О, благодать
- 1 year ago
- 0
- 0
Благода́ть ( др.-евр. חן , др.-греч. χάρις , лат. gratia ) — одно из ключевых понятий христианского богословия , рассматривается как дар для человека от Бога , подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека . Предназначена для спасения человека и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку , действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие . В представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы .
Словом «благодать» могут переводиться и близкие по смыслу термины других религий — в частности, исламское барака , имеющее общий корень с еврейским « браха » ( др.-евр. ברכה ), которое в Ветхом Завете употребляется в значении благословения .
В Писаниях Ветхого Завета еврейское слово חֵן («хэн») встречается много раз, в том числе и в текстах, относящихся к мессианским пророчествам ( Зах. ; Зах. ). В синодальном переводе чаще всего переводится словами «благодать» ( Быт. , Пс. ), «милость» ( Быт. , Прит. ), «благоволение» ( Быт. ), а в некоторых случаях словами «приятность» ( Прит. , Прит. ), «прекрасный» ( Прит. , Прит. , Прит. ), «расположение» ( Есф. ), «благорасположение» ( Еккл. ), «приязнь» ( Прит. ), «миловидность» ( Прит. ), «благонравная» ( Прит. ).
В Новом Завете греческое слово «χάρις» (милость, благодеяние, награда, услуга, одолжение) встречается в текстах Евангелия от Луки для описания состояния Девы Марии при зачатии Иисуса Христа ( Лк. ), причем сама Богородица именуется Благодатная ( Кехаритомени ). Также в Евангелии от Иоанна благодать упоминается вместе с истиной как свойство Бога ( Ин. ). Как дар от Бога благодать описывается в Послании Иакова ( Иак. ) и Павла ( Рим. ). В Деяниях Апостолов благодать упоминается как средство спасения ( Деян. ). При этом можно встретить противопоставление благодати закону ( Рим. ) и делам ( Рим. ). Как часть доброго пожелания вместе с миром благодать упоминается в посланиях Иоанна ( 2Ин. ), Петра ( 1Пет. ) и Павла ( Рим. ; 1Кор. ). Иногда обозначает конкретные дары и благословения (ср. 2Кор. , , ).
В документах раннего христианства , известных как произведения « мужей апостольских », благодать упоминается как дар, который Бог через Христа даёт человеку и представляется как сила ( греч. δυναμις ), благодаря которой человек может стремиться к праведности и идти по пути послушания. В этом понимании благодать даёт силы, посредством которых человек может обрести праведность и достичь спасения
Ибо говорится: «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать» (Прит. 3, 34).
Итак. присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать. Облечёмся в единомыслие, будем смиренны, воздержны, далеки от всякой клеветы и злоречия, оправдывая себя делами, а не словами (1Кор. Клим. 30:1).
Многие женщины, укреплённые благодатью Божиею, совершили много дел мужественных (1Кор. Клим. 55:1).
Укрепляйтесь благодатью Божией (Игнат. 6:13, смирнянам).
Да будет всегда благодать с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться в Боге нашем Иисусе Христе (Игнат. 7:8, Поликарпу).
При этом многие богословы (в особенности в протестантизме) не воспринимают произведения мужей апостольских как полное и точное изложение вероучения ранней церкви, учитывая ещё и то, что часть произведений считается подложной , то есть не принадлежащей авторству учеников апостолов, которым их приписывают. В частности, критически воспринимают содержание этих произведений лютеранские богословы, в которых они видят не только морализаторство, но и «легализм» (законничество), отличающие, на их взгляд, эти произведения от книг Нового Завета . Особенности представлений о благодати у «апостольских мужей», по мнению некоторых исследователей, повлияли на формирование средневековых представлений о благодати с тенденцией к «учению о делах» .
Учение о спасении грешника по благодати получило развитие в V веке благодаря богословскому спору между епископом Гиппонским Августином и британским монахом Пелагием . Августин настаивал на том, что благодать является единственным условием спасения души. Пелагий допускал возможность достижения святости и спасения своими собственными силами, без помощи Божьей .
Разногласия были связаны с представлением Пелагия о первородном грехе как случайном факте, который не отразился на потомках Адама. Они, по представлениям Пелагия, были такими же, каким был Адам до своего греха. В свою очередь Августин учил, что человек в результате первородного греха пал, а его природа настолько изменилась, что он не в состоянии обрести спасение без помощи Бога .
