Виламовиц-Мёллендорф, Ульрих фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Ульрих фон Рихенталь ( нем. Ulrich von Richental , англ. Ulrich of Richenthal , лат. Udalricus de Richental ; около 1360 или 1365 — 1436 , 1437 или 1438 ) — немецкий хронист , почётный гражданин и секретарь городского совета Констанца , автор иллюстрированной «Хроники Констанцского собора».
Родился около 1360 года , по другим данным, в 1365 году , в Констанце , в семье бюргера Йоханнеса Рихенталя, исполнявшего с 1356 по 1389 год обязанности городского писаря , и Анны Эглин. Его предполагаемый дед, городской кузнец Георг Рихенталь , возможно, происходил из Рихенталя в швейцарском кантоне Люцерн .
Судя по сохранившимся документам, владел недвижимостью в самом городе и землями в его окрестностях, затем занимался торговлей . Около 1379/1380 года добивался пребенды в коллегии при соборе Св. Иоганна в Констанце , однако отождествление его с одноимённым каноником этой церкви, подписавшим в качестве свидетеля датируемый 1396 годом документ, не нашло убедительных подтверждений .
С начала XV века служил секретарём городского совета и нотариусом у местного епископа. Совершил немало путешествий, в том числе по городам Священной Римской империи , Чехии и Швейцарии , судя по всему, неплохо владел латынью , хотя какие-либо данные об образовании отсутствуют.
В 1414 году в качестве письмоводителя привлечён был к работе XVI Вселенского собора католической церкви , созванного в Констанце по инициативе короля Германии Сигизмунда Люксембургского с целью ликвидации папского раскола . Не участвуя в заседаниях собора лично, занимался его подготовкой и организацией, получив доступ ко многим документам и составив список его участников . Принимал у себя дома епископа Констанца Отто фон Хохберга , подробно информировавшего его обо всём, происходившем на соборе.
В 1433 и 1434 годах упоминается в документах городских архивов в качестве землевладельца, его жена Анна упоминается в них под 1410 и 1434 годами . Точная дата его смерти не установлена, называют 1436, 1437 или 1438 год, известно лишь, что скончался он и был похоронен в Констанце.
Не позже 1421 года составил на латыни «Хронику Констанцского собора» ( нем. Chronik des Konstanzer Koncils ), пользуясь документальными материалами, а также собственными заметками . Некоторые из описанных событий, к примеру, сожжение в июле 1415 года Яна Гуса , наблюдал в качестве очевидца. В первой части хроники подробно описываются важнейшие мероприятия собора, во второй перечисляются почти все его знатные и известные участники, с указанием даты прибытия, места размещения и числа слуг, также приводятся их гербы . Всего хронистом называются по именам 29 кардиналов , три патриарха , 33 архиепископа и 150 епископов .
Как источник хроника Рихенталя, существенно дополняющая сведения его старшего современника Дитриха из Нихайма и младшего Андреаса из Регенсбурга , представляет значительную ценность не только для историков Священной Римской империи , папства , католической церкви , но и для исследователей городского хозяйства и быта, а также специалистов по средневековой одежде, вооружению, вексиллологии и геральдике . Интересны статистические сведения Рихенталя, извлечённые из документов городских архивов, в том числе о расходах на праздничные мероприятия, ценах на продукты, количестве торговцев и охране общественного порядка, а также подробные описания различных торжеств, вроде пира, устроенного 23 июня 1415 года Сигизмундом, или разнообразных диковин, вроде присланного в подарок германскому королю из Польши засоленного дикого зубра , или грандиозного личного зонта антипапы Иоанна XXIII , который вёз за ним при его торжественном въезде в Констанц в 1414 году латник из папской свиты .
Помимо освещения событий в Центральной Европе , любознательный Рихенталь уделяет внимание землям Руси и Великого княжества Литовского , а также приводит сообщение о легендарной «Золотой бабе» обских угров — впервые в нарративной литературе западноевропейского средневековья . Он подробно сообщает о прибывших в Констанц послах князя Витовта и православных иерархах из Валахии , Литвы и Червонной Руси , а также приводит послание, направленное собору византийским императором Мануилом II Палеологом , в котором последний интересовался не только обсуждавшимися на нём реформами, но и самим Констанцем и его окрестностями, удивляясь тому, как смогли его жители принять у себя столь великое число гостей .
