Доминиканцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Доминиканцы в Белоруссии ― монахи нищенствующего католического ордена братьев-проповедников, обосновавшиеся на территории Белоруссии с XIII века.
В польских землях доминиканцы появились из Болоньи в 1222 году по приглашению краковского епископа Иво Одровонжа , в их числе был его родственник Яцек Одровонж , объявленный в 1594 году святым католической церкви. Епископ передал доминиканцам строившийся костёл Св. Троицы, из которого вырос монастырь . В 1524 году Николай Гусовский написал поэму «Жизни и деяния святого Гиацинта» (1525), — ко дню чествования Яцека Одровонжа .
Продвижение ордена на Восток началось с Киева. При князе Владимире в Киеве открылся и действовала созданная в 1233 году Яцеком Одровонжем доминиканская миссия, ставшая приходом для приезжавших и проживавших в Киеве западных купцов-католиков .
Первым, известным документально доминиканцем, появившимся на белорусских землях, был монах , ученик Яцека Одровонжа (св. Гиацинта), тогдашнего главы ордена доминиканцев в Польше. Историк священник пишет о деятельности Вита: «По следам святого Яцека приходит в Литву его ученик, благословенный Вит, поляк, королевский прелат, и как истый доминиканец создает костёл и литовско-русское бискупство в Любче, ― местечке, принадлежавшем боярину Миндовга Андрею Кияну» . Доминиканский монастырь в Любче основан в 1250 году. Киевский боярин Андрей Киян, перебравшись в Новогрудок, принял католичество и фундировал в Любче строительство костёла и монастыря доминиканцев, отдав им фольварк Лугомовичи близ Ошмян .
В 1251 году доминиканский провинциал в прусских землях, а позже епископ кульмский получил указание от папы Иннокентия IV короновать Миндовга и найти кандидатуру в бискупы для литовского княжества .
Выбор пал на Вита, и в 1253 году он был посвящён в «episcopus Lubozanus» (бискуп Любчанский) и «episcopus Lithoviensis» (бискуп Литовии) . Но Вит не стал первым литовским епископом, поскольку тевтонский орден представил своего кандидата, и Миндовг согласился с этим выбором. Именно с доминиканцами связывается официальное принятие Литвой христианства. Вместо Вита первым легитимным епископом княжества стал в 1252 году пресвитер ордена меченосцев немец Христиан .
Коронация Миндовга с супругой Мартой состоялась летом 1253 года. Предполагается, что это произошло в Новогрудке, Вильно или Аникщяе . Короны возложил епископ Гейденрик в присутствии магистра Ливонского ордена Андреаса фон Вельвена , ливонского архиепископа Альберта Суербера , представителей католических орденов и литовской знати .
В трактате, написанном вероятно епископом Гейденриком между 1253 и 1262 гг., говорится о проповедях в «Белой Русции» некоего монаха-доминиканца Воислава .
В дальнейшем миссионерская деятельность доминиканцев продолжалась, с конца XIII века они даже призывались к великокняжескому двору, служили в Канцелярии Великого княжества Литовского , участвовали в создании Виленского католического архиепископства. Центром доминиканцев в Великом княжестве Литовском стал монастырь Св. Духа в Вильно (1501) .
После Брестской унии количество монастырей множилось, они входили в Польскую провинцию, затем в 1647 году создана Литовская провинция, охватывавшая территорию Литвы, северной и западной Белоруссии .
В первой половине XVII века основано 10 доминиканских монастырей, во второй половине 25, в XVIII веке ― 6, в XIX ― 1. Монастыри южной, восточной и центральной Белоруссии входили в состав Русской провинции . В каждой провинции к 1766 году насчитывалось около 600 монахов, в Новогрудке находился монастырь сестёр-доминиканок. Провинции возглавляли провинциалы, монастыри ― приоры .
Среди учредителей были представители богатой шляхты и духовенство. Это Сапеги , Радзивиллы , Пацы , Сангушки , Слушки . Например, Кшиштоф Слушка основал в 1605 году монастырь св. Фомы Аквинского в Минске, Александр Слушка ― монастыри в Речице и Столбцах , Станислав Радзивилл ― монастырь в Клецке (1683), виленский воевода Кшиштоф Ходкевич ― в Новогрудке (1624), староста ошмянский Адам Сакович ― в Зембине , графиня Мария Строцци ― в Пинске (1667), подстолий смоленский Базиль Боконовский ― монастырь в Несвиже (1672), хорунжий надворный Константин Пац ― в Княжицах (1681) и т. д. Более всего доминиканских монастырей строилось в 1660―1680 гг . Костёл доминиканцев в Гродно был заложен на основании привилея Сигизмунда III в 1632 году, а в 1633 году уже построен на фундацию Фредерика и Кристины Сапег. Впоследствии имущество гродненских доминиканцев занимало целый городской квартал . В Новогрудке сохранился Михайловский костёл , построенный в 1624 году как доминиканский. Близ него в монастыре работала школа доминиканцев. Д. Наркевич, Е.Бяллозор и Ю. Ворловский являлись фундаторами (1631 и 1641 гг.). Благодаря Ежи Бяллозору, основан в 1661 году Костёл Обретения Святого Креста (Вильнюс) .