На Арелатском соборе между 470 и 475 годом одобрили трактат епископа Фауста «О благодати Божией и свободе воли человека», и спор между учением Августина и Пелагия был решён на основании учения прп. Иоанна Кассиана в духе синергизма . Учение, изложенное Иоанном Кассианом о взаимодействии Бога и человека в деле спасения человека, стало общецерковным учением. Но после смерти Кассиана Римская поместная церковь в этом споре приняла сторону Августина, правда, с признанием некоторого человеческого участия в спасении . Среди западных отцов и богословов возобладала позиция сторонников учения Августина, которая была утверждена на Аравсионском соборе 529 года , где каждое из его решений подтверждалось высказываниями Августина. Собор отступил от принципа синергизма, который исповедовал в вопросе благодати и свободы воли прп. Иоанн Римлянин и его последователи. Решения Арвсионского собора по этому вопросу были одобрены папой Бонифацием II .
На Карфагенском соборе]] 411 года был осуждён ученик Пелагия Целлестий, а на Карфагенском соборе 416 года осуждение было распространено и на Пелагия.
Богословское значение благодати для спасения было сформулировано на Карфагенском соборе 419 года. В Правилах Карфагенского собора о благодати говорится следующее:
Если кто скажет, что благодать Божия, которой мы оправдываемся в Иисусе Христе Господе нашем, действенна только к прощению уже соделанных грехов, а не подаёт, кроме того, помощь, чтобы не грешить снова, тот да будет анафема. Ибо благодать Божия не только даёт знание, что надо делать, но ещё и вселяет в нас любовь, чтобы мы могли исполнять то, что познаём .
Анафема провозглашалась также на тех, кто говорил о том, что благодать Божья даётся только к тому, чтобы не грешить, через открытие нам греха и не даёт любви и силы совершать то, что мы познали (правило 126). Анафема провозглашалась и на тех, кто утверждал, что благодать оправдания даётся для совершения того, что мы могли бы совершить и без неё, хотя и с неудобством (правило 127).
Представления о природе и действии благодати в разных христианских конфессиях имеют некоторые различия, которые в значительной мере служат водоразделом между историческими церквами и протестантизмом , а внутри протестантизма — между кальвинизмом и арминианством (а также и другими направлениями протестантизма, напр. адвентисты).
По учению Православной церкви, благодать — это нетварная божественная сила (δύναμις) или нетварное божественное действие ( греч. ἐνέργεια ) , через которую Бог являет себя к падшему человеку, а человек с её помощью преодолевает в себе греховное начало, достигая спасения и состояния обо́жения . Почитание ангелов и святых неразрывно связано с понятием благодати, потому что почитается именно благодать Божия, которая в них обитает и действует . Понимание благодати как действующей силы Божией, направленной на спасение и освящение, восходит к словам Нового Завета:
но вы примете силу (δύναμιν), когда сойдет на вас Дух Святый
— Деян.
которого (Евангелия) служителем сделался я по дару благодати (δωρεὰν τῆς χάριτος) Божией, данной мне действием (κατὰ τὴν ἐνέργειαν, по действию) силы (τῆς δυνάμεως) Его
— Еф.
для чего я и тружусь и подвизаюсь силою (κατὰ τὴν ἐνέργειαν, по действию) Его, действующею (τὴν ἐνεργουμένην) во мне могущественно (ἐν δυνάμει, в силе)
— Кол.
Учение о благодати было раскрыто в мистическом учении
исихазма
и изложено в XIV веке
византийским
мистиком
и
богословом
Григорием Паламой
в его спорах с
Варлаамом
о
Фаворском свете
. В 1351 году в Константинополе это учение было утверждено на православном соборе
.
Решения этого собора в виде
анафем
вошли в греческую
Постную Триодь
и читались в
Неделю Торжества Православия
.
Более кратко и тезисно это учение изложено тайным монахом Андроником (А. Ф. Лосевым) , его обычно в русском тексте актов собора печатают в квадратных скобках вместе с решениями самого собора:
- Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.
- Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.
- Энергия сущности нетварна.
- Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты.
- Имя „Божество“ относится не только к сущности Божией, но и к энергии, то есть энергия Божия тоже есть сам Бог.
- В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же — может.
Из того, что человек может участвовать в энергии Божества, вытекает и понятие синергизма — взаимодействие Бога и человека в деле спасения человека, смотрите выше (Кол.1:29).
