Стуруа, Роберт Робертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Джордж Роберт Акворт Конквест ( англ. George Robert Acworth Conquest ; 1917 — 2015 ) — англо-американский историк и писатель, специалист по истории СССР. Получил известность после публикации в 1968 году книги « Большой террор » — исследования массового террора в СССР 1930-х годов. Также известен как исследователь голодомора на Украине .
Родился 15 июля 1917 года в (графство Вустершир ) в семье американского бизнесмена и норвежки. Учился в Винчестерском колледже , университете Гренобля и колледже святой Магдалены в Оксфордском университете , где был стипендиатом по современной истории, получил степени бакалавра и магистра по философии, политике и экономике и докторскую степень по советской истории.
В 1937 году, после года обучения в университете Гренобля и путешествия в Болгарию , Конквест вернулся в Оксфорд и вступил в Коммунистическую партию .
С началом Второй мировой войны вступил в , где был зачислен в отделение разведки. В 1940 году женился на Джоан Уоткинс, от которой имел двух сыновей. В 1942 году был отправлен в Школу славянских и восточноевропейских исследований, где изучал болгарский язык в течение четырёх месяцев.
В 1944 году Конквест был направлен в Болгарию связным в силы болгарского сопротивления, сотрудничавшего с СССР. Там он встретил Татьяну Михайлову, которая впоследствии стала его второй женой. В конце войны был переведён на дипломатическую службу и работал пресс-атташе в британском посольстве в Софии . Конквест стал свидетелем постепенного усиления советского влияния в стране. Покинул Болгарию в 1948 году и помог Татьяне бежать на Запад. Вернувшись в Лондон , он развёлся с первой женой и женился на Татьяне.
До 1956 года Конквест работал в Департаменте информационных исследований , специальным секретном подразделении Форин-офиса , созданном для борьбы с советской пропагандой . В 1956 году покинул отдел и стал свободным писателем и историком. Некоторые из его книг частично распространялись через Praeger Press — американскую компанию, опубликовавшую ряд книг по запросу ЦРУ . В 1962—1963 годах был литературным редактором журнала Spectator, но ушёл в отставку, когда обнаружил, что эта работа мешала его историческим исследованиям. Первые книги Конквеста — «Власть и политика в СССР» ( англ. Power and Politics in the USSR ) и «Советские депортации народов» ( англ. Soviet Deportation of Nationalities ) были опубликованы в 1960 году. Среди других его ранних работ о Советском Союзе были «Советская национальная политика на практике» ( англ. Soviet Nationalities Policy in Practice ), «Промышленные рабочие в СССР» ( англ. Industrial Workers in the USSR ), «Правосудие и правовая система в СССР» ( англ. Justice and the Legal System in the USSR ) и «Работники сельского хозяйства в СССР» ( англ. Agricultural Workers in the USSR ). С 1981 года жил в США .
В 1962 году Конквест развёлся со второй женой, а в 1964 году женился на Керолин Макфарлейн. Этот брак был расторгнут в 1978 году, а в 1979 году Конквест женился на преподавательнице английского Элизабет Нис Уингейт. В 1981 году Конквест переехал в Калифорнию , чтобы занять должность в Гуверовском институте при Стэнфордском университете .
В 1984 году президент США Рональд Рейган поручил Конквесту написать материал для его президентской кампании, чтобы «подготовить американский народ к советскому вторжению». Текст получил название «Что делать, когда придут русские? Руководство по выживанию» .
В последние годы жизни Конквест был старшим научным сотрудником и научным куратором Коллекции России и Содружества Независимых Государств в Гуверовском институте. Он также являлтся адъюнктом Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне . Был научным сотрудником Украинского научного института Гарвардского университета . Член правления Института европейских оборонных и стратегических исследований, членом Британского межпланетного общества , член Общества содействия романистики и членом Американской ассоциации содействия развитию славистики .
В 1994 году он был избран членом-корреспондентом Британской академии . В 1993 году Национальный фонд по гуманитарным наукам избрал его прочитать Джефферсоновскую лекцию.
Конквест также известен как поэт. Он издал шесть сборников стихов и один литературной критики, редактировал антологии «Новые линии» ( англ. New Lines ) и опубликовал стихотворный перевод «Прусских ночей» А. И. Солженицына . В 1997 году получил премию Американской академии искусств и литературы. Он являлся членом Королевского литературного общества и Американской академии искусств и наук . Часто публиковался в «Нью-Йорк ревью оф букс», «Таймс литерари саплимент» и других журналах.
Умер 3 августа 2015 года в Пало-Алто ( Калифорния , США).
В 1968 году Конквест опубликовал самую известную из своих работ — «Большой террор: Сталинские чистки 30-х», первое детальное исследование периода Ежовщины в СССР, получившей своё распространённое именование по названию этой книги. Работа была основана главным образом на информации, обнародованной (официально или отдельными людьми) во время так называемой « хрущёвской оттепели », в ней также была учтена информация советских эмигрантов и изгнанников, начиная с 1930-х годов, анализ официальных советских документов, таких как переписи в СССР.
