Финские татары
- 1 year ago
- 0
- 0
Тата́ры ( монг. татар , ср. монг. ᠲᠠᠲᠠᠷ; др. тюрк. 𐱃𐱃𐰺 ) — крупное средневековое монгольское племя, обитавшее на северо-востоке современной Монголии .
В историографии Центральной Азии татар традиционно принято относить к монгольским племенам, вышедшим из среды шивэй . Как полагают исследователи, татары могли общаться на тюрко - монгольском пиджине . Предположительно, в этногенезе татар кроме монгольских племён приняли участие тюркские и отчасти согдийские компоненты . Кочевья татар занимали районы озера Буйр-Нур и реки Халхин-Гол южнее реки Керулен , а также часть Внутренней Монголии . В настоящее время — этническая группа в составе некоторых монгольских народов .
Предположительно, этноним « татар » появился во времена древних монголоязычных жужаней в V в. Согласно С. Г. Кляшторному , название племени татар восходило к имени кагана кочевых жужаней Датаня , ставшего обозначением нового народа . В « Истории династии Сун », жужани упоминаются под именем жуйжуй, другим названием которых являлось датань или тань-тань .
Этноним «татар» был записан на как др. тюрк. 𐰆𐱃𐰔⁚𐱃𐱃𐰺⁚𐰉𐰆𐰑𐰣 (латиницей — Otuz Tatar Bodun , перевод — Род тридцати татар) и др. тюрк. 𐱃𐰸𐰔⁚𐱃𐱃𐰺 (латиницей — Tokuz Tatar , перевод — Девять татар) . В VI—VII вв. союз татарских племён назван в орхонских надписях «тридцатью татарами» (отуз татар), а в середине VIII в. они названы «девятью татарами» (токуз татар) . С тридцатью татарами принято отождествлять протомонгольские племена шивэй , тогда как девятью татарами в источниках часто называют собственно татар, в составе которых традиционно выделяют девять крупных родов .
Как писал В. В. Бартольд , именем татар, встречающимся в орхонских надписях, впоследствии называли себя монголы . Название татар было широко распространено начиная с эпохи орхонских надписей, т. е. с VIII в.; в X в. название присутствует в рукописи Туманского , в XI в. — у Махмуда Кашгарского . По всей вероятности, так с самого начала назывались народы, говорившие на монгольском языке . По мнению Бартольда, «очевидно, народы монгольского происхождения, говорившие на монгольском языке, сами всегда называли себя татарами. После Чингиз-хана это слово в Монголии и в Средней Азии было полностью вытеснено словом монгол» .
В. Я. Бутанаев и Ю. С. Худяков пишут, что в древнетюркских надписях татарами обозначались монгольские племена. В китайской политической и историографической традиции, начиная с Сунского времени (X в.), также преобладало наименование монголов татарами (да-да) .
Согласно П. Пеллио , татары орхонских надписей были монголоязычны, при этом их титулатура сохраняла некоторые следы тюркского влияния . По Н. Ц. Мункуеву, « китайцы , которые столкнулись с некоторыми из этих племён, распространили их название на все монгольские и даже немонгольские племена, обитавшие на территории современной Внешней и Внутренней Монголии и Западной и Южной Маньчжурии » .
Согласно Л. Р. Кызласову , татары орхонских надписей были тюркоязычны и были частью токуз-гузов. При этом Кызласов против отождествления татар орхонских надписей с дада из китайских источников . Некоторые подразделения татар оказались связаны с тюркскими народами и передвинулись далее на запад. В анонимном Худуд аль-алам татары названы частью тугузгузов, а у Гардизи — частью кимаков . Известия о татарах, от которых отделились кимаки, по Маркварту, подтверждает факт движения на запад отюреченных монгольских элементов .
