Interested Article - Дело хвалынских церковников
- 2020-07-29
- 1
Дело хвалынских церковников — это групповое дело иеромонаха Иннокентия (Мишустина) и других представителей духовенства Русской Православной Церкви и мирян по Саратовской епархии. Группа верующих в составе 28 человек была арестована с ноября по декабрь 1937 года за «участие в контрреволюционной группировке церковников», за систематический сбор средств с местных жителей на открытие церквей, за антисоветскую агитацию против колхозов, а также за распространение троцкистской литературы [ источник не указан 65 дней ] .
История события
1930-е годы связаны с активными гонениями на все религиозные течения СССР , в том числе и на Русскую православную церковь . Они проявлялись не только в активной пропагандистской работе, но и в разрушении культовых сооружений, репрессиях по отношению к церковным служителям. Исключением не стал и город Хвалынск , в котором в 1935 году не осталось ни одного храма, а к 1937 году — и служителей церкви. Для того чтобы хвалынские верующие все же могли ходить в церковь, Я. С. Сергуненков, сторож церкви и член церковного совета, пригласил протоиерея из Москвы С. Кудрявцева переехать в Хвалынск.
Основанием для возбуждения дела стал донос на старца Иннокентия (Мишустина), который был написан в ноябре 1937 года. Согласно этому доносу, старец «устроил сборище верующих» в доме П. Н. Степановой, обучал приходящих основам религии и призывал укреплять ее.
После рассмотрения доноса было заведено дело № 13199, и протоиерей с прихожанами Хвалынска (всего было 28 человек) были арестованы Хвалынским РО УНКВД и были заключены в Вольскую тюрьму.
Согласно начальнику Хвалынского РО УНКВД, все арестованные составляли группу церковников, которая имела четкую антисоветскую направленность. В качестве преступления было определено препятствование закрытию Казанского собора и религиозная пропаганда среди жителей Хвалынска.
Виновными себя признали только двое арестованных, и 10 декабря 1937 года на заседании тройки УНКВД 21 человек был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу), 7 — к 10 годам лишения свободы.
Высшая мера наказания была реализована 15 декабря 1937 года, останки были погребены в братской могиле .
Список расстрелянных по «делу хвалынских церковников»
- архимандрит Анатолий (Антон Лаврентьевич Белоусов или Белоус)
- иеромонах Иннокентий (Иосиф Петрович Мишустин)
- протоиерей Сергий Дмитриевич Кудрявцев
- иерей Павел Иванович Улыбышев
- иерей Иоанн Осипович Локаленков
- псаломщица Дария Васильевна Карпова
- монахиня Антонина (Агриппина Ивановна Курбатова)
- монахиня Валерия (Евдокия Дмитриевна Плисенко)
- монахиня Викторина (Степанида Андреевна Егораева)
- монахиня Нонна (Наталья Ивановна Соснина)
- монахиня Олимпиада (Ольга Кондратьевна Ананьева)
- монахиня Серафима (Елена Ивановна Качалина)
- монахиня Тамара (Матрёна Максимовна Келасова)
- послушница (возможно монахиня) Татиана (Татьяна Даниловна Дарьина)
- послушница Матрона (Матрёна Степановна Броушкина)
- ктитор Косма Ананьевич Дубровин
- член церковного совета и церковный сторож Яков Сергеевич Сергуненков
- член церковного совета Евдокия Никоновна Разумовская
- мирянка (возможно схимонахиня) Анна Кузьминична Розинкина
- мирянка (возможно монахиня) Анфиса Фроловна Иванова
- мирянка (возможно монахиня) Пелагея Никоновна Степанова
К 10 годам лишения свободы были приговорены
- член церковного совета и церковный староста Казанского собора Стефанида Андреевна Емелина
- заместитель председателя церковного совета Крестовоздвиженской церкви Ираида Степановна Звонарева
- член церковного совета и церковный староста Крестовоздвиженского храма Вера Ивановна Мартынова
- член церковного совета Казанского собора Мария Павловна Скинотворцева
- сторож кладбищенской церкви Виктор Егорович Качалин
- мирянка Капитолина Герасимовна Александрова
- мирянка Татьяна Ивановна Царева.