Самым важным аспектом книги было то, что она расширила понимание чисток [ уточнить ] за узкие рамки «московских процессов» опальных лидеров Коммунистической партии Советского Союза , таких как Николай Бухарин и Григорий Зиновьев , которые были казнены после показательных процессов . Вопрос о том, почему эти лидеры признались в совершении различных преступлений в ходе судебных разбирательств, стал темой обсуждения для ряда западных писателей, и лёг в основу таких книг, как « Слепящая тьма » Артура Кёстлера ( 1941 ) и « 1984 » Дж. Оруэлла (1949).
Конквест заявил, что судебные процессы и казни этих бывших коммунистических лидеров были незначительными деталями чисток. По его оценкам, сталинский голод и чистки привели к гибели 20 миллионов человек. В других исследованиях назывались числа больше и меньше — например, по архивным и демографическим свидетельствам, собранным Алеком Ноувом , в 1930-х годах было 10—11 миллионов случаев смерти , а, согласно Норману Дэвису , это число может составлять до 50 миллионов за весь сталинский период . В предисловии к юбилейному изданию «Большого террора» в 2007 году Конквест заявил :
Точное число, возможно, никогда нельзя будет назвать с полной уверенностью, но общее число смертей, вызванных целым рядом ужасов советского режима, вряд ли может быть ниже, чем пятнадцать миллионов.
Конквест критиковал западных интеллектуалов за «слепость» по отношению к Советскому Союзу, и утверждал, что сталинизм был логическим следствием марксизма-ленинизма , а не отклонением от «истинного» коммунизма . Конквест не согласился с утверждением Никиты Хрущёва , поддержанным многими западными левыми, о том, что Иосиф Сталин и его чистки были отклонением от идеалов «революции» и противоречили принципам ленинизма . Конквест утверждал, что сталинизм был закономерным следствием системы, созданной Владимиром Лениным , хотя он признал, что личные черты характера Сталина повлияли на определённые ужасы конца 1930-х. Нил Ашерсон отметил: «Каждый человек к тому времени мог согласиться, что Сталин был очень злым человеком, но мы всё ещё хотели верить в Ленина; а Конквест сказал, что Ленин был таким же плохим, и что Сталин просто придерживался ленинской программы» .
Конквест обвинял таких фигур, как Беатрису и Сиднея Уэббов , Джорджа Бернарда Шоу , Жан-Поля Сартра , Уолтера Дюранти , сэра Бернарди Пэрса , Гарольда Ласки , Дениса Ноуэлла Притта , Теодора Драйзера , Бертольда Брехта и Ромена Роллана в том, что они были апологетами сталинизма.
После эпохи гласности 1980-х годов, когда из советских архивов было опубликовано намного больше информации, Конквест заявил, что новая информация подтверждает его утверждения. Когда издатель Конквеста попросил его расширить и проверить «Большой террор», Конквест предложил назвать новую версию книги «Я же вам говорил, чёртовы глупцы» ( англ. I Told You So, You Fucking Fools ) . В конечном счёте, к названию переиздания 1990 года было добавлено слово «Переоценка». Однако, некоторые критики утверждали, что результаты изучения архивов после распада СССР в 1991 году подвергают сомнению многие утверждения Конквеста, такие как сроки приговоров, «политические» критерии для заключённых, этнический состав и общее количество заключённых .
В начале 1970-х годов обратился к вопросу принудительных переселений в СССР. Как отмечают, приводимые им данные по депортациям крестьянства к концу 1930-х годов оказались преувеличены в пять раз .
В 1986 году Конквест опубликовал книгу «Жатва скорби: советская коллективизация и террор голодом» ( англ. The Harvest of Sorrow: Soviet Collectivisation and the Terror-Famine ), посвящённую голоду на Украине и в других частях СССР, который, как утверждают некоторые источники, был связан с коллективизацией сельского хозяйства под руководством Сталина в 1929—1931 годах, и во время которого миллионы крестьян погибли от голода, депортаций в трудовые лагеря и казней. В этой книге Конквест ещё больше раскритиковал западных левых интеллектуалов, обвинив их в отрицании масштабов голода и назвав их взгляды «интеллектуальным и моральным позором». Историк В. П. Данилов , исследовав оценки Р. Конквеста количества жертв от голода, пришёл к выводу, что они преувеличены .
Одной из последних работ Конквеста была «Размышления об истерзанном столетии» ( англ. Reflections on a Ravaged Century ), опубликованная в 1999 году. В ней он описывает привлекательность тоталитарного образа мышления для многих западных интеллектуалов.
В дополнение к своей научной работе, Конквест был главной фигурой видного литературного движения в Великобритании, известного как «Движение» ( англ. The Movement ).
— Лондон: OPI, 1988. — 621 с.