Польская кампания вермахта (1939)
- 1 year ago
- 0
- 0
Оборона польского побережья — оборонительные действия польской армии с 1 сентября по 2 октября 1939 года в рамках обороны Польши от Германского нападения . Накануне войны для защиты от нападения с моря в Польше было образовано особое сводное формирование сухопутных и военно-морских сил под названием Оборона Побережья ( польск. Obrona Wybrzeża , «Обро́на Выбже́жа»). Командование этого объединения было расположено на полуострове Хель , командующим был адмирал Юзеф Унруг .
30 июля 1939 года Генеральный инспектор Вооруженных Сил издал приказ о защите побережья. В ожидании неизбежного вооруженного конфликта в оборонительных планах командования военно-морского флота, подготовленных на побережье, в основном всё было сосредоточено на обороне Гдыни , как наиболее важного промышленного и военного центра региона, и Хеля , который в ожидании массированного наступления на города Гдыня и Гданьск должен был стать главной базой польского флота. Все силы были разделены на три основные части: Морская оборона побережья (Morska Obrona Wybrzeżа), Сухопутная оборона побережья (Lądowa Obrona Wybrzeża) и подразделений, непосредственно подчиненных Командованию обороны побережья (Dowództwo Obrony Wybrzeża). [ источник не указан 1982 дня ]
Морская оборона побережья состояла из всех судов Военно-морских сил Польши , за исключением эсминца «Вихер» («Вихрь») и дивизиона подводных лодок, которые были подчинены Командованию обороны побережья. Отдельный отряд эсминцев: «Бужа» («Буря») , «Блыскавица» («Молния») и « Гром » — должен был ещё до начала войны идти к портам Великобритании, а оттуда вместе с Британским флотом вести действия против агрессора по плану операции «Пекин» . Это было связано с риском потерять эсминцы в первые же дни войны. Эсминец «Вихер» в итоге оставили в Польше для прикрытия минного заградителя « Грыф ».
Другие надводные корабли, в том числе большой минный заградитель «Грыф» — самый большой корабль польского флота — и минный дивизион (Dywizjon Minowców, шесть тральщиков типа «Яскулка» («Ласточка») и две канонерские лодки должны были участвовать в и поставить мины для того, чтобы затруднить плавание в Гданьском заливе, особенно между основным побережьем Германии и Восточной Пруссией. Задача подводных лодок была занять позиции в южной части Балтийского моря, нападать на вражеские суда и ставить мины. Оборонительное использование подводных лодок, которые должны были быть распределены вдоль полуострова Хель и Гданьского залива, также предусматривалось в плане «Рурка». Он ориентирован в основном на оборону военно-морских баз , в связи с предполагаемым преобладанием немецких сил.
На суше планировалось сосредоточить усилия на обороне наиболее важных городов-портов Гдыни и Хеля. Основные силы были сосредоточены в отдельном отряде «Вейхерово» (Oddział wydzielony «Wejherowo») к западу от Вейхерово . Отряд состоял из 1-го морского стрелкового полка и батальона национальной обороны «Пуцк». Отряд «Редлово» (Oddział Wydzielony «Redłowo») к югу от Гдыни состоял из 2-го морского стрелкового полка и 1-го резервного батальона. Отряд «Картузы» (Oddział Wydzielony «Kartuzy») рядом с Картузами включал батальоны национальной обороны «Картузы» и «Гдыня II». В непосредственной близости от Колечково размещался батальон национальной обороны «Гдыня I».
Зенитная оборона Гдыни состояла из 1-го морского зенитно-артиллерийского дивизиона с восемью 75-мм стационарными зенитными орудиями wz. 22/24 и двумя взводами прожекторов.
Сухопутная Оборона побережья имела в общей сложности 40 артиллерийских орудий разных типов, 34 миномета и гранатомета, 192 станковых и 266 ручных пулеметов. Ей подчинялись также комиссариаты пограничной стражи и транзитный военный склад (Wojskowa Składnica Tranzytowa) в Вестерплатте. Численность личного состава сил обороны побережья — около 17 тысяч человек.
