Interested Article - Гностическое христианство

Христианство
Библия
Бог , Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Гностическое христианство — направление гностицизма , в котором присутствуют элементы христианства, что отличает его от персидского и курдского гностицизма . Это религиозно-философское учение, возникшее в I—II веках н. э. на почве объединения христианских идей о божественном воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистических построений языческих религий. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма .

Гностицизм является достаточно условным названием, предложенным в XVII веке кембриджским платоником Генри Мором как производное от др.-греч. γνῶσις (знание) для обозначения некоторых раннехристианских ересей .

Гностические христиане и римское богословие

В XVII веке, для обозначения некоторых направлений раннего христианства, признанных ортодоксальными богословами еретическими, был предложен термин гностицизм .

По мнению раннехристианских ортодоксальных богословов гностическое христианство было отрицательным явлением, а его сочинения после вселенских соборов были уничтожены победителями , когда гностики были официально объявлены еретиками. В то же время раннее христианство, соприкасающееся с гностицизмом, не было повсеместно маргинальным явлением , а представляет собой форму раннехристианской философии . Исследователь религии Мирча Элиаде пишет:

Гностики представлялись худшими из еретиков именно потому, что они отвергали, в целом или частично, принципы древнееврейского мышления. […] Что же до причин появления ересей, то Ириней и Ипполит находили их в искажающем влиянии на Писание греческой философии. Вальтер Бауэр в 1934 г. подверг этот тезис критике […] Бауэр приходит к заключению, что три главных центра христианства — Эдесса , Александрия и Малая Азия — в течение первых двух веков были еретическими, а ортодоксия пришла туда позже . С самого начала единственным ортодоксальным центром был Рим , то есть победа ортодоксии в античности эквивалентна победе римского христианства. Таким образом, в эпоху раннего христианства с его многочисленными и неустойчивыми формами, многочисленными, многообразными и подчас противоречивыми тенденциями Риму удалось зафиксировать и утвердить определённую форму христианства, получившую название ортодоксии, на фоне которой все другие течения были названы ересями. Однако, как замечает Андре Бенуа , объяснение Бауэра остаётся в сфере чистой истории; оно не учитывает содержание учений, относящихся к ортодоксии и к ересям. […] Коротко говоря, ортодоксию определяют: 1) верность Ветхому Завету и апостольской традиции, зафиксированной в документах; 2) неприятие эксцессов мифологизирующего воображения; 3) уважение к систематическому мышлению (а значит, к греческой философии); 4) важность, придаваемая общественным и политическим институтам, то есть юридической мысли. Каждый из этих элементов породил значительные богословские произведения и внёс свою большую или меньшую лепту в триумфальную победу Церкви. В определённые моменты истории христианства, однако, каждый из этих элементов ускорял также и кризисы, нередко весьма серьёзные, и способствовал обеднению первоначальной традиции .

История

Раннехристианские апологеты называют несколько проповедников, которые первыми внесли гностические идеи в христианство. К первым проповедникам гностических идей в среде христиан относят Симона Мага (Симона Волхва) . По всей вероятности, он не был христианином, а принадлежал к какой-то неизвестной нам сирийско-самаритянской религиозной секте .

В Откровении Иоанна Богослова содержится критика Николаитов , Иоанн пишет от лица Иисуса:

Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

В приблизительно 140 году н. э. гностик Маркион прибыл в Рим, но вскоре, в 144 г. был предан анафеме местной общиной. После этого он проникся идеями сирийского гностика Кердона и основал собственную церковь, которая обрела своих последователей в Италии, Египте и Ближнем Востоке.

Карпократы были первыми [ источник не указан 3022 дня ] гностиками и христианами, выступившими против Ветхого Завета, который Христос «пришёл исполнить», частной и даже личной собственности [ источник не указан 3022 дня ] , святости уз брака, теоретически обосновывали [ источник не указан 3022 дня ] общность жён и мужей. Их последователи основали в 160 году н. э. в Риме общину каинитов , пытавшуюся практически и вульгарно претворить в жизнь коммунистические идеи карпократов [ источник не указан 3022 дня ] .