Сейм 1658 года утвердил фундацию доминиканцев в Василишках Лидского повета , где вскоре, благодаря стараниям земского судьи Мартина Доминика Лимонта, появились деревянные костёл и монастырь. Перестроенный в 1832 году в каменный, монастырь сохранился. Конституция ВКЛ 1659 года подтверждает фундацию доминиканцев в Россонах , сейм 1662 года позволяет строительство в Хоращах Гродненского повета . В 1667 году право на строительство костёла и монастыря получают доминиканцы в Пинске . В Полоцке монахи-доминиканцы появились в 1670 году по приглашению виленского каноника Казимира Гурского . Сеймом 1676 года было подтверждено значительное количество новых фундаций католических миссий. В Пацкове и Даброве появились миссии, финансируемые старостой мстиславским Самуэлем Казимиром Цехановским (1676). Доминиканцы обосновались в Мстиславле , миссия доминиканцев появляется в 1672 году в Несвиже (фундатором выступил подстолий смоленский Василь Бакановский) . Сейм 1678 года подтверждает фундацию виленских доминиканок, упоминаются доминиканцы в Улле Полоцкого воеводства . В 1685 году слонимских доминиканцев фундировал войский лидский Михал Покрошинский .
Открывались доминиканские монастыри и на Волыни , входившей в Великое княжество Литовское . Так, в третьей четверти XIV века основан Луцкий монастырь , насчитывающий в середине XVIII века более 50 монахов. Это был самый богатый монастырь в ВКЛ. Во время съезда европейских монархов в Луцке доминиканцы были в числе хозяев, встречавших высоких гостей . В начале XIX века монастырь стал центром Русской доминиканской провинции. В 1497 году король Александр Ягеллончик дал средства на строительство доминиканского монастыря Св. Троицы в городе Владимире-Волынском , также входившем в Великое княжество Литовское. Монастырь имел право держать корчму, варить и продавать мёд, пиво и вино. Из документов известно, что монастырь имел звонницу с пятью колоколами, 22 окна, 12 зеркальных люстр . В независимой Украине деятельность доминиканцев возобновилась. В Киеве и Фастове открыты крупные монастыри, в стране несколько доминиканских приходов.
Каждый католический орден имел папские привилеи на организацию и деятельность братств. При монастырях доминиканского ордена действовали братства святого Розария. Первоначально братства возникали по профессиям. Каждый городской цех выступал своеобразным братством и имел в костёле свою хоругвь и своего святого-защитника. До XIX века представители каждой профессии собирались в специально обозначенный для них праздник и участвовали в процессиях каждый под своей хоругвью. В Мозыре до середины XIX века «братских» хоругвей насчитывалось 15. В апреле 1868 года вышло распоряжение о закрытии всех братств при костёлах .
Первые доминиканские монастыри в Белоруссии обычно относят к готической храмовой архитектуре . Исходя из зодчества цистерцианцев , сначала создавались сооружения упрощённой планировки без башен, с выделяющейся алтарной частью без апсиды . Использовался кирпич. Высота храма не превышала 11,4 метра. Характерным для доминиканских монастырей был фриз в верхней части стены с перекрещивающимися арочками и керамическом декором. Сводами перекрывалась только алтарная часть, основная часть церкви была покрыта деревянными стропилами. В восточной стене алтарной части было три окна с христианской символикой. С середины XVIII века возникает так называемое « виленское барокко », в стиле которого был построен монастырь доминиканцев в Вильно (1700―1767), отличающийся утончённостью пропорций, пластичностью фасадов, многоярусными башнями на фасаде и фигурными фронтонами. На боковых фасадах частым и объединяющим композиционным приемом являлось чередование ступенчатых пилястр и прямоугольных или арочных оконных проемов в простенках. Костёл и сам монастырь уже строились раздельно, но соединялись коридором, ― характерная постройка этого времени ― доминиканские монастыри в Бресте, Орше (1694). Некоторые монастырские кельи имели отопление. Монастырь в Столбцах имел большой огород и сад близ него . В искусствоведческой литературе известен архитектор-доминиканец Людвик Гринцевич , построивший костёлы доминиканцев в Друе , Несвиже, Вержболове . Генуэзец Антоний Параццо спроектировал доминиканские костёлы в Друе и Забелах . В монастырях собирались библиотеки, например, в Гродно насчитывалось более 15 тысяч томов, в минском монастыре Св. Фомы Аквинского — немногим меньше . При новогрудском и гродненском монастырях работали типографии, выпускавшие книги и открытки .
