по реставрации и строительству Данилова монастыря. Её председателем назначили митрополита Таллинского и Эстонского Алексия , его заместителем — митрополита Минского и Белорусского Филарета . Ремонтные работы выполняли мастерские Всесоюзного объединения «Союзреставрация», которыми руководил архитектор И. И. Маковецкий. Среди реставраторов были иконописцы Зинон (Теодор) и Сергей Фёдоров . В ходе реставрации из храма Святых отцов были удалены все чужеродные элементы: междуэтажные перекрытия, перегородки, санузлы, закладки окон, наслоения красочных и штукатурных слоёв .
В 1986 году восстановленный Троицкий собор и монастырь посетил митрополит Феодосий (Лазор) , предстоятель Американской православной церкви . Он передал обители частицы мощей князя Даниила, которые ранее принадлежали Феодору, а с 1932 года находились в Америке. В том же году рядом с храмом Воскресения Словущего возвели гостиничный комплекс, напротив которого был разбит партерный сквер . Больничный корпус, примыкающий к надвратному храму, реконструировали в 1986—1987 годах. К зданию с запада пристроили трёхэтажное здание, в котором разместилась братская трапезная .
Летом 1988 года, к 1000-летию Крещения Руси , отреставрировали иконы и иконостас в храме Святых отцов семи Вселенских соборов, построили Надкладезную и Поминальную часовни (арх. Алонов Ю. Г.). Поминальная, сооружённая в память погребённых в Даниловом монастыре, выполнена в традициях псковско - новгородского зодчества. Надкладезная, расположенная в центре монастырской площади, носит мемориальный характер . В том же году был создан монастырский музей и организована первая выставка. В музее хранятся рукописные и старопечатные книги, копии старинных гравюр , портреты и фотографии, личные вещи, принадлежавшие насельникам Даниловой обители .
В 1989 году, после многолетнего перерыва, в монастыре была открыта воскресная школа . К 1990 году отреставрировали башни и дали им названия: Новоданиловская, Кузнечная, Алексиевская, Настоятельская, Георгиевская, Нагорная, Патриаршья, Синодальная. В 1992 году начали работу катехизические курсы для взрослых . По состоянию на 2018 год в монастыре работает центр духовного развития молодёжи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, художественные мастерские .
Храм представляет собой сложное в архитектурно-композиционном смысле сооружение и состоит из нескольких частей. В основании центрального собора лежит церковь Покрова с северным приделом пророка Даниила. Верхний «летний» храм возведён на ней в 1729 году в формах московского барокко . В 1752 году над западным притвором и папертью нижнего храма была поставлена ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом, сложилась уникальная для московской архитектуры композиция — два верхних храма на одном нижнем . Храм реставрировался в 1970—1980-е годы, был вновь освящён в 1988 году.
Построен в 1838 году на средства купцов Куманиных и Шустовых по проекту архитектора Осипа Бове в стиле позднего классицизма. Центральный престол храма был освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) . В том же году освятили два престола в приделах: южный во имя преподобного Алексия и северный в память Зачатия праведной Анны . В 1930-х годах собор был перестроен под нужды колонии. После реставрационных работ в 1986 году центральный престол освятил архимандрит Евлогий , через два года был освящён придел Рождества Иоанна Предтечи . В храме хранятся части мощей Даниила, иконы Божией Матери « Троеручица » и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина .
Двухэтажное здание, расположенное в западной части обители, было построено коллективом архитекторов во главе с Юрием Рабаевым . На втором этаже в 1988 году устроили и освятили домовую церковь в честь Всех святых, в земле Российской просиявших .
Возведена в 1732 год над Святыми воротами под руководством архитектора Ивана Мичурина . Выполнена в стиле барокко , украшена балясинами и ширинками . После закрытия монастыря в воротах церкви находился контрольно-пропускной пункт в детскую колонию. К 1982 году три верхних яруса храма-колокольни и его глава были снесены, а через два года восстановлены в прежних формах. Внутреннее пространство храма украшает трёхъярусный иконостас с расписными тяблами .
Церковь Всех Святых в Земле Российской просиявших в Патриаршей резиденции
построена в 1988 году под руководством архитектора
Юрия Рабаева
.
Церковь преподобного Серафима Саровского
существует с 1984 года. В 1986—1987 годах была закрыта на реконструкцию, освящена в 1988 году. В ней хранятся
чётки
и часть
мантии
Серафима Саровского
, проводятся ежедневные
молебны
и
панихиды
.
Поминальная часовня
построена по проекту архитектора
Юрия Георгиевича Алонова
в 1988 году
.
Надкладезная часовня
возведена в 1988 году на монастырской площади в честь 1000-летия Крещения Руси
.
Другие постройки монастыря: здание отдела внешних церковных связей, настоятельские покои (1828), братский корпус (1869), помещение бывшей общемонастырской больницы Московской епархии (1890) и гостиница «Даниловская» (1986).
Самый большой и древний иконостас монастыря расположен в храме Святых отцов семи Вселенских соборов. Среди образов местного ряда: Владимирская икона Божией Матери с акафистом на полях, Казанская икона Божией Матери с клеймами «Сказания». Верхние уровни представляют собой единый ансамбль из 67 ликов костромского письма конца XVII века, переданных в Данилов монастырь из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии . В иконостасе придела во имя пророка Даниила помещены икона « Спас Нерукотворный », образ Божией Матери « Гора Нерукосечная » .
Иконостас придела преподобного Даниила Столпника — четырёхъярусный. Царские врата XVII столетия были переданы из музеев Московского Кремля и являются высокохудожественным памятником древнерусского искусства . Праздничный ряд составлен из икон XVIII—XIX веков. В деисусный чин входят пять образов северных писем начала XVII века .
Трёхъярусный иконостас в надвратной церкви Симеона Столпника был оформлен в 1986 году по проекту иконописца Сергия Николаевича Добрынина. Он составлен из ликов XVII—XX веков, поступивших из Псковско-Печерского монастыря .
В 1771 году был издан указ о запрете хоронить умерших в городах. После этого в течение века на территории Данилова монастыря, как и других ближних подмосковных обителей, сформировался обширный некрополь, где есть могилы купеческих семейств: Бабкиных , Захаровых , Куманиных , Овчинниковых, Хлебниковых . По мнению исследователей, наибольшую культурно-историческую ценность представлял уголок с захоронениями славянофилов , где покоились Алексей Хомяков , Юрий Самарин , Дмитрий Валуев , Александр Кошелёв , Юрий Венелин , Владимир Черкасский , а также близкие к ним по взглядам писатель Николай Гоголь и поэт Николай Языков . В монастыре были также похоронены художник Василий Перов , музыкант Николай Рубинштейн и другие известные деятели. После закрытия обители в 1929 году некрополь был уничтожен, часть захоронений перенесли на Новодевичье кладбище . Для хранения останков, обнаруженных при реставрации, была сооружена часовня- костница .
В апреле 2007 года под южной галереей храма Святых отцов семи Вселенских соборов обнаружили могилу архиепископа Никифора Феотокиса . Недалеко от места захоронения был установлен памятный беломраморный крест .
|
|