В состав Морской Обороны побережья, кроме кораблей, входила береговая артиллерия и все другие подразделения, расположенные на полуострове Хель, образовавшие укрепленный район «Хель» (Rejon Umocniony Hel). Дивизион береговой артиллерии состоял из береговых артиллерийских батарей: № 31 имени Хелидора Ласковского (четыре современных пушки Бофорс калибра 152,4 мм), № 32 «Греческая» и № 33 «Датская» (по две 105-мм пушки на колесах). За ними на Хельской косе развернуты три противодесантные батареи, имевшие в общем восемь 75-мм пушек. На нагорье Кемпа-Оксывска размещалась двухпушечная батарея орудий Канэ калибра 100 мм. Для защиты района от Хеля до Владыславово предназначался 4-й батальон Корпуса охраны границы «Хель» со 124 пулеметами, 11 гранатометами и 42 легкими орудиями. Силы ПВО состояли из 2-го морского зенитно-артиллерийского дивизиона (6 стационарных 75-мм орудий Wz. 22/24 и 8 40-мм Wz. 38). Единственным авиационным подразделением Сухопутной обороны побережья был Морской авиационный дивизион (Morski Dywizjon Lotniczy) в Пуцке (13 гидросамолетов, в основном устаревших и пригодных только для разведки: польские Lublin R-VIIIter, Lublin R-XIIIter, Lublin R-XIIIG и один итальянский CANT Z.506B). [ источник не указан 1982 дня ]
24 августа президент Польши издал указ о всеобщей мобилизации . На службу призывались военнообязанные практически всех категорий — резервисты , ополченцы , годные к вспомогательной службе, офицеры и унтер-офицеры в отставке — независимо от возраста, состояния здоровья и рода оружия. Мобилизация подразделений флота прошла довольно гладко, в сухопутных частях наблюдалась некоторая дезорганизованность, тем не менее к концу августа все части достигли высокой боевой готовности.
26 августа 1939 года, на следующий день после заключения англо-польского военного альянса , командующий польским флотом контр-адмирал Юзеф Унруг утвердил план «Пекин» — перебазирование польских эсминцев в Великобританию в случае начала войны. Запечатанные конверты с приказом были разосланы на корабли. 29 августа в 12:55 по радио и флажным семафором кораблям передан сигнал «Исполнять „Пекин“». Эсминцы «Бужа», «Блыскавица» и « Гром » прошли через Балтийское море , Эресунн , Каттегат и Скагеррак , и через Северное море 1 сентября зашли в порт Эдинбург . Переход прошел без серьёзных происшествий. 30 августа отряд встретился с немецкими кораблями — лёгким крейсером « Kенигсберг » и эсминцем, — но из-за отсутствия приказа с обеих сторон боестолкновения не было.
1 сентября немецкие войска начали вторжение в Польшу. Силы польского флота и сухопутных войск Приморского района немедленно преобразованы в особое формирование — Оборону Побережья ( польск. Obrona Wybrzeża ) под единым командованием, которое сразу же оказалось в критической ситуации из-за одновременного нападения с суши (с запада и востока), с моря и с воздуха. Немцы имели против поляков на суше корпус и бригаду вермахта — около 29 тыс. человек, 60 гаубиц, 254 пушки, 72 миномета и гранатомета и около 700 пулемётов. Силы германского флота , выделенные для операции, состояли из двух старых линкоров, десяти эсминцев, восьми торпедных катеров, четырёх сторожевых катеров и 24 тральщиков. Один эсминец, девять миноносцев и двенадцать подводных лодок осуществляли блокаду прибрежного района.
