Interested Article - Мелькиты

Мелькиты, мельхиты ( сир. ܡܠܟܝܐ ( malkoyo ); араб. ملكي‎ ‎) — термин, обозначающий православных христиан Ближнего Востока в средневековую эпоху . После раскола 1724 года в Антиохийской церкви название «мелькиты» стало применяться к верующим униатам Мелькитской грекокатолической церкви . Происхождение термина восходит к эпохе Вселенских соборов и расколов V—VI веков. Христиане, принявшие определения Халкидонского собора в V веке и заявившие о своей преданности церкви Византийской империи , стали именоваться мелькитами. Слово «мелькиты» происходит от сирийского malka (царь, император), буквально означает «царские» и первоначально использовалось для того, чтобы отличать сторонников халкидонского православия от ближневосточных нехалкидонитов .

История термина

Средние века

Грекокатолический патриарх Максим III Мазлум (1833—1855) в 1848 году ввёл термин „мелькиты“ для обозначения униатской церкви

В ранних источниках слово «мелькиты» не встречается. Средневековый яковитский автор Иоанн Эфесский именовал халкидонитов «синодитами» (т. е. сторонниками Халкидонского собора). Более поздние западно-сирийские хронисты Дионисий Телль-Махрский , Михаил Сириец в своих трудах чаще именовали последователей византийской церкви «халкидонитами». В Египте коптские писатели в Средние века именовали сторонников византийской ортодоксии «ромеями» ( ar-rūm ). В период арабских завоеваний , на рубеже VIII—IX веков носители греческого языка постепенно исчезли с территории Ближнего Востока, ослабли связи с Византийской империей. Арабизация христианского населения привела к тому, что к IX—X векам православные стали арабоязычными , а их самоназванием стал термин «мелькиты». Для религиозной идентификации арабоязычных христиан-халкидонитов термины «мелькитское исповедание» и «мелькитский патриарх» в своих трудах использовали православные хронисты ( Евтихий Александрийский (877—940) и Агапий Манбиджский ). Слово «мелькиты» по отношению к христианам-халкидонитам использовалось также несторианскими и яковитскими писателями . Также термин «мелькиты» упоминается и у мусульманских авторов ( Аль-Масуди , Аль-Бируни , Ибн Хазм и другие) . В XVI веке появляется анонимное сочинение в котором даётся альтернативное истолкование происхождения термина «мелькиты». Согласно данному труду в годы арабского завоевания Палестины мусульмане заставили иерусалимского патриарха Софрония I (560—638) выбрать наименование своей общины, позволявшее бы отличать её от несториан и яковитов. Патриарху явился ангел, который назвал слово «мелькиты», которое надлежало понимать как «идущие во след Царя Небесного». Автор сочинения подчёркивает, что эпоним «царь» восходит к Иисусу Христу , а не к византийскому императору .

После раскола 1724 года

После раскола 1724 года Антиохийской православной церкви на православную и униатскую части между ними началась острая полемика в том числе по вопросу самоназвания. Униатская церковь, претендуя на преемственность антиохийской церковной традиции , именовала своих приверженцев «христианами-ромеями», «общиной ромеев-мелькитов католиков» или просто «католиками». В документе о даровании паллия первому униатскому патриарху Кириллу VI Танасу Рим называет последователей Танаса «истинными мелькитами-православными», которые всегда стремились воссоединиться с Римской «Матерью-Церковью». На протяжении XVIII века и начала XIX века, как в православных, так и в католических текстах термин «мелькиты» почти не встречался. В 1848 году патриарх униатской церкви в своём послании упомянул слово «мелькиты». По этому поводу православные выступили с протестами, обвинив униатов в попытке присвоить себе древнее самоназвание ближневосточных арабов-христиан. Однако в последовавшей за этим полемике, имея большее число типографий и образованных публицистов, победу одержала католическая сторона, фактически присвоив название «мелькиты» своей общине . Фактически с середины XIX века название «мелькиты» стало применяться к антиохийским униатам .

Примечания

  1. К. А. Панченко . // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIV : « Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 659—661. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-051-6 .
  2. Селезнёв Н. Н . // Религиоведение . — 2010. — № 2 . — С. 21—33 . — ISSN .
  3. Селезнёв Н. Н. // Точки — Puncta. — 2011. — № 3—4 . — С. 27—38 .
  4. Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition: On the Origin of the Term «Melkite» and the Destruction of the Maryamiyya Cathedral in Damascus : [ англ. ] // Chronos. — Balamand (Tripoli, Lebanon), 2014. — Vol. 29. — P. 7—37.
  5. К. А. Панченко, С. А. Моисеева. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIV : « Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 642—656. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-051-6 .
  6. , с. 351.

Литература

  • А. Е. Крымский . История новой арабской литературы. XIX—начало XX века. — Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. — 798 с.
Источник —

Same as Мелькиты