Между 1425 и 1430 годами художниками Швабской школы созданы были красочные миниатюры к сочинению Рихенталя на оставленных им чистыми местах манускрипта . Им удалось запечатлеть многих участников и гостей собора, отобразить важнейшие его события и мероприятия, повседневные и бытовые сцены, архитектурные сооружения, а также знамёна и гербы представителей знати и городских делегаций. Старейшая из сохранившихся рукописей, т. н. «Кодекс из Аулендорфа », содержит всего 119 рисунков, 804 законченных и 31 намеченных гербов .
На иллюстрациях некоторых рукописей хроники Рихенталя присутствуют сцены казни Яна Гуса , осуждения его последователя Иеронима Пражского , православной литургии, совершенной Григорием Цамблаком 19 февраля 1418 года в присутствии православных участников собора и многих других событий.
Уже в первой половине XV века хроника Рихенталя переведена была на один из южнонемецких диалектов и, по мнению её исследователя , тщательно сохранялась образованными кругами города Констанца, вскоре после окончания вселенского собора утратившего своё прежнее значение в качестве политического и торгового центра. Её использовали в качестве источника такие хронисты и историки, как Конрад Юстингер , Диболд Шиллинг Старший , Клаус Шультгейс, , Иоганн Науклер и Герман фон дер Гардт .
Рукописный латинский оригинал «Хроники» Рихенталя утрачен был ещё в старину , и сохранился лишь перевод её на средневерхненемецкий язык . Сегодня известно всего 16 манускриптов последнего, 10 из которых относятся к XV веку , а именно:
I редакция:
А —
Аулендорфский
кодекс из библиотеки графа Густава цу Кенигсегг (ныне в
Нью-Йоркской публичной библиотеке
), до 1460 г.
I —
Инсбрукский
кодекс из музея Фердинандеум, около 1460 г.
Рr — Кодекс из Университетской библиотеки в
Праге
, 1464 г.
II редакция:
К — Кодекс из Росгартенского музея в
Констанце
, 1460-е гг.
W — Кодекс из
Венской придворной библиотеки
, 1465—1470 гг.
Pt — Кодекс из бывшей Библиотеки императорского Русского археологического общества в
Петербурге
(
РНБ
), около 1470 г.
G — Кодекс из монастыря Св. Георгия, ныне в Баденской публичной библиотеке в
Карлсруэ
, около 1470 г.
Sg —
Санкт-Галленский
кодекс из
библиотеки монастыря Св. Галла
, вторая пол. XV в.
St —
Штутгартский
кодекс из библиотеки земли
Баден-Вюртемберг
, 1467—1469 гг.
Wi —
Винтертурский
кодекс из
Цюрихской
кантональной библиотеки, сер. XV в
.
Впервые сочинение Рихенталя издано было в 1483 году аугсбургским первопечатником Антоном Зоргом, по сравнительно поздней рукописи 1467 года , принадлежащей перу Гебхардта Дахера. Это издание, один из экземпляров которого находится в Научной библиотеке Эрмитажа (СПб.), сопровождается значительным количеством раскрашенных от руки гравюр на дереве, на самые разнообразные сюжеты, одних гербов в нём воспроизведено 1059 . В 1575 году во Франкфурте увидело свет третье издание, подготовленное Паулем Реффелером и Зигмундом Фейерабендом по рукописи XVI века из городского архива Линдау .
Текст «Хроники» по спискам А и К издавался фототипическим способом в 1869—1872, 1881, 1964 гг. в Штутгарте , Аугсбурге , Констанце, Мангейме , Карлсруэ , Тюбингене и Штарнберге . Комментированное научное издание по списку А с разночтениями по списку К было выпущено в 1882 году в Штутгарте в 158 томе «Библиотеки литературного общества» историком , и переиздавалось в 1936, 1962 и 1964 годах .
Факсимильное издание хроники Рихенталя 1964 года было в 2002 году переиздано на CD-диске Росгартенмузеумом в Констанце , с разночтениями по разным спискам и комментариями Карла Финка, и Лилли Фишель. Комментированное научное издание хроники под редакцией профессора истории Томаса Мартина Бука выпущено было в 2010 году в Остфильдерне (переиздано с дополнениями в 2020 году); следующее с комментариями историка-архивиста вышло в 2013 году в Штутгарте. Академическое цифровое издание хроники в серии «Исторические памятники Германии» было подготовлено Т. М. Буком в 2019 году в Мюнхене .