Область Отюкен, постоянно упоминаемая в орхонских надписях как место обитания тюрков, по Махмуду Кашгарскому, находилась в его время в стране татар. То, что язык татар отличался от тюркского, было известно и Махмуду Кашгарскому . Он упоминает татар среди не чисто «турецких» народностей и пишет, что они кроме своего языка знали и «турецкий». Согласно Бартольду, данное сообщение говорит о том, что монголы уже тогда доходили на запад до района, где соседями их с разных сторон были «турецкие» племена .
По мнению Кляшторного, название татар было тюркским обозначением монголов, и это имя привилось за монголами не только в Средней Азии и на Ближнем Востоке , но и на Руси и в Западной Европе . Как пишет В. В. Ушницкий, этноним «татар» использовался тюрками только для обозначения «чужаков», то есть народов, не говорящих по-тюркски. Тюркские племена своих монголоязычных соседей также называли «тат» или «тат-ар» .
По версии итальянского францисканца Джованни Плано Карпини , приведённой в книге « История Монгалов, именуемых нами Татарами », этноним «татар» происходит от названия одноимённой реки :
Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал . Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит , четвертый — Мекрит .
В версии брата Бенедикта содержатся дополнительные сведения :
Моал [по-тартарски] — земля, монголы — означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает [по-латыни] "тащить", а тартар — "тянущий".
В послании 1241 г. император Фридрих II замечает: «И нам неизвестно, по месту или по происхождению называются они Тартарами». Фома Сплитский , со ссылкой на тех, «кто с особым вниманием исследовал этот предмет», сообщает: «Название же тартары не является собственным именем народа, но они зовутся так по названию какой-то реки, которая протекает в их краях; или же, как считают некоторые, тартар [ по-монгольски ] означает ‘множество’» ( Фома Сплитский . XXXVII). Сведения Фомы Сплитского, знакомого с донесениями францисканской миссии 1245 г., отражают учёные споры второй половины XIII в. В частности, он цитирует книгу брата Иоанна, когда пишет: «Их страна расположена в той части света, где восток соединяется с севером, и упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами» ( Фома Сплитский . XXXVII) .
Согласно Рашид ад-Дину , татары были «покорителями и владыками большей части [ монгольских ] племен и областей, [выдаваясь своим] величием, могуществом и полным почетом». «Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви. Все то племя [состояло] из семидесяти тысяч домов [или семей]» .
В. В. Трепавлов пришел к выводу, что утверждение о прежнем могуществе и известности татар восходит к временам Жужаньского каганата и прочих монгольских кочевых объединений. Этноним татар С. Г. Кляшторный возводит к имени кагана кочевых жужаней Татань (Юйцзюлюй Датань), ставшего обозначением нового народа. Согласно реконструкции С. Е. Яхонтова, иероглифическое написание датань произносилось в V в. н. э. как *dadar/*tatar. «Отуз татары» — та самая группа племён, входивших ранее в государство жужаней, которая сплотилась в 20-е гг. V в. вокруг Датаня/Татара .
Шивэй. Общемонгольский период (VI—VII вв.). Предки татар в это время принадлежали к южным шивэям , известным в качестве племени улохоу . Поскольку татары отождествляются с шивэями, то подразумевается их монголоязычие .
Шивэй-татары (VIII—IX вв.). В рунических надписях были известны в качестве токуз и отуз-татар. В районе Буир-Нура обитали хэйчэчжэ-шивэи, тележные шивэи. В истории династии Тан , где рассказывается о падении Уйгурского каганата , упоминаются хэйчэзцы (чернотележники) шивэи, которых считают тождественными татарам. Именно к ним бежал Уцзю-каган , собрав все остатки Уйгурского каганата .
