Interested Article - Битва при Покарвисе
- 2020-12-08
- 1
Битва при Покарвисе — первое крупное сражение между войсками крестоносцев и прусских племён во время Второго прусского восстания . Упоминается в таких источниках, как Петра из Дусбурга и одноимённая рифмованная немецкоязычная версия Николая фон Ерошина , а также в Каноника Самбийского .
Предыстория
Победа литовцев над крестоносцами в битве при Дурбе в 1260 году вдохновила прусские племена на восстание против Тевтонского ордена , начавшееся в сентябре 1260 года .
События перед битвой
Орденские летописцы Николай фон Ерошин и Пётр из Дусбурга сообщают в :
« В тот же год… пруссы , видя, что братья понесли потери в этой битве … снова отступились от веры и христиан и скатились к прежним заблуждениям, и самбы одного человека по имени Гланде , наттанги — Генриха Монте , вармийцы — Глаппа, погезаны — Ауттума, барты — Дивана выбрали предводителями и вождями своего войска… . Эти предводители и вожди войск назначили точный день для того, чтобы… всех до единого проповедников веры христианской убить и полностью уничтожить. Что они и исполнили, ибо всех христиан, которых они встретили за пределами укреплений в земле Прусской , одних… умертвили, других… увели в вечное рабство; церкви, часовни и молельни Божии они сжигали… священников и прочих служителей церкви беспощадно убивали » .
На помощь Прусскому ландмейстерству Тевтонского ордена прибыли «гости», то есть добровольцы из Европы (главным образом из Германии ) для участия в крестовых походах против прибалтийских племён язычников (авторы обеих хроник называют их «пилигримами» ). Объединённое войско тевтонских рыцарей и «гостей» возглавил граф фон Рейдер, и в январе 1261 года крестоносцы вторглись в Натангию . Там они разделились на две части, с тем чтобы охватить как можно больше территории, что оказалось тактической ошибкой .
Действия крестоносцев в Натангии описаны авторами обеих версий вышеуказанной хроники :
« …господин из Рейдера и многие представители знати из других частей Тевтонии, сочувствуя вере и христианам… пришли на помощь упомянутой земле. С ними братья и их оруженосцы вторглись в землю Наттангии , и, опустошив её огнём и мечом, многих захватив в плен и убив, они вернулись в то место, где ныне стоит замок Бранденбург , и там разбили лагерь » .
Битва
Одна часть войска во главе с фон Рейдером осталась в лагере близ селения Покарвис, дожидаясь возвращения другой части. 22 января, воспользовавшись ошибкой крестоносцев, войско натангов во главе с Геркусом Мантасом напало на их лагерь . Несмотря на отчаянное сопротивление, застигнутые врасплох крестоносцы потерпели поражение .
О ярости, с которой бились обе стороны, свидетельствуют Николай фон Ерошин и Пётр из Дусбурга:
« После этого наттанги … собравшись, напали на оставшуюся часть войска при Покарвисе, а пилигримы и братья со своей стороны оказывали им мужественный отпор, и особенно один рыцарь из Вестфалии по имени Штенкель фон Бентхейм , который слышал в одной проповеди епископа, что души христиан, убитых в Пруссии, должны вознестись на небо, минуя чистилище; он, пришпорив своего скакуна и нацелив копьё, как истинный рыцарь, пронёсся по рядам неприятеля, разя язычников направо и налево… Но на обратном пути, когда он попал в гущу их, его убили; и завязалась между ними жестокая битва, и с обеих сторон многие были смертельно ранены и убиты. Наконец, по воле Божией, свершилось так, что сам господин из Рейдера с большой частью войска и братьями , бывшими с ним, был убит, некоторые были взяты в плен, остальные обратились в бегство » .
К тому времени прибыла другая часть войска крестоносцев. Как сообщают Николай фон Ерошин и Пётр из Дусбурга:
« Между тем братья с другой частью войска, приближаясь к месту битвы, увидели, что войско христиан смято, и они не могли спасти их из-за множества врагов и по другой дороге воротились восвояси » .
После битвы наттанги , желая принести жертву своим богам в благодарность за победу, бросили жребий среди пленных крестоносцев. Жребий выпал горожанину из Магдебурга по имени Хиртцхальс , который был привязан к своему коню и сожжён заживо.
« После этой сечи наттанги, желая принести жертву богам, бросили жребий среди тевтонов , взятых там в плен, и он дважды выпал одному горожанину из Магдебурга , знатному и богатому, по имени Хиртцхальс; он, оказавшись в такой беде, просил Генриха Монте вспомнить о благодеяниях, какие он не раз оказывал ему в городе Магдебурге, и выручил бы его из этой беды. Услышав это, Генрих, сочувствуя, дважды выручал его. Но когда в третий раз жребий снова выпал ему, он не захотел, чтобы его спасли, но тут же, предлагая себя в добром исповедании жертвой Богу, был привязан к своему коню и сожжён », — гласит Петра из Дусбурга .
