Дорожный затор
- 1 year ago
- 0
- 0
За́тор ( польск. Zator , старопольск. Zatór , вилямовск. Naojśtaod ) — город на юге Польши , в Малопольском воеводстве , Освенцимском повяте , административный центр городско-сельской гмины Затор .
По данным на 31 декабря 2010 года в городе проживало 3718 жителей . По данным на 30 июня 2016 года — 3702 жителя .
Город находится на берегу реки , в . Получил известность как место рыбоводства — наиболее королевского карпа — и ежегодного фестиваля «Заторские дни карпа». Неофициальная столица .
Согласно данным от 1 января 2011 года, площадь города составляла 11,52 км² .
В 1975—1998 годах город относился к Бельскому воеводству .
Название местности Zator относится к славянскому культурному слою и происходит от выражения «затор» (блокирование чего-либо, или чаще — сужение дороги или резкий поворот реки). Населённый пункт появился в месте, где течение реки из-за возвышенностей было затруднено и река была вынуждена искать обходные пути для преодоления преграды. Такой естественный «затор» имеется на север от города, южнее деревни , где резко сворачивает на запад. Кроме естественных преград на реке, хватает также и созданных человеческими руками запруд и прудов, так как местность издревле славилась рыбоводством, конкретнее выращиванием карпов.
Перепись имущества от 1564 года насчитала в Заторе 9 прудов, в том числе 6 прудов на лугу (то есть запруды на Скаве): Нижний, Бонар, Домбровный, Ольшовый, Тшцяный, Подвесьный (дополнительно — 5 садков, где подрастал молодняк рыб и 5 нерестилищ) и 3 «верхних» пруда (то есть запруды на реке ): Боровый, Шидловецкий и Новый Став .
Первый раз Затор упоминается в 1228 году в документе, изданном, по-видимому, князем Казимиром I Опольским , как дар комесу из рода : Contuli etiam prefate comiti Zator villam cum hominibus super et omni iure eorum (есть подозрения, что документ сфальсифицирован). Клеменс основал монастырь Бенедиктинок в , за что его наградили Затором, что было подтверждено Конрадом I Мазовецким в 1242 году, упоминая Zator cum castoribus (с регалией бобровной , то есть правом охоты на бобра). В 1243 году упоминается название в виде Zathor . Князь Болеслав V Стыдливый в документе, выданном в Сандомире 23 февраля 1254 года, несколько раз упомянул Затор (Zator) .
28 мая 1260 года в документе на латыни Владислава Опольского , написанном в Рацибуже , местность упоминается как Zathar .
Название местности в латинизированной старопольской форме Zathor употребил в 1470—1480 годах Ян Длугош в книге Liber beneficiorum dioecesis Cracoviensis . Себастьян Фабиан Клёнович писал в 1595 году в стихотворном виде описание своей поездки:
gdy coraz dawny zamula a torem mknie Wisła nowym, zowią to zatorem.
— Себастьян Фабиан Клёнович, Flis, to jest spuszczanie statków Wisłą i inszymi rzekami do niej przypadającymi
В истории зафиксирован также старопольский вариант названия Zatór , который в 1867 году употребил в книге «Rys dziejów księstwa oświęcimskiego i zatorskiego» .
Примерно в 1179 году был построен в месте, где сейчас располагается Затор, пограничный пост, который должен был охранять торговый путь, ведущий из Кракова в Силезию . 1228 годом датируются первые упоминания о селе Затор. В 1292 году населённый пункт получил городские права от цешинского князя Мешко . Запор также получил складочное право в 1292 году . В 1313—1317 появилось Освенцимское княжество, которое в 1327 году стало чешским ленным владением на следующее столетие .