Согласно католическому Катехизису, благодать — «милость, безвозмездная помощь, которую Бог оказывает нам, чтобы мы ответили на Его зов — быть чадами Божиими, детьми усыновленными, причастниками Божественного естества, жизни вечной… Благодать Христова — безвозмездный дар, которым Бог дает нам Свою жизнь, вливаемую Святым Духом в нашу душу, чтобы исцелить её от греха и освятить: это освящающая, или обожествляющая , благодать, получаемая при Крещении. Она в нас — источник освящения» . Католики различают постоянную ( габитуальную ) благодать, то есть постоянное расположение жить и действовать по зову Божию, и благодать воздействующую ( актуальную ), то есть Божье вмешательство у истоков обращения или в процессе освящения .
По учению католической, как и православной церкви, благодать сообщается человеку через участие в таинствах Церкви, а также может проявляться в особых духовных дарах:
…благодать включает в себя также дары, которые Дух жалует нам, чтобы приобщить нас к своему творению, чтобы сделать нас способными содействовать спасению других и возрастанию Тела Христова — Церкви. Эти дары — это таинственные (сакраментальные) благодати , или собственные дары различных таинств. Это, кроме того, особые благодати, которые называют также харизмами по греческому термину, употребляемому св. Павлом и означающему милость, безвозмездный дар, благодеяние. Каков бы ни был их характер, иногда необычный, как, например, дар творить чудеса или дар языков, харизмы подчинены освящающей благодати и имеют целью общее благо Церкви. Они служат любви, которая созидает Церковь .
Католической традицией (в первую очередь, томизмом ) различие в Боге сущности и действия (энергии) мыслится как имеющее умозрительный, а не онтологический характер (что, по мнению католических мыслителей, нарушало бы Божественную простоту). Бог определяется как actus purus — чистое действие , неотделимое от Его сущности. Поэтому благодать, с одной стороны, не отождествляется с непосредственным (нетварным) Божественным действием, с другой стороны, освящение понимается как причастие не просто Божественным действиям, но Личности Святого Духа, а состояние блаженства (обожения) — как созерцание душой сущности Бога .
Тридентский собор осудил представление о благодати как простом отношении Бога к человеку, юридически его оправдывающем Христовой праведностью, но не силе Божией, которой тот реально становится сопричастен:
Если кто-либо говорит, что люди оправдываются или только привнесением праведности Христа, или только отпущением грехов, без благодати и любви, кои изливаются в их сердца Духом Святым ( Рим. ) и становятся им присущи; или даже говорит, что благодать, коей мы оправдываемся, есть простая благосклонность Бога, — да будет анафема Об оправдании, 11
В протестантском богословии благодать рассматривается как дар, незаслуженная милость Божья , деяние Бога, направленное на человека , Его расположение к человеку , незаслуженная любовь Божья , незаслуженная доброта или благость, не связанная с "делами" верующего .
Все протестанты (за исключением либеральных школ) согласны с основной идеей Августина о коренной порочности человека, ставшей результатом грехопадения, а также о неспособности людей своими силами обрести спасение. Спасение люди получают как незаслуженный Божий дар (то есть по благодати) через веру, причём вера сама рассматривается как дар Божий для спасения:
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
— Еф.
В протестантском богословии спасающая благодать рассматривается как передаваемая человеку непосредственно от Бога, без посредничества церкви и духовенства .
Основные концепции действия благодати в протестантизме — лютеранская, кальвинистская и арминианская. В этих направлениях протестантизма существует ряд дискуссионных вопросов, связанных с действием благодати:
Лютеране считают, что Христос желает спасения всем людям (кальвинистское учение о двойном предопределении , то есть о том, что одни люди изначально избраны ко спасению, а другие — к осуждению, считается ересью). Человек получает спасительную веру «исключительно посредством благодати и действия Святого Духа» без каких-либо собственных усилий. В то же время человек, получив спасение, может утратить его в результате «собственного беззакония» . Утерявший спасение человек может обрести его вновь через смирение, покаяние и участие в таинствах .
В середине XVI века, в период Реформации, французский богослов Жан Кальвин «систематизировал» (по выражению кальвинистов) богословие Августина, в результате чего появилось кальвинистское учение о предопределении по непознаваемой воле Бога людей ко спасению или осуждению. В современном кальвинизме основные принципы учения сформированы в пять пунктов TULIP (это аббревиатура названий пунктов на английском языке, в переводе с английского языка tulip означает «тюльпан»):
По Кальвину, природа человека настолько изменилась к пороку в результате первородного греха , что сам он ничего не способен сделать к своему спасению: ни верой (он верит потому, что предопределён к спасению), ни благими делами. Бог предопределил одних людей ко спасению (через веру, которую получают благодаря воздействию благодати), других — к вечному осуждению. При этом действие Божьей благодати для избранных ко спасению непреодолимо: эти люди не смогут отпасть от него .
