Interested Article - Кереиты
- 2021-12-08
- 2
Кереи́ты (другие названия — хэрээд, кэрээд, кэриет, кэрэит, кераит, хэрэйд, керейт, гирей ) — союз монголоязычных племён, обитавших в Забайкалье и Монголии в X—XIII веках .
Этимология этнонима
Этноним кереит представляет собой древнее тотемное имя с монгольским корнем хэрээ , передаваемое по-русски как кере , кэрэ , хэрэ и означающее «во́рон» , и -ид, уд, д — суффикс мн. числа . Имеется и ряд других версий происхождения этнонима, впрочем, малоубедительных .
История
До разгрома монголами Чингисхана и вхождения в состав его народа-войска кереиты представляли собой союз нескольких племенных групп. По всей видимости, как и многие союзы того времени, это объединение состояло из монголо- и тюркоязычных племён, не исключены и иные в лингвистическом плане члены союза. Кереиты приняли участие в этногенезе ряда современных монгольских и тюркских народов . Авторы Е. И. Кычанов и П. Рачневский относили кереитов наряду с найманами к этносу енисейских кыргызов и считали частью населения Кыргызского каганата .
Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По всей видимости, кереитский союз выделился из группы кочевых племён, известной в киданьских летописях под наименованием « цзубу », которая, согласно Л.Н. Гумилёву и С.К. Хойту, являлась одной из трёх ветвей монголоязычных шивэй , наряду с самими киданями и одноимённой дальневосточной ветвью шивэй .
По Рашиду ад-Дину , в XIII веке кереиты представляли собой «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну , земля монголов» . «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана Тогорила находилась в Тёмном Бору на реке Толе .
По версии Г. О. Авляева, кереиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй . Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун(?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин(?), сакаит ; самодийские — тумат . Однако, он не объясняет на чём именно основан такой лингвистический состав кереитского союза . При этом туматы и сакаиты рядом авторов традиционно считаются монгольскими племенами , а джиркины отождествляются с нирун-монгольским племенем джуркин .
Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун , кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерве с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк). Всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч . Авляев приводит гораздо большую цифру .
В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в Великой Степи , вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь . Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кереитские роды.
Один из внуков Маргуза, Тоорил (Тогорил), получил титул Ван-хана . Вначале союзник Чингисхана , Ван-хан впоследствии поссорился с ним, потерпел поражение и бежал к найманам , где погиб. Кереиты подпали под власть Чингисхана и с тех пор самостоятельное их существование прекращается.
Часть кереитов, бежавшая от монголов, вошла впоследствии в состав некоторых тюркских народов , в частности, казахов . Присоединившиеся к Чингисхану, вошли в состав современных монгольских народов . При этом некоторые кереитские принцессы стали жёнами монгольских ханов, кроме того правящие династии некоторых монгольских этносов (например, калмыков - торгутов ) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам .
Список правителей
Ниже дан список правителей кереитов:
- I (Марк; ум. ок. 1007 )
- (Увар)
- Маргуз II (ум. 1092 )
- Маргуз (ІІІ) Буюрук хан (ок. 1125 — 1150-е )
- Хурджакус (Кириакос или Григорий) Буюрук-хан (1150-е— 1171 )
- Ван-хан (Тоорил; 1171— 1196 , 1198 — 1203 )
- Эрке-Хара (Ерке-Кара; 1196—1198)
- Нилха-Сангун (Илья), сын Тоорила ( 1204 )
Правители торгутов, главные тайши и калмыцкие ханы
- Хо-Урлюк (ум. 4 января 1644) — привёл торгутские улусы в низовья Волги
- Шукур-Дайчин (1644— 1661 ) — ввёл калмыков под протекторат России
- Мончак (Пунцук, 1661—1669/1672)
- Аюка (Аюши, 1669/1672—1724) — первый калмыцкий хан
- Чакдор-Джаб (1714—1722)
- Церен-Дондук (1724—1735)
- Дондук-Омбо (1735—1741)
- князья Дондуковы и Дондуковы-Корсаковы (потомки Дондук-Омбо, ныне вымерший российский княжеский род)
- Дондук-Даши (1741—1761)
- Убаши (1761—1771) — увёл бо́льшую часть улусов в Джунгарию
Потомки кереитов
Среди монгольских народов
Потомки кереитов в виде родов в составе халха-монголов населяют различные аймаки Монголии . Кереиты отмечены в составе дербетов , захчинов , олётов (род хэрээ цувдаг (кирей цудаг)) , узумчинов , калмыков , дариганга , урянхайцев (род хиреид) . Во Внутренней Монголии КНР они входят в этнические группы чахаров , ордосцев и баарин . Во Внутренней Монголии отмечены роды: бага хэрэйд, хара хэрэйд, хэрэйд, цаган хэрэйд, ехэ хэрэйд . Также кереиты входят в состав торгутов Монголии , России и Китая . В состав булагатов , субэтноса бурят , входит подразделение хэрэй рода алагуй. Ветвь хэрэй булагатского рода алагуй в частности отмечена в составе кударинских бурят . Среди селенгинских бурят имеется род убур-кирей, который перекочевал из Халхи в Забайкалье в начале XVIII столетия .