Представитель раннего христианства Керинф лат. «Церинтус») жил около 100 года нашей эры . По происхождению еврей, он принял христианство. Ранняя христианская традиция описывает Керинфа как современника и противника Иоанна Богослова , который написал Первое послание Иоанна и Второе послание Иоанна , в том числе и с целью критики Керинфа . Всё, что известно о Керинфе происходит от написания раннехристианских апологетов . Керинф основал просуществовавшую очень недолго секту евреев, перешедших в христианство. Секта имела явно выраженное гностическое направление. Несмотря на принадлежность к христианам, единственной книгой из Нового Завета , которую признавал Керинф, было Евангелие от Матфея . Последователи Керинфа (Церинтуса) отрицали иудейские обычаи, такие как обрезание и шаббат .

Доступные свидетельства о жизни Валентина , позволяют предположить, что он жил во II в. и молодые годы провёл в Александрии . Его деятельность проходила в Риме , где он приобрёл славу как христианский проповедник и богослов. Тертуллиан сообщает, что Валентин отошёл от христианства после неудачной попытки занять место епископа . Валентин основал собственную гностическую школу и имел многочисленных последователей (например, упоминается его друг Ираклеон ), в результате чего образовалось влиятельное направление в философии, получившее его имя « валентинианство ».

В VII веке в Армении зарождается павликианство , в VIII—IX веках оно получает широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи .

Течения

Николаиты

Николаиты — одна из самых ранних христианских групп, подвергшихся обвинениям в ереси. Они упоминаются в Новом Завете , в книге Откровение Иоанна Богослова . Главное обвинение Николаитов состояло в разврате.

Маркионитство

Учение основанное Маркионом во II веке. Во времена Епифания Кипрского (около 400 года ) маркионитство было очень распространено в Малой Азии, Сирии , Армении , а на Западе — в Риме и Карфагене.

Сифиане

Сифиа́не ( др.-греч. σηθιανοι , сетиане ) — гностики , названные так по имени библейского патриарха Сифа (Сета), третьего сына Адама и Евы , воплотившегося на земле в виде Иисуса Христа. Основными источниками для изучения сифиан являются упоминания в сочинениях христианских авторов Епифания Кипрского , Тертуллиана и Ипполита Римского , а также оригинальные гностические рукописи.

Докетизм

Докетизм , докеты (от др.-греч. δοκέω [dokeō] — «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений и его приверженцы, отрицавшие реальность страданий Христа и Его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшие иллюзорность его существования. Докетизм появился очень рано, в апостольскую эпоху, и следы полемики с ним можно усмотреть уже в Новом завете ( 1Ин. , ) или в собрании Наг-Хаммади ( Мелхиседек IX, 5). Во II веке докетизм получает дальнейшее развитие, становясь неотъемлемой частью гностических конструкций. Отзвуки докетизма сохранились в монофизитском понимании природы Христа.

Суть учения — нематериальность телесной оболочки и земной жизни Христа. Следствием этого было утверждение, что из-за своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, и, следовательно, не мог и воскреснуть.

Офиты

Офи́ты (от греч. ὄφις , «змея», «змей», иначе — офиане ) — гностические секты , почитавшие змею , как символ высшего знания, видя в ней тот образ, который приняла верховная Премудрость или небесный эон София , чтобы сообщить первым людям, которых ограниченный Демиург хотел держать в детском неведении, истинные знания.

Авелиты

Авелиты ( или авелиане ) — христианская гностическая секта , существовавшая в Северной Африке на территории современного Алжира в годы царствования византийского императора Аркадия . Просуществовала примерно до 430 года . Авелиты упоминаются в книге Августина Блаженного « Haeresibus ».

Манихейство

Манихе́йство — составленное из вавилонско - халдейских , иудейских , христианских , иранских ( зороастризм ) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани , распространившееся от Испании до Китая и представлявшее собой мировую религию своего времени.

Павликиане

«Павликиане» — одно из наиболее значительных по размаху и последствиям средневековых еретических движений. Зародились в VII веке в Армении , в VIII—IX веках получили широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи . Своей целью считали сохранение исконной чистоты христианства, освобождение его от всех «элементов» язычества и идолопоклонства. Согласно учению павликиан, истинный, совершенный Бог имеет прямое отношение только к духовному миру, тогда как творцом видимого мира является демиург . Павликиане обвиняли кафолическую церковь в том, что она не различает эти две сущности, и, фактически, поклоняется демиургу. В своих диспутах с православными павликиане подчёркивали, что, в отличие от православных, поклоняющихся творцу этого мира, сами они верят в того, о ком Иисус говорил: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» ( Иоан. ).

