Interested Article - Царане
- 2020-12-01
- 2
Цара́не ( земляне ; молд. цэра́нь , рум. ţărani ; ед. ч. цара́н ) — зависимые от землевладельцев и личносвободные крестьяне Молдавии , в отличие от холопов и цыган , которые были полностью подчинены феодалу .
Этимология
Слово «царане» образовано от молдавского цара или царэ — «земля» . В переводе с молдавского означает: «земледельцы» или «поселяне» . В современном румынском языке «царэ, царань» ( țară, ţărani ) означает « крестьянин ».
Описание
Ныне люди, живущие в сельской местности Молдавии и Румынии [ источник не указан 1188 дней ] , заняты в основном сельским хозяйством и животноводством, крестьяне. В прошлом лично свободные, но феодально -зависимые крестьяне в Молдавии . Жили на землях феодалов, которым отдавали дижму ( десятину ) — 1/10 часть произведённых продуктов и исполняли фиксированную барщину . Юридически считались свободными, могли уйти от феодала , но были прикреплены к родным сёлам, где платили налоги .
История правового статуса
В Молдавском княжестве в XVI веке большинство крестьян попала в зависимость от феодалов, образовав категорию зависимого населения. Их стали называть вечины (крепостные) от ст.‑слав. вѣчина «верховная воля, закон, приговор .
Уложение господаря Константина Маврокордата 1749 года отменило институт вечинства, крепостное право определявшее статус зависимых от феодала крестьян (вечины) было упразднено , и категория «вечины» влилась в категорию крестьян — царан . В то же время было определено что ранее зависимые от феодала крестьяне обязаны работать на владельцев земель по 24 дня в году. В 1775 году Александр Гика определил размер повинностей в 12 урочных дней. Последующими постановлениями возложено на царан исполнение разных работ и послуг без определения числа дней.
В Российской империи
Когда Бессарабская область была присоединена к Российской империи, правительство немедленно озаботилось приведением в ясность отношений владельцев земель к царанам. Проект правил о царанах, составленный Бессарабским областным советом в 1819 году, не был утверждён. Составление нового проекта возложено было на особую комиссию из чиновников от правительства и депутатов от дворян и от царан. Комиссия не могла прийти ни к какому заключению, и дальнейшее движение дела принял на себя генерал-губернатор. С целью ослабления противоречий между помещиками и царанами, было принято высочайше утвержденное положение о царанах 1834 года, которое предоставило им в течение определённого срока заключить с владельцами добровольные условия на пользование землёй за повинности, с правом перехода в имения других владельцев, но не на казённые земли, и с тем, чтобы до заключения условий царане исполняли по-прежнему повинности, установленные молдавскими господарями . В 1835 году царанам разрешено переселяться в города. Несмотря на закон 1834 года, положение о царанах продолжало оставаться неопределённым. В 1846 году был издан новый «Нормальный контракт» о повинностях царан, вошедший в связи с положением 1834 года в Свод Законов. Этот контракт устанавливал обязательные условия соглашений, если царане и помещики сами не сумеют договориться о них.
Волнения и реформы
В среде царан часто возникали волнения, так как владельцы требовали с них повинностей сверх положения и подвергали их телесному наказанию. Царане просили переселить их на казённые земли, хотя бы в Сибирь , но безуспешно. В 1858 году для поддержания порядка пришлось употребить военную силу.
Положением о крестьянах 19 февраля 1861 года царане получили разрешение переходить как на владельческие, так и на казённые земли в пределах Бессарабской области и других губерний.
По «Положению 14 июля 1868 года» царане наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861 года.
В 1869—1872 годах в Бессарабии произошло более 80 крестьянских волнений, для подавления 41 из них посылались войска.
См. также
Примечания
- Грекул Ф. А. от 20 мая 2021 на Wayback Machine Ин-т истории Акад. наук МССР — Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1961 — С. 70
- от 18 ноября 2020 на Wayback Machine // Большой энциклопедический словарь
- / Шкундин Г. Д. // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 657. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .
- Краткая Российская энциклопедия : в 3 т. Том 3: Р—Я / сост. В. М. Карев. — М.: Большая Рос. энцикл. : ОНИКС 21 в., 2004 — ISBN 5-85270-188-2 — С. 684
- ↑ — Кишинев: Глав. ред. Молдавской Сов. энциклопедии, 1982 — 709 с. — С. 667
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 631–655. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .
- // Полный церковно-славянский словарь
- Вечины // Большая советская энциклопедия
- 2020-12-01
- 2