В 1772 году, после первого раздела Речи Посполитой , к Российской империи отошли земли с семью монастырями Литовской и девятью монастырями Русской доминиканской провинции. После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой число доминиканцев в Российской империи увеличилось. После изгнания иезуитов (1815) доминиканцам отошли их приходы . Положение доминиканцев изменилось после польского восстания 1830―1831 гг. ― были объединены Литовская и Русская провинции, с 1842 года началась конфискация монастырей и преобразование их в православные . Проезжавший Пинск писатель Н. С. Лесков писал: «Костѐл доминиканцев, также упразднѐнный теперь, отделывается для православной церкви. С него сбивают колоннаду и проламывают плафон для постройки колокольни. И здесь, говорят, была хорошая стенопись, но теперь и следов еѐ незаметно, по тому что после упразднения доминиканского костѐла около семи лет назад, он был сдан еврею Аренборгу под склад шерсти. В кельях доминиканов живут теперь два православных священника, и помещается городская аптека» .
В 1840 году расматривалось дело «о притовозаконных поступках забельских ксёндзов доминикан» Дриссенского уезда Витебской губернии . Заключалось оно в том, что часть свалнянских прихожан, бывших униатов , не желала переходить в православие, а перешла в католичество. На все обращения православного духовенства прихожане заявляли, что «вера наша есть только одна… и мы её никогда не покинем…», «ибо вера ваша русская всё равно как жидовская». В этой ситуации были обвинены доминиканцы Забельского монастыря, а также местные ксёндзы и шляхта .
С середины XIX века число доминиканцев в Российской империи уменьшалось, и к 1881 году осталось 48 монахов-доминиканцев .
Поскольку польский язык после восстания приобрёл семантику «связи со старой эпохою», в Белоруссии ксёндзов, отвергавших русский язык, в основном отправляли в несвижский доминиканский монастырь; из 32, оставшихся к 1871 году, 2 были заключены в 1867 году, 8 — в 1870 году, остальные — в 1871. Некоторые ксёндзы были сосланы в виленский упразднённый монастырь кармелитов, а особо «упорствующие» — в Сибирь . В 1864 году доминиканцев в Белоруссии не осталось.
Название монастыря |
год
основания |
Место расположения | |
---|---|---|---|
1 | Виленский св. Духа | 1501 | Виленский уезд |
2 | Лукишский | 1642 | Виленский уезд |
3 | Веркский | 1772 | Виленский уезд |
4 | Островецкий | 1618 | Виленский уезд |
5 | Шумский | 1789 | Виленский уезд |
6 | Меречский | 1605 | Трокский уезд |
7 | Высокодворский | 1529 | Трокский уезд |
8 | Трокский | 1733 | Трокский уезд |
9 | Попруцкий | 1649 | Трокский уезд |
10 | Ошмянский | 1667 | Ошмянский уезд |
11 | Полавенский | 1674 | Вилькомирский уезд |
12 | Скопиский | 1752 | Вилькомирский уезд |
13 | Кальварийский | 1642 | Тельшевский уезд |
14 | Ковенский | 1621 | Ковенский уезд |
15 | Россиенский | 1642 | Россиенский уезд |
16 | Гродненский | 1632 | Гродненский уезд |
17 | Деречинский | 1618 | Слонимский уезд |
18 | Слонимский | 1680 | Слонимский уезд |
19 | Иельненский | 1667 | Лидский уезд |
20 | Василишский | 1658 | Лидский уезд |
21 | Конюховский | 1735 | Волковыский уезд |
22 | Новогрудский | 1624 | Новогрудский уезд |
23 | Полонский | 1680 | Новогрудский уезд |
24 | Валуевский | 1685 | Новогрудский уезд |
25 | Хорощанский | 1654 | Белостокский уезд |
26 | Климовский | 1686 | Сокольский уезд |
27 | Рожаныстокский | 1661 | Сокольский уезд |
28 | Холопеницкий | 1703 | Борисовский уезд |
29 | Друйский | 1697 | Дисненский уезд |