Поздний гностицизм: Катары и Богомилы

Большинство современных исследователей ( , , А. Казенаве, И. Хагманн и др.) считают катаризм одним из многочисленных, однако уникальных христианских движений, выявившихся одновременно в Западной и Восточной Европе в период «эпохи тысячелетия». Это движение было представлено различными общинами , не обязательно связанными между собой и иногда различавшимися доктриной и образом жизни, но представлявшими некое единство в области структуры и обряда, как во временных рамках — между X и XV столетиями, так и в географических — между Малой Азией и Западной Европой. В Восточной Европе и Малой Азии к таким общинам относят богомилов . Богомилы Византии и Балкан, а также катары Италии, Франции и Лангедока представляли собой одно и то же движение .

Для катарских текстов характерно отсутствие отсылок к текстам нехристианских религий. Даже в наиболее радикальных своих положениях (напр., о дуализме или о перевоплощениях ) они апеллируют только к христианским первоисточникам и апокрифам . Теология катаров оперирует теми же понятиями, что и католическая теология, «то приближаясь, то удаляясь в их толковании от генеральной линии христианства» .

Литература гностического христианства

Критика

Сочинения Иринея Лионского против гностиков имеют большое значение и особенный авторитет в истории христианских догматов по своей древности. В своих трудах он подчёркивает важность следования каноническим новозаветным текстам; призывает не пренебрегать и « еврейской Библией » (Ветхим Заветом).

Примечания

  1. А. Ф. Лосев от 19 ноября 2013 на Wayback Machine " — М.: Мысль , 1989. — 204 с.
  2. Шабуров H. В. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  3. А. Ф. Лосев Гностицизм — статья из Большой советской энциклопедии .
  4. Вальтер Бауэр считал, что «„три главных центра христианства — Эдесса , Александрия и Малая Азия — в течение первых двух веков были еретическими (в понимании ортодоксов), а ортодоксия пришла туда позже. С самого начала единственным ортодоксальным центром был Рим .“» Однако, как замечает Андре Бенуа , объяснение Бауэра остается в сфере чистой истории; оно не учитывает содержание учений, относящихся к ортодоксии и к ересям. Цит. по Мирча Элиаде [yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-hist_b-2l.pdf История веры и религиозных идей] от 4 июля 2012 на Wayback Machine . — Т. 2. — 2002. — С.176
  5. Вальтер Бауэр считал, что «победа ортодоксии в античности эквивалентна победе римского христианства. „Таким образом, в эпоху раннего христианства с его многочисленными и неустойчивыми формами, многочисленными, многообразными и подчас противоречивыми тенденциями Риму удалось зафиксировать и утвердить определённую форму христианства, получившую название ортодоксии, на фоне которой все другие течения были названы ересями“» Однако, как замечает Андре Бенуа , объяснение Бауэра остается в сфере чистой истории; оно не учитывает содержание учений, относящихся к ортодоксии и к ересям. Цит. по Мирча Элиаде [yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-hist_b-2l.pdf "История веры и религиозных идей] от 4 июля 2012 на Wayback Machine . — Т. 2. — 2002. — С.177
  6. Мирча Элиаде [yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-hist_b-2l.pdf История веры и религиозных идей. В 3 т. — Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства.] от 4 июля 2012 на Wayback Machine — 2002. — С. 177
  7. Свенцицкая И. С. от 24 июня 2012 на Wayback Machine . — М.: Политиздат , 1989. — 336 с. — (Б-ка атеист, лит.). ISBN 5-250-00992-1
  8. Irenaeus , Adversus Haereses , Book III, Chapter 11, Verse 1
  9. The First Epistle of John, Chapter 2, verses 18-19, Chapter 4 verse 3
  10. Brenon Anne, Le Vrai visage du catharisme, Loubatieres, 2004, p.39
  11. Milan Loos, Dualist Heresy in the Middle Ages, Prague, Czechoslovak Academy of Sciences, 1974, p. 250

Ссылки

  • // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
Источник —

Same as Гностическое христианство