Interested Article - Хонхотаны

Хонхотáны ( монг. Хонхотан ) — одно из племен, входивших в нирунскую ветвь монголов . Потомки этого древнего монгольского рода в настоящее время проживают на территории Монголии и Внутренней Монголии .

История

Хонхотаны возводят свою родословную, как и многие другие монгольские роды, к легендарному предку монголов Бортэ-Чино . Предками хонхотанов являются Алан-гоа — прародительница нирун-монголов ; Бодончар — сын Алан-гоа , основатель рода Борджигин ; Хайду — потомок Бодончара , первый монгольский правитель, объединивший под своей властью монгольские роды .

У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай. Сын Байшингор-Докшина — Тумбинай-Сечен. Сыновья Чарахай-Линху — Сенгун-Билге, Амбагай и другие — образовали племя Тайчиудов . Потомка Чарахай-Линху, происшедшего от его снохи, звали Бесутай. Отсюда идет род Бесуд . От сыновей Чаочжин-Ортегая пошли племена: Оронар , Хонхотан, Арулад , Сонид , Хабтурхас , Генигес и Кэит .

Есугей , отец Чингисхана , согласно «Сокровенному сказанию монголов» , скончался на руках Мунлика , сына Хонхотанского старца Чарахая . После смерти Есугея Мунлик (Mэнглиг, Мэнлиг) помогал Оэлун-хатун и ее детям, став фактически вторым отцом Тэмуджину и его братьям. Потому они звали его Mönglik эцэг или отец Mэнглиг. Мэнлиг был выходцем из племени тайчиутов , представителем рода хонхотон (хонхотан). Потомки Мунлика основали собственный род Мэнглиг (Мэнлиг), представители которого до сих пор проживают в Монголии .

После смерти отца Тэмуджина его приверженцы покинули вдов (у Есугея было 2 жены) и детей Есугея ( Тэмуджина и его братьев Хасара , Хачиуна , Тэмугэ и от второй его жены — Бектера и Бельгутая ). Одним из немногих, кто поддержал семью Тэмуджина , был Хонхотанский старец Чарха (Чарахай) .

Когда Тэмуджин решил основать свой собственный улус отдельно от своего побратима Джамухи , одним из первых присоединившихся к Тэмуджину был Сюйкету-черби из племени Хонхотан .

У Хонхотанского Мунлик-эчиге было семеро сыновей. Старший из семерых, по имени Кокочу, был Теб-Тенгри , волхв. Теб-Тенгри был одним из самых влиятельных шаманов (волхвов) своего времени. После драки хонхотанов с Хасаром и после ухода части подданных Тэмугэ-Отчигина к Теб-Тенгри между хонхотанами и семьей Тэмуджина начал зарождаться конфликт. Чингисхан разрешил Тэмугэ-Отчигину поступить с Теб-Тенгри по своему усмотрению. В итоге по приказу Тэмугэ-Отчигина Теб-Тенгрию был переломлен хребет. Согласно «Сокровенному сказанию монголов» , когда не стало Теб-Тенгрия, Хонхотанцы присмирели .

После смерти Теб-Тенгрия зарождавшийся конфликт между хонхотанами и семьей Чингисхана был потушен. В итоге в числе нойонов и царевичей, участвовавших в монгольских походах на тангутов упоминается Хонхотанский Толун-черби .

Хонхотанов принято относить к нирун-монголам , т.к. они являются потомками Алан-гоа . В свою очередь Рашид ад-Дин причисляет их к дарлекин-монголам . Согласно «Сборнику летописей» , от племени уряут отделились три ветви: конкотан, арулат и уряут-килинкут . Рашид ад-Дин также добавляет: «Мунлик-эчигэ сиживал рядом с Чингиз-ханом справа от него, выше всех эмиров. И всегда при тяжелых и благоприятных, при страшных и обнадеживающих обстоятельствах он был заодно с Чингиз-ханом. Он постоянно был уважаем и почитаем, имел [под своим началом] тысячу из левого крыла [армии]» .

После распада государства Юань хонхотаны входили в состав юншиэбуского тумена. С конца XIV до начала XVI века юншиэбу находились в составе шести монгольских туменов и назывались дүн их еншөөбу (великим юншиэбу). С XV века юншиэбу занимали близлежащие земли Чжанцзякоу и севернее города Шанду . Затем отошли на запад и стали соседствовать с тумэтами .

Современность

В настоящее время на территории Внутренней Монголии проживают носители родового имени хонхотан .

В сомоне Халхгол Восточного аймака Монголии отмечен род гэрүүд кости хонхатнууд (хонхотнууд) . Представители рода мэнглиг (мэнлиг), ответвления рода хонхотон (хонхотан), зарегистрированы в сомонах Булган , Цагаан-Овоо , Гурванзагал и Сэргэлэн Восточного аймака Монголии . Хонхотан (хонхатан) в частности упоминаются в составе монгольского рода юншиэбу (еншөөбу) .

В Монголии проживают носители родовых фамилий Хонхотан , Хонхотон , Хонхтон .

Примечания

  1. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
  2. Груссе Р. . www.rulit.me. Дата обращения: 1 декабря 2019. 3 января 2020 года.
  3. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н.П. Шастиной / Румянцев Г.Н. — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
  4. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  5. Рашид ад-Дин . Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
  6. Нанзатов Б.3., Содномпилоеа М.М., Балдано М.Н. от 13 июля 2019 на Wayback Machine // Вестник БНЦ СО РАН. — 2015. — № 3 (19). — С. 28-35.
  7. ЦНА Монголии. Ф. А-34. Оп. 1. Ед.хр. 2.
  8. ЦНА Монголии. Ф. 85. Ед. хр. 2.
  9. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  10. Джигачидай Буяндэлгэр. Этническая история баргутов (XV–XVII вв.) // Культурное наследие народов Центральной Азии. — 2012. — С. 186-205 .
  11. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 марта 2019.
  12. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 марта 2019.
  13. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 марта 2019.
Источник —

Same as Хонхотаны