В 842 г. татары были покорены войсками Кыргызского каганата . Татары упоминаются в записях китайского чиновника Ли Дэюя как враги кыргызов и союзники последнего уйгурского кагана. В том же году кыргызы вели переговоры с китайцами , кыргызский генерал Табу-хэцзу сообщил китайским министрам, что ими были покорены Аньси ( Куча ), Бэйтин ( Бишбалык ) и дада (татары). Столкновение между армиями татар и кыргызов произошло в районах Ганьсу или Восточного Туркестана и привело к утере татар своей независимости, признанием кыргызского сюзеренитета в виде выплаты дани .
Татарское великодержавие (X—XI вв.). В X—XI вв. под именем цзубу татарские племена осваивают всю территорию Монголии . Махмуд Кашгари , живший в XI в., называет обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью». Согласно С. Г. Кляшторному и М. Горелику , татары с X—XII вв. обитали вдоль Великой Китайской стены от Синьцзяна до Маньчжурии .
В киданьских источниках татары были известны как цзубу. В начале XI в. часть шивэй ушла от киданей на юг, к горам Иньшань , затем распространились на запад до реки Керулен . В этот период татары обитали вдоль всей Китайской стены вплоть до Джунгарии . В татарский союз племён цзубу входили кереиты , найманы , меркиты , джалаиры и другие монголоязычные племена .
Татары упоминаются в составе кимаков , откочевавших в западные степи после поражений цзубу от киданей. При этом в отношении кимаков существуют версии тюркского и монгольского происхождения . По сведениям автора IХ в. Ибн-Хордадбеха , дошедшим в передаче автора XI в. Гардизи , кимаки происходили из татар . Согласно одной из версий, из кимакских татар происходили Бейбарс , Кутуз и другие мамлюкские султаны Египта и Сирии XIII в. Татарское происхождение, как полагают исследователи, также имели куны (токсобичи) и каи . Кимаки, куны и каи откочевали на запад после крупного восстания племён цзубу против киданей в 1026—1027 гг. При этом С. М. Ахинжанов кимаков и каев отождествлял с кумоси .
Буир-нурский период (XII в.). Татары выделились в качестве отдельного племенного союза в результате распада цзубу. Именно татары способствовали распаду государства Хамаг-монголов и улуса Есугея .
В XII в., после того как татары на некоторое время захватили политическую гегемонию в степях, татарами стали называть все степное население от китайской стены до сибирской тайги. Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части :
Кроме вышеназванных групп также в литературе упоминаются следующие объединения:
Согласно « Сокровенному сказанию монголов », племя татар было одним из самых могущественных врагов Чингисхана . В 1202 году Темуджин выступил против татар, и в результате этого похода татары были разгромлены . Однако вопреки распространённому мнению о том, что все татары были казнены, за исключением малолетних детей, татарские воины упоминаются в Западном походе Батыя .
В армии Чингисхана татары служили в качестве боевого авангарда, отчего в Европе именем татар стали обозначать монгольских воинов и племена. Победное имя татар шло впереди монгольских войск . Это известие укрепилось в Европе ещё со слов папских послов П. Карпини и Г. Рубрука , побывавших в Монгольской империи , и венгерского монаха Юлиана . Они с удивлением поведали, что татары — это имя не завоевателей, а покорённого народа. Так Г. Рубрук узнал, что татары представляли собой одно из племён, живших рядом с монголами и способствовавших возвышению Чингисхана, которых он «повсюду посылал вперед… и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали „Вот идут татары“» .
С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. одна часть «девяти татар» вошла в состав центрального мингана, перешла к Бортэ-хатун , а другая отошла к западному тумену, попала под власть татарского Их Хутакт-нойона. В XIV—XVI веках большая часть татар находилась в Восточной Монголии под властью Батумунху Даян-хана и его потомков. Внуки Даян-хана — Төгс тайджи и Цээлэй — правили татарским племенем; Баяндара, сын Барсболда , управлял белыми татарами . Большинство из них обосновалось в Южной (Внутренней) Монголии .
Татарками по происхождению были Есугэн и Есуй — супруги Чингисхана. Также татарского происхождения был Шиги-Хутуху — высокий чиновник, сын знатного татара, усыновлённый матерью Чингисхана Оэлун . Будущий Чингисхан был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого Есугей победил накануне рождения сына .