30 | Дуниловицкий | 1683 | Вилейский уезд |
31 | Несвижский | 1672 | Слуцкий уезд |
32 | Витебский | Витебский уезд | |
33 | Забяльский | 1716 | Витебский уезд |
34 | Аглонский | 1700 | Динабургский уезд |
35 | Рушонский | 1766 | Динабургский уезд |
36 | Полоцкий | 1671 | Полоцкий уезд |
37 | от 22 сентября 2019 на Wayback Machine | 1681 | Могилевский уезд |
38 | Оршанский | 1649 | Оршанский уезд |
39 | Островнинский | 1621 | Сенницкий уезд |
40 | Посинский | 1649 | Люцинский уезд |
41 | Ушацкий | 1716 | Лепельский уезд |
Название монастыря |
год
основания |
Место расположения | |
---|---|---|---|
1 | Шкловский | Могилевский уезд | |
2 | Иеловчинский | Могилевский уезд | |
3 | Смолянский | 1734 | Копыський уезд |
4 | Дудаковицкий | 1701 | Копыський уезд |
5 | Белицкий | 1669 | Сенниский уезд |
6 | Часникский | 1674 | Лепельский уезд |
7 | Малятицкий | 1676 | Чериковский уезд |
8 | Пасковский | Мстиславский уезд | |
9 | Минский | Минский уезд | |
10 | Столпецкий | 1621 | Минский уезд |
11 | Раковский | 1686 | Минский уезд |
12 | Заславский | 1678 | Минский уезд |
13 | Хотаевицкий | 1681 | Борисовский уезд |
14 | Залбинский | Борисовский уезд | |
15 | Пинский | 1666 | Пинский уезд |
16 | Речицкий | 1634 | Речицкий уезд |
17 | Клецкий | 1683 | Слуцкий уезд |
18 | Брестский | 1630 | Брестский уезд |
19 | Буховичский | 1674 | Кобринский уезд |
20 | Бышовский | 1647 | Киевский уезд |
21 | Хозарковский | Сквиркий уезд | |
22 | Чернобыльский | 1626 | Радомысльский уезд |
23 | Любарский | 1634 | Житомирский уезд |
24 | Луцкий | Луцкий уезд | |
25 | Чарторижский | Луцкий уезд | |
26 | Яловицкий | 1658 | Дубенский уезд |
27 | Тарговицкий | Дубенский уезд | |
28 | Козинский | 1738 | Дубенский уезд |
29 | Владимирский | 1497 | Владимирский уезд |
30 | Каменнокомирский | Ковельский уезд | |
31 | Неверковский | Ровенский уезд | |
32 | Лиховицкий | Острогский уезд | |
33 | Староконстантиновский | Староконстантиновский уезд | |
34 | Овручский | 1638 | Овручский уезд |
35 | Каменецкий | Каменецкий уезд | |
36 | Смотрицкий | Каменецкий уезд | |
37 | Сокулецкий | Ушицкий уезд | |
38 | Солобковицкий | Ушицкий уезд | |
39 | Летичевский | 1606 | Летичевский уезд |
40 | Шаравецкий | 1607 | Проескуровский уезд |
41 | Барский | 1606 | Могилевский уезд |
42 | Морахвенский | 1627 | Ямпольский уезд |
43 | Тульчинский | 1631 | Брацловский уезд |
44 | Тывровский | 1742 | Винницкий уезд |
45 | Винницкий | 1623 | Винницкий уезд |
Первое учебное доминиканское заведение ― Забельский доминиканский коллегиум ― для шляхетской и мещанской молодёжи открылось на средства местного помещика Георгия Щита в 1716 году при в фольварке Забелы близ деревни Волынцы (ныне Верхнедвинский район). К 1787 году коллегиум имел 5 фольварков с 550 дворами и доходом в две с половиной тысячи рублей ежегодно. В 1796 году по завещанию минского воеводы Я. Гильзена коллегиум стал получать ежегодно 6 тысяч рублей. В 1803 году коллегиум преобразован в уездное училище Виленского учебного округа , а 1811 году — в гимназию, где учились поэт и драматург Артем Вериго-Доревский и этнограф и археолог Константин Тышкевич . Здесь открылся первый в Восточной Европе школьный театр, руководимый Каэтаном Марашевским . Опера Рафала Вардоцкого на либретто профессора риторики и поэтики М. Тетерского «Аполлон-законодатель» (1789) вошла в курс истории белорусской музыки. Преподавались латынь, математика, физика, рисование и даже архитектура. Рисование преподавали Бонавентура Хруцкий, Бернард Люткевич и др .