В 1956 году дети осужденных по «делу хвалынских церковников» подали заявление о пересмотре дела . Это привело к пересмотру дела и перепроверке его материалов. В марте 1956 года дело было закрыто из-за отсутствия доказательств обвинения.
Последствия
В начале 1940-х годов борьба с религией в Хвалынске продолжилась: в 1941 году был уничтожен Крестовоздвиженский храм. Кирпичи, оставшиеся от церкви, были отданы на строительство общественной бани, которая открылась в 1942 году.
Площадь, на которой находился храм, пустовала примерно год. В 1960-е годы на месте храма открылся кинотеатр «Октябрь». На Крестовоздвиженской площади была проведена жилая застройка.
5 марта 1947 года состоялось освещение здания бывшей старообрядческой Покровской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Собор саратовских святых пополнился новым священномучеником — Сергием Кудрявцевым.
Заключенные, которые избежали высшей меры наказания, отбывали наказание в исправительно-трудовых лагерях СССР.
Альтернативные точки зрения
Существует версия относительно количества заключенных и приговоренных к высшей мере наказания. Так, в соответствии с другой исторической версией, к расстрелу были приговорены двадцать фигурантов дела, а остальные восемь — к 10 годам лишения свободы.
Культурно-историческое значение
«Дело хвалынских церковников» — один из эпизодов сталинских репрессий . Антирелигиозная пропаганда и активная борьба с православной церковью привели к утрате многих памятников архитектуры, объектов и обычаев локальной культуры Хвалынска. Несмотря на противостояние, во второй половине 1940-х годов Русская православная церковь продолжила службы в Хвалынске: в 1946 году был переосвящен храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
В 1994 году храм был признан объектом историко-культурного наследия .
В 2009 году начались ремонтно-восстановительные работы, которые завершились спустя пять лет.
В 2015 году депутат Саратовской областной Думы и историк Алексей Наумов основал Фонд сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района «Сосновый остров». Одной из инициатив Фонда явилась установка мемориальной доски в память о пострадавших по «делу хвалынских церковников». Кроме того, реализуются различные культурные и образовательные проекты, нацеленные на повышение осведомленности об истории Хвалынска и роли РПЦ в ней.
Современность
«Дело хвалынских церковников» практически не было отражено в газетах 1930-х гг. Интерес к нему появился только в XXI веке, когда начали публиковаться расследования обстоятельств этого дела.
2 апреля 2017 года в хвалынской православной гимназии во имя святого мученика Александра Медема открылась выставка, посвященная 70-летию возобновления приходской жизни Крестовоздвиженского храма Хвалынска.
23 августа 2019 года в Хвалынске состоялся первый съезд потомков горожан с целью восстановления родства — об этом событии на НТВ был снят репортаж от того же числа.
См. также
Примечания
- Туристический Саратов. . Туристический Саратов (1 февраля 2018). Дата обращения: 27 октября 2019. 23 мая 2020 года.
- Наумов Алексей Викторович. От Покрова до Крестовоздвижения. История одного храма. — Хвалынск: Саратов: Полиграфическая компания "Эль-Принт", 2017. — С. 31—33. — 100 с. — ISBN 978-5-9909180-1-6 .
- . eparhia-saratov.ru. Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
- ↑ . eparhia-saratov.ru. Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
- . www.homutovo.ru. Дата обращения: 27 октября 2019. 13 мая 2010 года.
- . www.saratovnews.ru. Дата обращения: 27 октября 2019. 22 августа 2014 года.
- Алексей Наумов, Светлана Попенко. . Русская Народная Линия (26 декабря 2017). Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
- Дата обращения: 27 октября 2019.
- ↑ . pineisland.ru. Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
- . ТАСС . Дата обращения: 27 октября 2019. 5 июля 2019 года.
- . pravpokrov.ru. Дата обращения: 30 октября 2019. 30 октября 2019 года.
- . НТВ . Дата обращения: 3 ноября 2019. 30 октября 2019 года.
- 2020-07-29
- 1