Первым атаке подвергся Гданьский порт: немецкий учебный броненосец « Шлезвиг-Гольштейн » (построен ещё до Первой мировой войны) открыл огонь по польским позициям на Вестерплатте . В то же время Вермахт перешел польско-германскую границу на всем протяжении прибрежной зоны. Авиация Люфтваффе бомбардировала Хель и Пуцк, уничтожив почти всю авиацию, размещенную там. Все относительно крупные польские боевые корабли после бомбардировок Гдыни и Хеля вышли в море. [ источник не указан 1982 дня ]
В соответствии с приготовленным в конце 1938-го — начале 1939 годов планом по обороне Гданьска, в ночь с 1 на 2 сентября 1939 года польскому флоту было поручено проведение операции «Рурка» («Трубка»). Она заключалась в постановке минных заграждений на линии Хель — Сопот, которые должны были задержать немцев и не позволить им высадиться на побережье. Эсминец «Вихер» должен был прикрыть минный заградитель «Грыф», который выходил из Пиллау . После загрузки морских мин на «Грыф» поляки отправились в путь и столкнулись во второй половине дня близ Хеля с около 30 пикирующими бомбардировщиками Junkers Ju 87 из . Они попытались потопить и эсминец и заградитель. Своевременные меры, предпринятые командиром «Вихера» де Вальденом, позволили его кораблю избежать попадания авиабомб , но сохранить целым «Грыф» не удалось — от взрыва бомбы на корме погибли пять членов экипажа во главе с командиром Стефаном Квятковским. Заместитель командира капитан Виктор Ломидзе опасаясь дальнейших авианалётов, немедленно приказал сбросить за борт мины, которые ещё не были подготовлены . Операцию «Рурка» пришлось отменить, но об этом экипаж «Вихера», отправившийся на запад от Пиллау, не был проинформирован. Той же ночью экипажем «Вихера» обнаружены приблизительно на расстоянии 4500 м два немецких эсминца. По предположению историков, это были « Георг Тиле » и « Рихард Байтцен ». Вскоре поляки обнаружили ещё и третий корабль, то ли лёгкий крейсер « Лейпциг », то ли эсминец « Вольфганг Ценкер » . Так и не получивший распоряжение об отмене операции командир корабля решил не открывать огонь, дабы не привлекать к себе внимания. Позднее де Вальден писал, что это была серьёзная ошибка: немецкие корабли были хорошо видны полякам и были уязвимы для артиллерийского огня и торпед, а вот немцы польские корабли заметить не могли . Впрочем, историками опровергается подобный тезис: де Вальден к тому моменту уже получил приказ об отмене операции и направился обратно в Пиллау .
2 сентября около 5 часов утра «Вихер» вернулся в Хель. Согласно приказу Командования Флота «Вихер» и «Грыф» были превращены в плавучую батарею близ Хеля.
В тот же день немецкая авиация потопила два судна, мобилизованных как плавбазы : «Гдыня» и «Гданьск». Большая часть экипажей этих кораблей погибла. 3 сентября утром был первый морской бой, когда немецкие эсминцы « Либерехт Маас » и « » направлялись в сторону Хеля и атаковали порт, где находились «Вихер» и «Грыф». Польским кораблям помогала береговая батарея № 31. Около 6:30 утра польский экипаж заметил два немецких эсминца. Около 6:50 вражеские корабли открыли огонь, поляки в ответ также открыли огонь. Около 6:57 «Маас» получил попадание снарядом с «Грыфa» или с батареи № 31 в 127-мм орудие, и на его борту вспыхнул пожар (4 убитых и 4 раненых). Подтверждения других потерь на немецких кораблях нет, но, по некоторым польским данным, «Маас» вышел из строя и его отбуксировали в Пиллау. Сам «Грыф» получил два снаряда, которые повредили его зенитки. [ источник не указан 1982 дня ]
В тот же день был снова замечен «Ценкер», который после обстрела батареи ушел от Хеля. Немецкое командование после решило усилить бомбардировку полуострова Хель, в частности польских военных кораблей. Также 3 сентября корабли, находившиеся в Хели, разбомбили пикирующие бомбардировщики Ju 87. В результате авиаудара было затоплено четыре польских военных корабля: «Грыф», «Вихер», «Чайка» и «Генерал Галлер». Один Ju 87 был сбит. 4 сентября немецкие эсминцы ушли из Балтийского моря из-за прекращения угрозы атаки крупных польских кораблей. Их заменили малые корабли, способные патрулировать прибрежные воды и тралить мины. 6 сентября немецкими кораблями был заблокирован путь к порту Гдыня, также было затоплено два торговых судна: греческий «Иоаннис Карас» и польский «Tорунь» — они затоплены у южного входа в порт Гдыня. [ источник не указан 1982 дня ]