Потери сторон
Потери крестоносцев
Ни Пётр из Дусбурга, ни Николай фон Ерошин не сообщают в вышеуказанных хрониках о точном количестве погибших и пленённых крестоносцев. Тем не менее, о значительных потерях со стороны тевтонцев и их союзников можно судить по записям в главе 98 части третьей обеих версий Хроники земли Прусской:
« Потрясённые всеми этими волнениями, братья и христиане земли Прусской, уже на грани гибели, смутившись духом, плакали горьким плачем, доколе не стало в них силы плакать и не могли уже утешить друг друга… Уже два года сражались они и всегда терпели поражение, а враги веры торжествовали победу. Вот почему со смиренной и смятённой душой, воззрев на небо, они со слезами воззвали к Господу о помощи… » .
И сам заголовок главы 91 части третьей обеих версий Хроники земли Прусской , повествующей о данной битве, красноречиво свидетельствует о тяжести поражения крестоносцев:
« О битве при Покарвисе где были убиты многие христиане » .
Ещё один источник — Каноника Самбийского — также сообщает о большом количестве погибших крестоносцев, но не приводит конкретных цифр:
« 1261 г. При Покарвисе произошла битва, в которой были убиты братья и множество пилигримов » .
Потери пруссов
В обеих версиях хроник о точном количестве погибших пруссов Пётр из Дусбурга и Николай фон Ерошин также не сообщают, упомянув лишь о том, что обе стороны понесли большие потери :
« …и завязалась между ними жестокая битва, и с обеих сторон многие были смертельно ранены и убиты », — пишет в Пётр из Дусбурга.
Итоги
Победа при Покарвисе укрепила моральный дух прусских племён и их решимость продолжать восстание .
Реванш
Тевтонцы смогли оправиться от разгрома при Покарвисе за короткий по средневековым меркам период и восполнить понесённые потери за счёт подкреплений, прибывших из Германии (из графств Юлих и Марк ) во главе с графами Вильгельмом IV и Энгельбертом I . Ровно через год, 22 января 1262 года, крестоносцы разгромили пруссов в битве за Калген . Николай фон Ерошин и Пётр из Дусбурга преподносят читателям эту победу как реванш за поражение в битве при Покарвисе:
« Итак, по воле Божией в тот день было убито более трёх тысяч самбов и прочих пруссов, в тот же день, что и год тому назад, когда произошла битва при Покарвисе », — сообщается в главе 98 части третьей Петра из Дусбурга .
См. также
Примечания
- ↑ . Изучение языков для дела и удовольствия . Дата обращения: 27 июня 2020. 18 февраля 2020 года.
- от 11 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 84 (англ.)
- ↑ от 23 апреля 2012 на Wayback Machine Петра из Дусбурга , ч. 3, гл. 89
- от 12 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , часть 3, главы 88-89 (англ.)
- от 23 апреля 2012 на Wayback Machine Петра из Дусбурга , ч. 3, гл. 90
- от 19 февраля 2020 на Wayback Machine Петра из Дусбурга , комментарии к ч. 2, п. 160
- ↑ от 23 апреля 2012 на Wayback Machine Петра из Дусбурга , ч. 3, гл. 91
- от 13 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 91 (англ.)
- от 11 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 91 (англ.)
- от 12 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 91 (англ.)
- от 11 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 91 (англ.)
- от 12 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 91 (англ.)
- от 12 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 91 (англ.)
- от 13 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 98 (англ.)
- ↑ от 23 апреля 2012 на Wayback Machine Петра из Дусбурга , ч. 3, гл. 98
- от 26 июня 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 91 (англ.)
- от 24 мая 2011 на Wayback Machine Каноника Самбийского , гл. 6, Г. Г. 1261.
- от 26 февраля 2020 на Wayback Machine Каноника Самбийского , гл. 6, 1261 г.
- ↑ от 10 мая 2012 на Wayback Machine Петра из Дусбурга , ч. 3, гл. 98
- от 12 июля 2020 на Wayback Machine Николая фон Ерошина , ч. 3, гл. 98 (англ.)
Источники
- Петра из Дусбурга
- Петра из Дусбурга
- Николая фон Ерошина
- Каноника Самбийского
- Каноника Самбийского
- . Изучение языков для дела и удовольствия . Дата обращения: 27 июня 2020.
- Николая фон Ерошина (англ.)
- Николая фон Ерошина (англ.)
- 2020-12-08
- 1