Interested Article - Брестский процесс

Скамья подсудимых во время Брестского процесса.

Брестский процесс ( польск. Proces brzeski ) — судебный процесс против руководства центристских и левых партий Польской республики , входивших в блок « Центролев ». Проходил с 26 октября 1931 года по 13 января 1932 года в Варшавском окружном суде и стал одним из крупнейших политических процессов довоенной Польши.

Назван по месту содержания обвиняемых в Брестской крепости .

Предпосылки

Нарастающая конфронтация между пришедшим к власти в результате Майского переворота режимом санации и оппозиционными политическими силами склонила руководство страны к аресту ряда бывших депутатов, в отношении которых после ликвидации 30 августа 1930 года Сейма перестала действовать неприкосновенность .

Акция была организована по прямому указанию Юзефа Пилсудского , который лично редактировал окончательный вариант списка подлежащих задержанию лиц. Данный список, а также письменный приказ об аресте, составил и подписал министр внутренних дел генерал Фелициан Славой Складовский .

Аресты

Объявление о розыске депутатов «Центролева»

Задержания лидеров «Центролева» прошли в ночь с 9 на 10 сентября 1930 года, во многих случаях с применением насилия.

По стране также прокатилась волна арестов других политиков и активистов, в частности, представителей украинского национального движения, которые затем были выпущены под залог или осуждены в рамках других судебных процессов.

Номер газеты «Robotnik» от 28 октября 1931 года с описанием первых дней Брестского процесса.
Первая полоса газеты «Hasło Łódzkie» от 18 декабря 1930 года с упоминанием интерпеляции PPS по поводу бесчеловечного обращения с бывшими депутатами.

В первом официальном сообщении Польского телеграфного агентства «ряду послов» были инкриминированы уголовные преступления , в частности кражи , мошенничество и присвоение имущества. Среди политических обвинений фигурировали, в частности, стрельба в полицию, призывы к насилию и неповиновению властям, антигосударственные выступления. Дело с самого начала активно комментировала оппозиционная пресса («Robotnik» и другие газеты).

Условия содержания

Арестованные депутаты были помещены в специально подготовленную военную тюрьму в Брестской крепости . Комендантом тюрьмы стал полковник Вацлав Костек-Бернацкий . К заключенным применялись правила военно-тюремного устава и жесткие меры физического и психологического воздействия: имитация казни, побои и издевательства. Контакты с адвокатами и членами семьи были полностью запрещены.

Дело было передано в Варшавский окружной суд прокурору Чеславу Михаловскому. Следствие вел судья Ян Демант.

Процесс

Процесс вел судебный коллектив под руководством Клеменса Хермановского в составе: Ян Рыкачевский и Станислав Лещиньский. Юзеф Лашкевич был запасным судьей на случай необходимости дополнения состава судей.

Согласно версии обвинения, выдвинутой прокурорами Витольдом Грабовским и Робертом Раузе, в период с 1928 года по 9 сентября 1930 года арестованные депутаты «сообща и сознательно готовили государственный переворот с целью насильственного устранения членов действующего правительства Польши и замены их другими лицами, однако без изменения принципов государственного устройства». Планируемый переворот, однако, не состоялся благодаря вмешательству властей.

Данный состав преступления был предусмотрен ст. 51, ст. 100 ч III и ст. 101 ч. I Уголовного кодекса (адаптированной версии Уголовного уложения Российской Империи 1903 года ). статей 18 и 24 Уголовно-процессуального кодекса 1928 года.

Приговор

Все обвиняемые, за исключением оправданного Адольфа Савицкого (Крестьянская партия), были признаны виновными и получили следующие сроки:

Осужденный Партия Приговор
Герман Либерман PPS 2,5 года
PPS 2,5 года
PPS 3 года
PPS 3 года
PPS 3 года
Адам Циолкош PPS 3 года
Винценты Витос PSL «Piast» 1,5 года
PSL «Piast» 2,5 года
PSL «Wyzwolenie» 2 года
PSL «Wyzwolenie» 3 года

Винценты Витос и Казимеж Багиньский дополнительно были оштрафованы на 80 злотых, а остальные осужденные — на 160 злотых. Все обвиняемые должны были покрыть судебные расходы. В срок отбытия наказания было засчитано пребывание в аресте с 11 сентября 1930 года.

Судья Станислав Лещиньский изложил особое мнение и высказался за оправдание всех обвиняемых.

7-11 февраля 1933 года в Варшавском апелляционном суде под председательством судьи Бронислава Гака была рассмотрена апелляция, которая окончилась утверждением приговора первой инстанции. 9 мая 1933 года Верховный суд отменил данный приговор и направил дело на доследование. 11-20 июля 1933 года прошло второе заседание Апелляционного суда, который признал первый приговор обоснованным. Окончательно приговор был утвержден Верховным судом после рассмотрения 2-5 октября 1933 года очередной апелляции защиты.

После процесса

Норберт Барлицкий, Адам Циолкош, Станислав Дюбуа, Мечислав Мастек и Юзеф Путек подчинились решению суда и явились, чтобы подвергнуться наказанию, и впоследствии были досрочно освобождены.

Остальные осужденные эмигрировали из Польши в Чехословакию , а Герман Либерман — во Францию . Адам Прагер вернулся из эмиграции, подчинился приговору и отсидел срок в 1935—1936 годах. Винценты Витос, Казимеж Багиньский и Владислав Керник вернулись из Чехословакии в Польшу после создания 15 марта 1939 года Протектората Богемии и Моравии Третьим рейхом и оккупации Праги вермахтом. Декретом президента Владислава Рачкевича 31 октября 1939 года все приговоренные на Брестских процессах были амнистированы.

Последствия

В результате процесса представителям санации удалось достичь поставленных целей при формальном соблюдении буквы закона: деятельность «Центролева» была прекращена, ведущие оппозиционные политики были исключены из политической жизни страны и частично дискредитированы, в Польше вплоть до войны сохраняли власть сторонники Юзефа Пилсудского.

Попытки реабилитации

Вопрос реабилитации осужденных был предметом депутатских запросов V и VI созыва Сейма РП: 8 декабря 2005 года и 12 декабря 2007 года — Польская крестьянская партия , а также 26 сентября 2008 года Союзом демократических левых сил .

Генеральная прокуратура отклонила все прошения о реабилитации, ссылаясь на отсутствие исходных материалов дела и недостаточность оснований для принятия данного решения. Также указывалась необходимость более подробного рассмотрения обстоятельств процесса.

В культуре

Брестскому процессу частично посвящён фильм «Zamach stanu» (1981 г., реж. Рышард Филипский ).

Источники

  • M. Leczyk, Sprawa Brzeska. Dokumenty i materiały, Warszawa 1987
Источник —

Same as Брестский процесс