Interested Article - Джуркины
- 2021-02-18
- 1
Джуркины, чжуркины, чжиргины, юркины, джургэны ( монг. Жүрхэн, Жүрхин, Зүрхэн ) — одно из племён нирунской ветви монголов . Согласно « Сокровенному сказанию монголов » — одно из самых неукротимых и мужественных в степи. Были одними из первых противников Тэмуджина в процессе объединения монгольских племён.
Этноним
С. А. Козин переводит этноним «джуркин» как «непобедимый», приводя в качестве параллели калмыцкое «jörmod», имеющее значение «смелость, отвага; отчаянный, предприимчивый» . По мнению С. В. Дмитриева, данный этноним происходит от монгольского «djiruken» (сердце) . Он приводит также другие значения, связанные с этой корневой основой из словаря О. М. Ковалевского : djiruken «1) сердце, 2) центр, середина, ядро, 3) душа, дух, усердие, мужество, решимость, 4) сущность, сила, 5) главная часть, самое лучшее»; djirukebtchi «горячий, вспыльчивый, нетерпеливый, сердитый»; djiruketei «смелый, храбрый, отважный, неустрашимый» .
Кроме того, что джуркины — «люди с сердцем», это также люди с особой печенью — С. А. Козин переводит слово suelsutai-sülsutai как максимально конкретно, т. е. «имеющий печень», так и отвлеченно «мужественный, смелый» .
В работах монгольских авторов используются следующие формы этнонима: жүрхэн , жүрхин , зүрхэн .
История
Согласно « Сокровенному сказанию монголов », джуркины являются, как и многие другие монгольские роды, потомками легендарного предка Бортэ-Чино . Предками джуркинов являются Алан-гоа — прародительница нирун-монголов ; Бодончар — сын Алан-гоа, основатель рода Борджигин ; Хайду — потомок Бодончара, первый монгольский правитель, объединивший под своей властью монгольские роды ; Хабул — правнук Хайду, первый хан государства Хамаг Монгол , основатель рода Кият (Хиад) ; Окин-Бархаг — старший из семи сыновей Хабула; Хутухту-Юрки — сын Окин-Бархага . Сам же род джуркинов (юркинцев) пошел от сыновей Хутухту-Юрки (Дзоригту Джургэ, Дзоригту Джурби) : Сече-беки (Сэчэн-бэки) и Тайчу .
В « Сборнике летописей » Сэчэ-беки из племени кият-юркин назван в числе государей, которые «предъявляют великое притязание и стремятся к царской власти» в степи . Сам род юркин назван Рашид ад-Дином одной из ветвей киятов .
Когда Тэмуджин решил основать собственный улус отдельно от своего побратима Джамухи , одними из ушедших от Джамухи и присоединившихся к Тэмуджину были Сача-беки и Тайчу, сыновья Чжуркинского Соорхату-Чжурки . Сача-беки был в числе монгольских предводителей, которые нарекли Тэмуджина Чингисханом .
Сача-беки и его родные пользовались большим уважением. Однако джуркины в дальнейшем стали противниками Чингисхана. Корни конфликта зародились во время пира в Ононской дубраве по случаю присоединения урутов и мангутов к Тэмуджину . Во время пира произошел конфликт между Бельгутаем , братом Чингисхана, и джуркинским Бури-Боко , вступившемся за Хадагидайца, покушавшегося украсть оброть с коновязи . Кроме этого, ханши джуркинов Хорочжин-хатун (Хоричжин-хатун) и Хуурчин-хатун нанесли оскорбление кравчему Чингисхана Шикиуру за то, что он наливал чару по очереди, начиная с молодой жены Сача-беки по имени Эбегай .
Несмотря на просьбу Бельгутая, Чингисхан не простил Бури-Боко того, что он рассёк мечом плечо его брата. В результате ханши джуркинов Хоричжин-хатун и Хуурчин-хатун были захвачены в плен. В дальнейшем по просьбе джуркинов Чингисхан согласился на примирение и возвратил обеих ханш .
Однако примирение оказалось недолгим. Сначала джуркины не откликнулись на приглашение Чингисхана для участия в походе на татар . Окончательно мир между Чингисханом и джуркинами закончился после нападения последних на Чингисханов курень, так называемый Аурух, находившийся при озере Харилту-наур. В дальнейшем джуркины были разгромлены Чингисханом в битве при Керуленском Долон-болдаут. Сача-беки и Тайчу, пойманные при устье Телету, были казнены . В кочевьях джуркинов был найден Борохул (Бороул), отданный на воспитание Оэлун-эке . Борохул в дальнейшем станет одним из девяти нукеров Чингисхана .