1445—1468:
Вацлав I Заторский
(ок. 1414—1465), старший сын князя
Казимира I Освенцимского
1468—1490:
Казимир II Заторский
(ок. 1450—1490), старший сын Вацлава I Заторского
1468—1484/1487:
Вацлав II Заторский
(ок. 1450—1484/1487), второй сын Вацлава I Заторского
1468—1494:
Ян V Заторский
(ок. 1455—1513), третий сын Вацлава I Заторского
1468—1493:
Владислав Заторский
(ок. 1455—1493), младший сын Вацлава I Заторского
Исторически местность относится к землям Освенцимского княжества . В 1445 году Освенцимское княжество было разделено между тремя братьями: Вацлавом , Пшемыславом и Яном . Старший из трёх братьев, Вацлав, получил во владение Затор и стал основателем Заторского княжества. Пшемыслав стал править в Тошеке , а младший, Ян, остался княжить в Освенциме . В 1456 году Вацлав I Заторский принёс вассальную присягу на верность королю Польши Казимиру IV Ягеллончику .
В 1468 году после смерти Вацлава Заторское княжество получили в совместное владение его сыновья: Казимир II , Вацлав II , Ян V и Владислав . В 1474 году Казимир вместе с младшими братьями разделил Заторский удел на две части. Казимиру и Вацлаву стало принадлежать одна половина Заторского княжества, а Яну V и Владиславу — вторая половина княжества. В 1484 / 1487 году после смерти своего бездетного брата Вацлава Казимир стал единоличным правителем в одной части княжества .
В 1482 году князья-соправители Ян V Заторский и Владислав Заторский разделили между собой принадлежавшую им половину Заторского княжества. После смерти трёх своих братьев Казимира ( 1490 ) и Владислава ( 1493 ) Ян V объединил под своей властью всё Заторское княжество .
В 1494 году князь Ян Заторский продал Заторское княжество за 80 000 флоринов новому королю Польши Яну I Ольбрахту Ягеллону (1492—1501). Сам Ян Заторский сохранил за собой княжеский титул и земельные владения. В 1501 и 1506 годах он дважды приносил оммаж польской короне .
В 1513 году после смерти Яна Заторского его княжество было присоединено к Польскому королевству. .
В 1513 году город включён в состав Польской Короны . В 1564 году, вместе со всеми землями бывших Освенцимского и Заторского княжеств находился в границах Короны , решением Общего Сейма , и был включён в состав Краковского воеводства в , как центр не-городского староства. Несмотря на то, что Затор, вместе с окружающими территориями, административно подчинялся краковскому воеводе, но при этом сохранил название княжества и некоторую независимость. Являлся центр не-городского староства, местом шляхетских сеймиков, центром хозяйственной и политической жизни окружающих земель . После Люблинской унии в 1569 году княжество Освенцима и Затора стало частью Республики Обоих Народов , в составе которой оставалось до I раздела Речи Посполитой в 1772 году . Во время шведского потопа (1655—1660) город был частично разрушен и его хозяйственное значение снизилось . В XVI и XVII веках являлся центром реформации . В XV и XVI веках в Заторе был свой земский представительский суд. После инкорпорации было введено польское законодательство, на основании которого в городе должен был быть создан новый земский суд, которого ждали почти сто лет, до середины XVIII века. В 1765 году, после столетнего перерыва, суд возобновил свою деятельность, но был закрыт уже в 1784 году австрийскими завоевателями .
После разделов Польши город стал частью австрийской зоны и находился в границах Австрии , входя в состав Королевства Галиции и Лодомерии . В 1772—1918 годах австрийские императоры в своём титуле именовались также и заторскими князьями (Herzog von Zator). С XIX века в посёлке развивается мелкая промышленность. В 1815—1866 годах — на основе решений Венского конгресса Затор был включён в состав Германского союза . В 1896—1934 годах не имел городских прав .
После восстановления независимой Польши и проведения в ней нового административно-территориального деления, 23 декабря 1920 года Затор, в качестве центра одноимённой гмины, вошёл в состав Освенцимского повята , в составе Краковского воеводства .
1 апреля 1932 года, согласно решению государственной администрации, Освенцимский повят был ликвидирован. Гмины, относящиеся к окружному городскому суду в Заторе, были присоединены к Вадовицкому повяту .
Во время II мировой войны включён в состав территории III рейха . Освобождён 26 января 1945 года войсками 246-ой стрелковой Шумской дивизии (командир — полковник Дмитрий Леонидович Казаринов ), 60-й армии (командующий — генерал-полковник Павел Алексеевич Курочкин ), 1-го Украинского фронта (командующий — Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев ), в ходе Сандомирско-Силезской операции .
КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ I УКРАИНСКОГО ФРОНТА
БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ № 00105 ШТАРМ 60 26.01.45 21.30 КАРТА 100 000.
Войска Армии в течение 26.01.45 г, продолжая наступление, правым крылом форсировали р. ПШЕМША и овладели населёнными пунктами на её западном берегу КЛЕНХЕЛЬМ, КОПЦЕВИЦ, являющимися опорными пунктами противника. В центре фронта и на левом фланге продвинулись в глубину от 4 до 6 км заняв при этом 20 населённых пунктов и ж.д. станции: ЗАТОР, ДВОРЫ, ПШЕЦИШУВ, СПЫТКОВИЦЕ.
…
246 сд с боем овладела ж.д. станцией ЗАТОР и пунктами ЗАТОР, ПЕТРОВИЦЕ — к 18.00 вела бой на рубеже: ПЕТРОВИЦЕ, ГРАНИЦЕ — ГЛЕМБОВСКЕ.
КОМАНДУЮЩИЙ 60 АРМИЕЙ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК /КУРОЧКИН/—
.
1 января 1951 года Освенцимский повят был воссоздан заново. В его состав из Вадовицкого повята были включены город Затор, вместе с гминой .
1 июня 1975 года деление на повяты было отменено. Гмины, которые входили в состав Освенцимского повята , были включены во вновь созданное Бельское воеводство .
1 января 1999 года была восстановлена трёхстепенная система административно-территориального деления страны. Вновь создан Освенцимский повят в Малопольском воеводстве , в состав которого вошла и гмина Затор .
Первые еврейские жители появились в Заторе около 1429 года . В XVI веке староста передал им одну из своих привилегий — право на изготовление и продажу алкоголя и держание корчмы, затем также право на монополию производства и продажи алкоголя крестьянам окрестных земель. Против этого сильно протестовали остальные жители города. Евреи были вынуждены обратиться к королю, который признал за ними эти права. Первоначально еврейское население, поселившиеся возле замка, не было большим, и не играло особой роли в заторском хозяйстве .
В XVIII в, благодаря протекционистской политике старост, евреи стали выбирать Затор в качестве своего места жительства. Благодаря этому начался рост количества евреев в городе. Евреи стали составлять значительную массу жителей окрестностей замка и предместья Каменец. Влияние евреев на экономику города стало резко усиливаться. В 1765 году на постоянно живущих в городе евреев был наложен налог в сумме 260 zł, а для новоприбывших — в сумме 240 zł . Эти суммы были выше тех, которые платили христианские жители города. В XIX веке Каменец официально получил статус еврейского района ( Privilegium de non tolerandis Christianis ), а его жители составили четверть всего населения города, которое в то время составляло 1240 человек. С тех пор процентное соотношение евреев в городе постоянно составляло в районе 25 % жителей, и этот процент держался аж до II мировой войны .
В 1867 году самыми богатыми жителями Затора были купец Абраам Сасс, Абраам Клюгер, Мойзес Датнер и торговец Мойзес Менаше. Через три года самым богатым стал Мойзес Менаше, за ним державший алкогольную привилегию Пепи Клюгер и упомянутый Абраам Сасс. Главным заработком, как богатых, так и остальных евреев были торговля, в меньшей степени ремесленничество и содержание питейных заведений. Заторские евреи были известны в округе, как торговцы скотом и лошадьми. Две семьи жили трудом в сельском хозяйстве. Финансовое положение заторских евреев давало им возможность взаимопомощи и влияния на политическую и хозяйственную жизнь города. Когда в 1866 году Затор получил право создать самоуправление и созвать местный совет, в составе 24 членов и 12 заместителей, из-за выплат в местную казну большей части налогов, евреи получили возможность играть значительную роль в формировании органов власти (это происходило из-за того, что в Австрии законодательно действовала цензовая система) .