В составе калмыков отмечены следующие кереитские роды: кереит (керет , керяд ), шин кереит, хуучин кереит , бага-керет , хахачин-кереит , баадин керәд, махчин керәд, наатн керәд, хар керәд, цаадин керәд , эрктн керяд ( эркетен керет) .
В современной Монголии кереитские роды хэрээ, хэрээд, хэрээ цувдаг и хэрээдэй зарегистрированы в сомонах Тэлмэн, Булнай, Их-Уул Завханского аймака ; сомоне Галт Хубсугульского аймака ; сомонах Жаргалант, Тариат, Хангай Архангайского аймака ; сомоне Булган Восточного аймака ; сомонах Сүхбаатар, Халзан, Асгат, Дарьганга, Наран, Баяндэлгэр, Онгон Сүхэ-Баторского аймака ; сомонах Сэргэлэн, Баян Центрального аймака ; сомонах Биндэр, Хурх Хэнтэйского аймака ; сомонах Манхан, Эрдэнэбүрэн, Үенч Кобдоского аймака ; сомонах Давст, Бөхмөрөн и Хяргас Убсунурского аймака . Также упоминается род хэрээнд в Завханском аймаке .
Ряд исследователей в числе потомков кереитов также упоминает носителей родовых имен кхирит (хирит , кирийт ) и кергут (кэригут ). Среди этнических групп бурят известны следующие роды: кхирит (кереит , хэрэйд ) среди табангутов ; кхирит (кереит, хэрэйд) среди сартулов ; хирид (кхирид) , кирийт-кэригут (хирид-хэрэгүд ) среди селенгинских бурят . Носители родового имени хирид проживают в столице Улан-Баторе и аймаках Монголии: Сэлэнгэ и Сухэ-Батор ; хэргүүд — в Улан-Баторе и аймаках Умнеговь , Дорноговь и др. ; хэргүд — в Улан-Баторе и аймаке Умнеговь ; хэрэгүүд — в Улан-Баторе и аймаке Дорноговь .
В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: хэрээд, хэрэйд, хар хэрээд, хэрэд, хэрэдэй, хэрэид, хэрэй, хэрэйдүүд, хэрэйдэй, хэрэйт, хэрээ, хэрээ цувдаг, хэрээдүүд, хэрээдэй, хэрээн, хэрээнд, хэрээнүүд, хэрээт, керед, керей, керейд, керет, кэрэд, кэрэй, кэрээд, хирид, хэргүүд, хэргүд, хэрэгүүд .
Среди тюркских народов
Среди тюркских народов потомки кереитов остались в составе казахов . Они оставили своё самоназвание одному из казахских родов, входившему в Младший жуз . Кереи Среднего жуза считаются родственными кереитам . Однако ряд исследователей, не отрицая их родство, полагают, что кереи могут иметь несколько иное происхождение. В составе найманов Среднего жуза имеется род каракерей, при этом генетически и по шежире он не родственен кереям .
В состав башкир входит род гирей . Данный род также известен в составе крымских татар . Название рода стало именем одной из ветвей чингизидов — гиреев .
Среди керейтов в составе ногайцев известны такие роды, как алтаяк и куьргирей .
Среди сибирскотатарских селений в Тюменской области есть деревня Средние Тарманы ( сиб.-тат. Кирәйет ).
Среди хазарейцев
Кереиты, осевшие в Афганистане , образовали одно из племен в составе хазарейцев .
См. также
Примечания
- ↑ Дата обращения: 3 февраля 2018. 28 февраля 2020 года.
- , с. 40.
- от 27 октября 2020 на Wayback Machine .
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. С. 127.
- ↑ Авляев Г. О. К вопросу о происхождении кереитов.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. — Элиста: Калмыцкий гос. университет, 2007. — С. 52—54. — 177 с.
- Igor de Rachewiltz. (англ.) . — 2015. — P. 219. — 271 p. 25 октября 2020 года.