Бури-Боко был удостоен казни без пролития крови. Бельгутаю было велено бороться с Бури-Боко. Бури-Боко «обладал такою силой, что мог повалить Бельгутая, действуя только одною рукою и одной ногой». Однако Бури-Боко, притворяясь, будто не в силах сладить с Бельгутаем, упал. В итоге Бельгутай переломил противнику позвонок . По верованию монголов, душа человека находится в его крови; убить его, не пролив крови, почиталось благом для его души. Эта милость обычно даровалась членам царских семей, виновным в предательстве, и, в исключительных случаях, другим высокопоставленным преступникам .
О джуркинах в «Сокровенном сказании монголов» сказано следующее:
«Каждый из мужей искусен,
Силой — могучий борец.
Печень их желчью полна,
Пальцы далеко стрелой поражают,
Сердце их ярость съедает,
Гневом их дышат уста».
«Это были все люди действительно неукротимые, мужественные и предприимчивые. Вот почему их и прозвали Чжуркинцами. Таких-то знаменитых людей сокрушил Чингис-хан» .
В дальнейшем джуркины упоминаются как противники Чингисхана на стороне кереитов в битве при Харахалчжит-элетах . Джуркинами в этой битве руководил Хадаги (Хадан) . Уже после завершения битвы и спустя некоторое время кереиты расположились в Чжер-кабчигайской пади Чжечжеерских высот. Узнавший об этом Чингисхан отдал приказ о наступлении, и кереиты, попавшие в окружение, потерпели сокрушительное поражение. Ван-хан , предводитель кереитов, и его сын Сангум смогли скрыться благодаря джуркинскому Хадах-Баатуру, прикрывавшему отход своего государя. Высоко оценив поступок Хадах-Баатура, Чингисхан сказал следующее: «Разве не настоящий муж-воин тот, кто не мог покинуть своего природного государя, кто сражался для того, чтобы дать ему возможность налегке уйти и спасти свою жизнь? Это – человек, достойный дружбы» . Хадах-Баатур и сто джуркинов были отданы на службу семье Хуилдара , предводителя мангутов , незадолго до этого скончавшегося . Ещё одна сотня джуркинов была пожалована на службу Тахай-Баатуру из племени сулдус .
Современность
Согласно « Алтан Тобчи », чидагутские табунанги ( тавнан ), проживающие в Унгшине ( Ушин-Ци ), являются потомками джургэнского (джуркинского) Борохула . При этом Рашид ад-Дин относит Борохула к племени ушин .
Носители родовой фамилии Жүрхэн проживают в Улан-Баторе и аймаках Монголии : Архангай , Сэлэнгэ , Булган , Орхон , Говь-Алтай , Дорнод ; Жүрхин — в Улан-Баторе и аймаках: Орхон, Архангай, Сэлэнгэ, Дархан-Уул ; Журхин — в Улан-Баторе ; Жүрхэн Боржигон — в Улан-Баторе и аймаках: Туве , Архангай ; Жүрхэн Боржигин — в Улан-Баторе и аймаке Сэлэнгэ ; Жүрхэн Боржгон — в Улан-Баторе ; Зүрхэн — в Улан-Баторе ; Зүрхэн Боржигон — в Улан-Баторе и аймаке Туве .
Примечания
- Козин С. А . Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. — М.: Изд-во АН СССР, 1941. — С. 541.
- ↑ Дмитриев В. С. Элементы военной культуры монголов (на примере анализа сражения в местности Калаалджит-Элет) // Монгольская империя и кочевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. — С. 363—380.
- Ковалевский О. М . Монгольско-русско-французский словарь. Т. 3. — Казань, 1849. — С. 2363—2366.
- Козин С. А . Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. — М.: Изд-во АН СССР, 1941. — С. 530.
- Sorogdogiĭn Zhargalsaĭkhan, Luvsanzhamt︠s︡yn Udval. . — "Bai͡an" Khėvlėl, Khudaldaany Kompany, 2005. — С. 195, 361, 451.
- . — Шинжлэх Ухааны Академийн Хэл Зохиолын Хүрээлэн, 2000. — С. 77. — 386 с.
- Ai︠u︡udaĭn Ochir. . — Mongol Ulsyn Shinzhlėkh Ukhaany Akademi, Tu̇u̇khiĭn khu̇rėėlėn, 1999. — С. 30. — 212 с.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- Груссе Р. . www.rulit.me. Дата обращения: 1 декабря 2019. 3 января 2020 года.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- ↑ Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н.П. Шастиной / Румянцев Г.Н. — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 24 января 2019. 28 марта 2014 года.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 24 января 2019. 20 августа 2019 года.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 24 января 2019. 26 января 2019 года.
- . МирТесен - рекомендательная социальная сеть (24 сентября 2017). Дата обращения: 24 января 2019. 25 января 2019 года.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- Вернадский Г. В. . www.spsl.nsc.ru . Дата обращения: 23 октября 2020. 1 марта 2021 года.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 января 2019. 25 января 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 января 2019. 25 января 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 января 2019. 25 января 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 января 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- 2021-02-18
- 1