Когда точно в Заторе появилось еврейское самоуправление, не известно. В распоряжении Министерства Религий и Образования империи «Об устройстве и разграничении округов израэлитского самоуправления в Королевстве Галиции и Лодомерии», изданном 2 апреля 1891 года, Затор упоминается как один из трёх местечек в вадовицком повете, которые следует сделать центрами самоуправления. Кроме него, указаны Вадовице и Андрыхув . В Заторе самоуправление однако на тот момент уже существовало. Именно к заторскому кагалу относились вадовицские евреи, до того как австрийские власти занялись этим вопросом и позволили им создать свой, независимый кагал .
До 1882 года вадовицких евреев также и хоронили на заторском кладбище. От заторского самоуправления хотели отделиться также и евреи из Кальварии-Зебжидовской , но местные власти не согласились выделить им место для создания своего киркута , что было одним из условий. Так что кальварийские евреи ещё надолго остались в подчинении заторского кагала. В двадцатых годах XX века большая часть подопечных заторскому кагалу евреев жили не в самом Заторе. С 1874 года город являлся также центром еврейского регистрационного округа .
В начале XX века в Заторе была синагога , также действовал и хедер . В 1911 году построен новый храм, и в том же здании № 91 расположен хедер. Самоуправлению также принадлежал и дом № 274, в котором находилась миква . Раввинами были: до 1900 года Яков Шарф (который позже переехал в Освенцим); в 1900—1905 годах — Абраам Гутвирх; после 1905 года, его сын Герш Гутвирх . Последним раввином Затора был зять Герша — Мойзес Зальц. Он был убит немцами во время Холокоста . В 1915 году асессором самоуправления был избран Пинкас Гирш Кунстлингер. В межвоенный период регистрационным округом руководил Герш Вайнберг .
Заторские еврейские мальчики учились в хедере, который размещался в том же доме, что и синагога. Его существование подтверждается архивами Королевства Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским от 1900 года . Тут-же находилась и иешива .
О заторской синагоге известно только то, что она существовала. Из Географического словаря царства Польского и других славянских стран следует, что евреи уже имели собственное место для молитвы в 1895 году, однако в 1911 году была построена новая синагога, на участке № 91. Она находилась на одной из улиц, отходящих от Главной площади. Синагога упоминается также в торговых правилах от 1924 года, которые для места стоянки пустых возов торговцев и продавцов птицы и молочных продуктов, назначили как раз площадь на улице до синагоги, и у синагоги . Из этого же свода правил следует, что южную часть площади занимал дом (магазин?) Менаше. Заторская синагога была полностью уничтожена нацистами .
Первая мировая война принесла много напастей заторским евреям. Всё же христианско-еврейские отношения в XX веке в Заторе были далеки от идиллии. Сразу же после провозглашения независимости Польши , в ноябре 1918 года , когда энтузиазм и радость от восстановления страны столкнулись с горестями быта, в том числе нехваткой продуктов, в местечке дошло до антиеврейских выступлений, во время которых было разграблено несколько магазинов, принадлежавших евреям . Погромы прошли также в прилегающих сёлах в том же ноябре 1918, когда была волна еврейских погромов по всей Галиции. Группа погромщиков, часть из которых была вооружена огнестрельным оружием, в количестве до 100 человек, прошлась городком, производя грабёж еврейских магазинов и домов. Они забирали всё, что могли унести, а что унести было невозможно, уничтожали или выбрасывали в воды реки. Погромщики избивали ограбленных, не щадя даже детей и прикованных к постелям больных. Во время погромов пострадали также и некоторые влиятельные и богатые евреи, потерявшие свой доход, а уж бедняки вообще остались без куска хлеба. Погромщики заранее заявили в местную жандармерию (ещё австро-венгерскую) о своих планах «громить только евреев», что привело к бездействию жандармерии. При этом погромщики избили и тех поляков, которые пытались призвать их к порядку или выступали на стороне евреев, в том числе местного ксендза , бурмистра Бисчановского и ряд других польских обывателей, некоторые из которых даже были серьёзно ранены .