Хотя Рашид ад-Дин не включал татар в число так называемых коренных монголов, в ряде источников к дарлекин-монголам принято причислять все монголоязычные племена, не относившиеся к нирун-монголам . В их число входят татары, кереиты , меркиты , ойраты , найманы , баргуты и другие монгольские племена .
Традиционно принято считать, что татары состояли из девяти крупных родов. Согласно Аюудайн Очиру, во второй половине XII в. татары обитали в Восточной степи и бассейне реки Халх гол и состояли из следующих родов: тутуклиуд (тутагуд), алчи, куйн, биркуй, терат, камаши, ниучи, буйрагуд и айрагуд .
В литературе встречаются и другие родовые имена татар:
По данным монгольского летописца Санан-Сэцэна, во времена Чингисхана в состав су-монголов (татар) входили следующие роды:
Согласно Б. З. Нанзатову, следующие современные бурятские роды имеют татарское происхождение :
Саганы в составе хонгодоров отождествляются с племенем урсут . Как пишет В. В. Ушницкий, урсутами называли представителей татарского племени, бежавших от Чингисхана в Приангарье .
Ныне в Монголии татары (татари) проживают в составе халха-монголов в сомоне Матад Восточного аймака и сомоне Асгат Сүхбаатарского аймака . На территории Внутренней Монголии проживают носители родовых имён татар, татаруд, цаган татар (белые татары), айригуд, буйригуд . Род цагаан татар входит в состав чахаров и онниутов Внутренней Монголии .
Согласно Б. З. Нанзатову, потомки татар также проживают среди бурят . Согласно его исследованиям, бурятский род тэртэ — потомки татарского рода терат, другой бурятский род шошолог — потомки татарского рода тутуклиуд. Этнонимы шошолог и тутуклиуд сводятся к понятию «имеющие правителя», но тутуклиуд — мирного (то есть в мирное время), а шошолог — военного (то есть в военное время). Часть средневековых приангарских татар-тутуклиутов могла сменить этноним по двум причинам: либо со сменой общинно-кочевого периода военно-кочевым, либо в связи с преследованием Чингисханом татарских племён. По второй причине татары-тутуклиут могли трансформировать этноним на близкий по значению и скрыться от преследований. Близкий сюжет о былой многочисленности шошолоков и почти полном уничтожении племени врагами упоминают устные предания данного рода . Род чочолиг также отмечен в составе баргутов . Также в числе потомков татар Б. З. Нанзатовым названы саганы, расселённые по Иркуту и Китою , один из хонгодорских родов тункинских бурят .
В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: татар, татаар, цагаан татар, тэрт, тэртэ, шошолог, шошоолог, шошлог, алши, айраг, айраг боржигон, айраг боржигин, буйр, буйргууд, буйрууд, буйруут, тутаг, хуйд, хуйн, хуйт, хүйн, хүйтэн .
В состав хазарейцев входят племена, имеющие татарское происхождение: татар, алчин .
Как полагает Ж. М. Сабитов, алшыны в составе казахов являются потомками алчи-татар . Согласно В. В. Ушницкому, кангаласцы — этническое ядро якутов имеют татарское происхождение . Часть средневековых татар, предположительно, вошла в состав хакасов , дав им самоназвание «тадар». Как указывают хакасские легенды, появление самоназвания «тадар» среди минусинских кыргызов связано именно с монгольскими завоеваниями . Татары упоминаются как один из родов кочевых узбеков .
В наше время в России , Украине , Беларуси , Польше и Литве проживают тюркские народы, имеющие в своём самоназвании этноним «татар» (татарлар): поволжские , крымские , сибирские , астраханские , польско-литовские , хакасы, чулымцы , шорцы , телеуты , которые называют себя тадарлар и прочие.