Деятельность дивизиона подводных лодок не производила какого-либо эффекта, их постоянно преследовал противник. Поврежденная глубинными бомбами подлодка «Семп» ( Стервятник ») была вынуждена 5 сентября уйти на шведский остров Готланд и там попытаться устранить повреждение. Взрывы бомб также привели к повреждению на подлодках «Вильк» («Волк») и «Рысь». Последняя в ночь с 4 на 5 сентября вернулась в военно-морской порт Хель для ремонта, несмотря на запрет Главного штаба. В то же время подлодка « Oжел » («Орёл») отошла от берегов Швеции, нарушив приказ. Подводные минзаги «Вильк», «Рысь» и «Жбик» («Дикий кот») занимались минными постановками: «Вильк» 3 сентября поставил между Хелем и Вейксельмюнде весь запас из двадцати мин, «Рысь» 7 сентября поставила 10 мин к северу от полуострова Хель; «Жбик» поставил двадцать мин к северу от Ястарни . После этой операции подводные лодки пошли в новые сектора в открытом море. [ источник не указан 1982 дня ]
, «12 сентября в море вышли три польских тральщика: «Яскулка», «Рыбитва» и «Чайка». Корабли открыли огонь по немецким позициям в городе Рева . В ночь с 12-го на 13-е эти тральщики поставили 60 мин в Гданьском заливе , а 14 сентября обстреляли немецкие позиции в районе . Во второй половине дня 14 сентября в результате налёта люфтваффе на Ястарню были потоплены тральщики «Чапля» и «Яскулка», гидрографическое судно «Поможанин», буксиры «Лех» и «Сокул», поврежден тральщик «Рыбитва». Вечером 14 сентября оставшиеся на плаву «Чайка», «Рыбитва» и «Журав» ушли в Хель, где были разоружены и капитулировали. [ источник не указан 1982 дня ]
Все подводные лодки направились к портам нейтральных стран или в Великобританию. Подлодка «Семп» 18 сентября прибыла в Швецию, туда же прибыли 19 сентября «Рысь» и 25 сентября «Жбик». «Вильк» 15 сентября прорвался через датские проливы и 20 сентября пришел в шотландский порт Росайт . Подлодка «Oжел» пришла в Таллин , где была интернирована; в ночь с 17 на 18 сентября экипажу удалось отбить корабль и уйти из Таллина. 14 октября «Oжел» прибыл в британскую военно-морскую базу у Ферт-оф-Форт . [ источник не указан 1982 дня ]
1 октября 1939 на мине, поставленной «Жбиком» тремя неделями раньше, подорвался и затонул немецкий тральщик М-85 с 24 моряками. Вместе с тральщиком затонул немецкий катер «Мульхаузен». 7 декабря 1939 на мине, поставленной подлодкой «Вильк», подорвался и затонул немецкий катер Pil 55. [ источник не указан 1982 дня ]
С 1 сентября на суше происходили ожесточенные бои. Превосходство вермахта было подавляющим, но польские войска оказывали сильное сопротивление с 4 по 8 сентября, даже после того как Гданьское Поморье было отрезано и армия «Поморье» отступила. 7 сентября капитулировало Вестерплатте. Немцы медленно оттесняли польские войска. Тральщики «Яскулка», «Рыбитва» и «Чайка» постоянно обстреливали из орудий вражеские позиции. Тем не менее, немецкие войска прорвали фронт и 12 сентября польские войска отступили к возвышенности Окшивская скала. 14 сентября польскими войсками полностью оставили Гдыню. Войска на Окшивской скале ещё оборонялись, но из-за постоянного натиска с суши и с моря, ситуация на Окшивской скале стала критической. После неудачной попытки прорыва 19 сентября в 17:00 пала оборона Окшивской скалы. [ источник не указан 1982 дня ]
После захвата немцами Гдыни и Окшивской скалы на балтийском побережье оборонялся только полуостров Хель. 4-й батальон «Хель» 12 сентября отбил все попытки немцев захватить полуостров. Линкоры «Шлезвиг—Гольштейн» и « Шлезиен » обстреливали полуостров с 18 сентября по 23 сентября, но без особого успеха. Эти корабли возобновили атаку 25 сентября и атаковали батарею имени Ласковского (командир З. Пшибышевский). Не достигнув успеха, немцы вновь отступили. 27 сентября в ходе ещё одной такой атаки «Шлезвиг-Гольштейн» получил небольшие повреждения от попадания 152,4-мм снаряда. Несмотря на обстрелы полуострова с моря, поляки не сдавались. 25 сентября немцы захватили деревню Халупы, подощли к Кутнице и фактически захватили около трети косы. Только после этого, 1 октября, 4-й батальон «Хель» сложил оружие и капитулировал. [ источник не указан 1982 дня ]
Piotr Derdej. . — Bellona, 2009. — 225 с.