Большинство евреев на этой территории исповедовали ортодоксальный иудаизм . Были также и сторонники хасидизма , а также приверженцы ассимиляции и сионизма . Во время выборов властей кагала, прошедших 20 мая 1920 года, неожиданную победу одержали сионисты, которые по результатам голосования 209 человек, прошедших избирательный ценз, получили 7 мандатов (в том числе 3 мандата получил список Поалей Цион ), а ортодоксы — только 5 мандатов. Главой кагала стал Исаак Майер, старостой совета Абраам Менаше. На следующих выборах, назначенных на 2 декабря 1928 года, полную победу одержал список № 1 из Затора, то есть ортодоксы. Выборы не обошлись без скандала и последующих разборок. На выборы были выставлены два списка: заторский — № 1, и кальварийский — № 2. Последний был однако снят с голосования, из-за чего уже за три дня до самих выборов избирательная комиссия провозгласила победу списка № 1 .
Межвоенное двадцатилетие не было таким уж радужным для заторских евреев, как это было до I мировой войны; тем не менее, самыми богатыми людьми городка оставались евреи, а именно шинкарь Йохим Нессерлоц, который в 1930 году заплатил 1769 zł налогов. Не изменились и занятия заторских евреев. Большинство занималось торговлей, 50 % заторских шинкарей были евреями (в 1923 году), достаточно было и ремесленников, евреями были оба городских врача и оба адвоката. Большие материальные потери принесло местным евреям наводнение 1934 года . Согласно переписи 1921 года, в городе жило 436 евреев, что составляло 21,9 % населения. В 1931 году еврейское население составляло 554 человека .
В межвоенном периоде владельцем мясной торговли и боен Затора был Лейб-Йосеф Гершхлович. Из имевшихся двух городских пекарен одна принадлежала Гершелю Гуттеру, другая Исааку Майеру, тогда как единственная городская маслобойня Якубу Якубовичу. Интересные данные даёт также список представителей свободных профессий и торговцев, где евреи составляют всех представителей некоторых профессий: врачи — доктор Марек Габер и доктор Абраам Тиллингер, адвокаты — доктор Зигмунт Лёв и доктор Фебус Шлейфер, торговля хлопчатобумажными изделиями — Хаим Лейблих, Самуэль Шеллер, Самуэль Эдельман, Герш Вайнберг; торговля скотом — А. и М. Гейгеры, Ц. Гольдштейн, А. Хеберман, М. Вебер; торговля деревом — Вольф Вейтц; парикмахер — Йозеф Ицкович; галантерейная торговля была в руках Шимона Арона Вайнрайба, конная торговля в руках Гирша Эльснера, производство мебели — Самуэля Эдельмана .
Вскоре после занятия города немцами в сентябре 1939 была уничтожена синагога и разорено кладбище. Евреи были изгнаны из своих домов и квартир и поселены в пригородном районе, называемом «Блейхе», где был организован рабочий лагерь. Евреев заселили в сараи, навесы для скота и дачные домики. Условия были нечеловеческими, и они ухудшались непосильными работами. На евреев также были наложены денежные контрибуции, конфисковано имущество и запрещено общение с местным польским населением. Последний раввин города, рав Мойзес Йосеф Зальц, был арестован за обучение Торе , вывезен вместе с семьёй, и их дальнейшая судьба неизвестна. Шойхет рав Эли Элиас был арестован за произведение кошерного забоя, и только за большую взятку был выкуплен и смог сбежать в соседний городок, откуда позднее был вывезен в Аушвиц . В 1940—41 годах евреи Затора использовались на принудительных работах, а молодёжь отправляли в концлагеря. В 1942 году Затор был объявлен пограничным (с Генерал-губернаторством ) городом, и 2 июля 1942 года все евреи получили предписание о переселении в Вадовице , где было гетто. Вкоре после этого, вместе с жителями Вадовицкого гетто, были посланы в лагеря смерти . Только нескольким евреям Затора удалось пережить Холокост , но евреи в городе больше не жили .
На еврейском кладбище в Вадовицах, на памятнике, установленном на братской могиле, находится надпись на польском языке и иврите: « Памяти евреев из Вадовице , Цешина , Катовице , Живеца , Бельско , Чеховице-Дзедзице , Андрыхува , Кент , Сухей и Затора, приведённых в гетто в Вадовице гитлеровскими варварами и уничтоженных в 1942—1943 годах в лагерях смерти в Аушвице и Белжеце » .