- Гумилёв Л. Н. Поиски вымышленного царства… — С. 104.
- Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
- Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
- Монгол улсын угсаатны зүй. Улаанбаатар, 1996.
- Эрдниев У. Э. kalmyki.narod.ru. Дата обращения: 14 сентября 2018. 14 октября 2010 года.
- ↑ . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
- ↑ Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 96. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1 .
- Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2016. — № 4 (24) . 1 июля 2019 года.
- ↑ Бембеев В. Ш. . kalmyki.narod.ru. Дата обращения: 12 октября 2018. 12 октября 2018 года.
- ↑ Генеалогия икицохуровских хошутов (по материалам, собранным Ш. В. Боктаевым). Сост. Б. Б. Манджиева / Н.Г. Очирова. — Элиста: КИГИ РАН, 2011. — 326 с. — ISBN 978-5-903833-31-3 .
- Номинханов Ц.-Д. Об этническом составе донских калмыков // Ученые записки. – Выпуск 7. – Элиста, 1969.
- Дарваев П. А. Калмыцкий язык в свете теории культуры языка и речи / М. У. Монраев. — Элиста: АПП «Джангар», 2003. — 280 с. — ISBN 5-94587-093-5 .
- . www.infpol.ru. Дата обращения: 1 марта 2019. 1 марта 2019 года.
- Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
- Очир А., Сэржээ Ж. Монголчуудын овгийн лавлах. — Улаанбаатар, 1998. — С. 10–11, 21–25, 217–29, 34–35, 38–39, 47–50. — 67 с.
- ↑ Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 1 (33) . — С. 126—134 . 18 мая 2022 года.
- ↑ Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 13 апреля 2022 года.
- ↑ Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- Кукеев Д. Г. // Вестник ЮНЦ РАН. — 2013. — Т. 9 , № 1 . — С. 95—99 . 17 апреля 2019 года.
- . www.burunen.ru. Дата обращения: 4 июля 2018. 27 марта 2019 года.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 февраля 2019. 12 декабря 2020 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 июня 2019. 19 мая 2021 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 27 июня 2019. 19 мая 2021 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 февраля 2019. 19 мая 2021 года.
- Abilev, Serikbai; Malyarchuk, Boris; Derenko, Miroslava; Wozniak, Marcin; Grzybowski, Tomasz; and Zakharov, Ilya. (2012). "The Y-chromosome C3* star-cluster attributed to Genghis Khan's descendants is present at high frequency in the Kerey clan from Kazakhstan", Human Biology: Vol. 84: Iss. 1, Article 12.
- Сабитов Ж. М. // The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия). — 2012. — Т. 4 , № 1 . — С. 91—93 . — ISSN . 30 августа 2019 года.
- Бембеев В. . — Джангар, 2004. — С. 87. — 495 с.
- Керейтов Р. Х. Этническая история ногайцев: к проблеме этногенетических связей ногайцев. — Ставропольсервисшкола, 1999. — С. 57. — 174 с. — ISBN 978-5-85183-059-4 .
- Project Gutenberg. . self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018. 22 августа 2018 года.
Библиография
Источники
- Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамадани . Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. Пер. Л. А. Хетагурова, 1952.
- Юань-чао би-ши . Пер. С. А. Козина , 1941.
- .
- Энциклопедия "Северо-Казахстанская область" Изд. "Арыс", г.Алматы 2004 г., г.р., Гарифолла Анес.
- Газета "Казахстанская правда" №3 (26064) 07.01.2010. сайт: .
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Авляев Г. О. .
- Акеров Т. А. Каркырахан. Великий Кыргызский каганат: Роль этнополитических факторов в консолидации кочевых племен Притяньшанья и сопредельных регионов (VIII—XIV вв.) ISBN 978-9967-02-853-1 . / под ред. Т. Д. Джуманалиева. — Б. : Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики, 2012. — 202 с. —
- Гумилёв Л. Н. . — М. : Айрис-пресс, 2002. — С. 432. — ISBN 5-8112-0021-8 .
- Хойт С. К. . 664 Элиста, 2008. — 82 с. — ISBN 978-5-91458-044-2.
- Хойт С. К.
- Хойт С. К. // Международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», 7-10 декабря 2017 г.: материалы. — Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. — С. 286—289.
- Тынышбаев М. «Материалы по истории казахского народа», Ташкент, 1925 год.
- Шакарим Кудайберды-Улы. «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», перевод Бахыта Каирбекова, Алма-Ата, СП Дастан, 1990.
- Небольсин П. Очерки Волжского низовья. Типография министерства внутренних дел. СПб. 1852.
- 2021-12-08
- 2