Пастор Реформатской церкви в Амстердаме Якоб Арминий в начале XVII века выступил против кальвинистского учения, отрицая тезис о «непреодолимой благодати». По мнению Арминия, кальвинистский тезис о предопределении противоречил бы Божьей любви и справедливости .
Арминий считал, что без Божьей благодати обращение человека к Богу невозможно, однако благодать нужно принять через веру, то есть необходимо осознанное решение человека. Поэтому спасение человека зависит и от Божьей благодати, и от личного выбора человека.
Божье предопределение спасения грешника, по взглядам Арминия и его последователей, состояло не в обуславливании его действий «непреодолимой благодатью», а в предузнании Богом свободного выбора человека. По Арминию, Бог даёт возможность спастись всем, но спасутся лишь те, кто своей верой и покаянием примут это приглашение .
Некоторыми протестантскими богословами отмечаются элементы традиционной концепции благодати, а также акценты, характерные для Восточной церкви, у анабаптистов и английских нонконформистов XVII столетия как отличительная от магистерской Реформации особенность. Так, по словам академического декана Украинской баптистской теологической семинарии И. Д. Зелёного, «у нонконформистов проявляются некоторые неожиданные точки соприкосновения с восточной церковью. На сегодня уже есть достаточное количество обоснованных материалов, доказывающих, что богословские учения анабаптистов не противопоставлены идее обожения (…) В согласии с восточными христианами, но в противоположность протестантам, анабаптисты понимали благодать как преобразующую божественную энергию» .
Понятие «благодать» тесно связано с богословскими понятиями спасения души , покаяния , освящения , таинств , церковной иерархии , почитания святынь и т. д.
Благодать в христианском богословии часто связана с близкими понятиями, такими как «милость», «милосердие», « харизма ».
Благодать могут рассматривать как незаслуженную милость. Но при этом проводится и разграничение понятий «милость» и «благодать». «Милость» связана с прощением грехов, когда грешник не получает наказания, которого заслуживает. «Благодать» указывает на получение от Бога дара, которого он недостоин и не заслуживает.
В чём разница между милостью и благодатью? Милость дала блудному сыну второй шанс. Благодать устроила для него пир...
|
Благодать — ключевое понятие христианской сотериологии (науки о спасении).
В богословии выделяют различные действия или виды спасительной благодати :
В богословии исторических церквей благодать передается человеку как опосредовано в церковных таинствах, так и непосредственно от Бога к человеку (в личной молитве) . В протестантском богословии благодать принимается исключительно непосредственно от Бога. Действенность обрядов (аналогичным церковным таинствам) в протестантизме зависит исключительно от наличия личной веры, в то время как в исторических церквях таинства считают недействительными (незаконными), если лицо, их совершавшее, не имеет на это полномочий, согласно церковным канонам.
Хотя богословская концепция благодати уникальна для христианства, само слово «благодать» может использоваться для перевода ключевых терминов и понятий в других религиях.
Основной целью творения было желание Бога создать человека, заданием которого было бы присоединиться к Богу, чтобы наслаждаться с ним истинной благодатью. При этом перед каждым человеком есть два пути: путь добра и путь зла; и у человека есть власть, чтобы выбрать тот путь, который он хочет. Когда он по своей доброй воле выбирает путь добра и отвергает зло, тогда ему даётся истинная вечная благодать .
В исламе для обозначения благодати (в значении благословения) используется термин баракат - араб., досл. "благословение" ( араб. بركة ), родственное слово еврейскому «браха» ( ивр. ברכה — «благословение»). Термин баракат часто упоминается в аятах Коране и хадисах пророка Мухаммада . Согласно Корану, благословенен сам Аллах и все, что связано с ним: роща , Иерусалимский Храм , Кааба , маслина , приветствие от Аллаха , Коран , земли пророков , Ночь предопределения .
Категории " благодать" в философии Индуизма соответствует «крипа», что можно перевести как «милость». Ишвара-крипа, милость Бога, не имеет причин, ничем не обусловлена и не может быть достигнута личными усилиями, в то же время она является причиной освобождения и просветления: «Одной только милостью Бога мудрым даётся стремление постигнуть недвойственного Брахмана; благодаря этому они освобождаются от великого страха.» ( от 15 марта 2015 на Wayback Machine ). В зависимости от конкретной традиции и учения понятию милости уделяется различное место. Так, например, Рамалинга Свамигал , знаменитый тамильский святой и поэт, в своём произведении «Тируарутпа» (Божественная песнь милости) придаёт этому принципу краеугольное значение и наиболее полно его раскрывает. Очень близка к данному понятию "према" (Божественная любовь, милость).