18 мая 2009 года в Центре культуры в Заторе прошло открытие выставки «Мир еврейской культуры». На выставке выставлены работы учеников из школ в и . Это не было первым таким мероприятием, так как уже более десятилетия обе школы принимают участие в общепольских конкурсах, организуемых Староместским центром молодёжной культуры и галереей «Atelier» в Кракове , темой которых является еврейская тематика .
святого Войцеха и святого Ежи, построенный к 1393 году. Вписан в реестр памятников недвижимости Малопольского воеводства, под номерами A-162, A-299/78 от 15.01.1970 и 20.04.1978 .
Костёл готический , с элементами неоготики . Несколько раз реставрировался, последний раз в 1959—1973 годах, с частичной переделкой внутреннего убранства. Снаружи костёла множество памятников истории. Сразу у костёла саркофаг княгини Аполонии Понятовской, владелицы заторских земель в XVIII/XIX веках. В крипте костёла находятся захоронения спонсоров заторского храма, в том числе Анны из Тышкевичей Потоцкой-Вонсович и её мужа, генерала Станислава Вонсовича , адъютанта Наполеона I , а также Мориц и Людвика Потоцкие.
Внутри костёла установлен неоготический алтарь с образом Богоматери Снежной, в серебряном убранстве, а также крестный путь авторства словацкого художника Богуна. Задняя часть внутренностей костёла современная, железобетонная. Хоры у органа в стиле модерн . Орган двухбашенный, бароккового типа, современного изготовления.
Костёл является центром деканата .
Заторская ратуша — это неоготическое строение, построенное в 1903 году по проекту архитектора Яна Кароля Сас-Зубжицкого. Располагается на западной стороне Главной площади.
Современное строение является одноэтажным. Построена из кирпича. Крыша ратуши двускатная . Профилированный карниз отделяет цоколь от этажа. Окна размещаются в углублениях и украшены стильными арками. Аркада с фризом расположены на уровне этажа. На ратуше установлена металлическая башенка с орлом . На главном фасаде размещён герб города .
Используется как место расположения Совета и Правительства города, а также правления актов гражданского состояния.
Еврейское кладбище в Заторе (ул. Слонечна), было основано во второй половине XIX века, однако точная дата этого события неизвестна. Киркут служил всем евреям, которые относились к заторскому кагалу, так что, из-за отсутствия отдельного кагала в Вадовице и Кальварии , евреев из этих местечек тоже хоронили в Заторе .
Во время II мировой войны кладбище подверглось значительному разрушению и осквернению. Нет информации о проведении массовых захоронений или экзекуций на кладбище .
На площади 0.5 гектара сохранилось около 50 памятников, сделанных из песчаника и известняка . Самая старая сохранившаяся по сей день и читаемая мацева происходит с 1864 года. На большинстве надгробий эпитафии выгравированы на иврите . На одном из полностью сохранившихся памятников есть надпись на польском языке. Есть также двуязычные надгробные плиты с иврит-немецкими эпитафиями, на двух сохранившихся надгробных плитах надписи на немецком языке написаны еврейскими буквами .
В 2009—2012 годах инвесторам было передано около 40 гектаров полностью обеспеченных инфраструктурой территорий, с запроектированной необходимой коммуникационной развязкой, в том числе 30 гектаров для промышленного использования и 8 гектаров для сферы услуг. Ещё 4.9 гектара заторских территорий были включены в состав Специальной Экономической Зоны, филиала Краковского технологического парка. Всего заторская Зона хозяйственного благоприятствования занимает более 100 гектаров инвестиционных территорий.
В период разделов заторская земля была частью Галиции, под властью Австрии. В 1884 году была пущена железнодорожная линия Скавина — Освенцим , что способствовало росту хозяйственной жизни Затора. Рядом с обычной отраслью заторского хозяйства — рыбоводством, начали развиваться ремесленничество, главным образом вязание и плетение, а также торговля. Появились также новые небольшие промышленные предприятия .