При пинском монастыре в 1726 году открылась Высшая школа Русской провинции, имевшая право присваивать учёные степени. Имелась библиотека в тысячу томов . Но потом на белорусских землях доминиканский орден не получил разрешения открывать новые школы. Тем не менее, в 1770-х гг. училища создавались, в них училось до 20 % молодёжи. Например, доминиканская школа в Чашниках , открывшаяся в 1777 году, несмотря на протесты Эдукационной комиссии , действовала до начала 1790-х. Взамен её власти разрешили открыть 3-классную школу в Ушачах . В некоторых школах давалось повышенное образование ― «7 свободных искусств»: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия . Проводились театрализованные диспуты, декламации, ставились представления школьного театра .
В 1797 году доминиканцам передали светские 6-классные училища в Новогрудке и Гродно. На базе переведённого в Несвиж слуцкого уездного училища открылся коллегиум . В 1817 году в шести доминиканских школах уже учились 705 воспитанников . В 1809—1815 годах в новогрудской доминиканской школе одновременно с Адамом Мицкевичем учился будущий классик белорусской и польской литературы Ян Чечот .
Иногда философские предметы варьировались, ― в одних монастырях преподавали только философию, в других — теологию. Были студии, где моральная теология сочеталась с философией или преподавалась только догматическая теология либо моральная и др. Там изучались латинский язык, физика, арифметика, география, история, логика, астрономия, литургические песнопения, риторика. В период с 1772 до 1830 года в Белоруссии существовало не менее 31 студии доминиканцев: Гродно, генеральная студия в 1752—1830 гг.; Деречин , студия философии в 1816—1829 гг.; Дуниловичи, студия моральной теологии в первой трети XIX в.; Забелы, формальная студия в 1758—1827 гг.; Шклов , студия философии и теологии до 1819 г., студия философии с 1819 г. .
После изгнания иезуитов возник вопрос о судьбе доминиканских учебных заведений, занимающихся по иезуитским программам. Руководитель Литовской провинции ордена Ф. Тетерский обратился к министру народного просвещения кн. А. Н. Голицыну с предложением преобразования забельской гимназии в академию, но не нашёл понимания. Доминиканцам в 1822 году отдали бывший иезуитский коллегиум в Орше, где они открыли 4-классное училище. В 1825 году его закрыли. После восстания 1830―1831 гг. доминиканские учебные заведения были переведены в светские . Однако в 1842 году при минском доминиканском костёле открылась семинария для 55 воспитанников.
Поэт Владислав Сырокомля писал: «Наших дедов стегали иезуиты, наших родителей хлестали отцы пиары, а мы вкусили базилианской розги или доминиканской дисциплины. Но пусть за эти розги почтят их небеса! Да, здорово они пороли, если было за что, но и любили они детей добро и искренне, тщательно наставляли их в науке и вере и строго следили за моралью ― много кого дала нашему краю их внимательная опека» .
После 1917 года в Петрограде оставался доминиканец Жан-Баттист Амудрю , служивший к тому времени уже 10 лет настоятелем костёла Пресвятой Девы Марии Лурдской в Ковенском переулке . С 1934 года Амудрю фактически замещал высланного из СССР апостольского администратора Антония Малецкого . В 1935 году Амудрю был тайно посвящён в епископы апостольским администратором Москвы Пием Невё , но его тогда же выслали из страны .
В 1992 году на территории бывшего СССР католической церковью создан провинциальный доминиканский викариат, подчиняющийся польской орденской провинции, и в его системе в 1993 году образован Генеральный викариат Балтии и Беларуси святых Ангелов-Хранителей. 11 ноября 1992 года установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Святым Престолом и создана Апостольская нунциатура в Белоруссии . С мая 2020 года апостольским нунцием в Белоруссии является Анте Йозич . 11 февраля 1999 года учреждена Конференция католических епископов Белоруссии .
Община доминиканских терциариев под титулом Святой Троицы в Беларуси была официально утверждена в декабре 2012 года. Терциарии — третья (после братьев и сестер доминиканок) ветвь доминиканского ордена. К ней относятся светские люди, стремящиеся в жизни руководствоваться доминиканской духовностью. К 2017 году в Белоруссии служат 5 доминиканских священников: один в Бресте и 4 в Витебске. Они составляют Белорусский викариат Польской провинции. В Минске действует община сестёр-доминиканок (ул. Нежданова, 48).
В белорусской литературе монах-доминиканец встречается в романе Владимира Короткевича « Христос приземлился в Гродно » (1966), ― там это символ мракобесия и коварства.