Североевропейский кубок Формулы-Рено
- 1 year ago
- 0
- 0
Североевропейский неоклассицизм — стиль архитектуры, который существовал короткое время в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии в период 1910—1930 гг. Направление стало интерлюдией между национальным романтическим стилем и расширявшимся модернизмом . Североевропейский неоклассицизм можно охарактеризовать как синтез местных народных скандинавских мотивов и общеевропейского неоклассицизма. В то же время стиль имел влияние современного ему модернизма, в плане массовости и дешевизны строительства, вызванного ростом благосостояния и урбанизацией североевропейских стран. Он обеспечил более плавный переход к последующему модернизму, благодаря чему в северных странах не произошло резкого разрыва с предыдущим историческим опытом. Хотя нордический неоклассицизм в целом окончил развитие к 1930 году, некоторые здания продолжали строиться, такие, как Морской музей в Стокгольме.
Развитие скандинавского неоклассицизма не было изолированным явлением, а исходило из классических традиций, уже существующих в скандинавских странах, и из новых идей, развивавшихся в немецкоязычных культурах. Таким образом, скандинавский неоклассицизм можно охарактеризовать как сочетание прямых и косвенных влияний народной архитектуры (итальянской, скандинавской, немецкой) и неоклассицизма , а также ранних проявлений модернизма от Немецкий Веркбунд (Deutscher Werkbund )– особенно их выставки 1914 г. – и к середине 1920-е годы Esprit Nouveau , возникающие из теорий Ле Корбюзье.
Модернистское влияние вышло за рамки простой эстетики: урбанизация была связана с современными строительными технологиями и введением правил как в строительстве, так и в градостроительстве , и, кроме того, с подъемом социальных сил, что привело к изменению политической идеологии в сторону левых, что привело к Скандинавской модели . Следствием этого стали новые программы для общественных зданий: больниц (например, больница Беккомберга в западной части Стокгольма (1927–1935) Карла Вестмана , школ (например, школа Fridhemsplan, Стокгольм (1925–27) Георга А. Нильссона).
Скандинавский неоклассицизм использовался для ряда важных общественных зданий, он также применялся в качестве модели для недорогого жилья (например, город-сад Кяпюля , Хельсинки (1920–25) Мартти Валикангас) и домашней архитектуры в целом, (например, доступное чувство стиля для нуворишей ).
Характерной чертой стиля была брандмауэрная застройка смежных земельных участков многоквартирными домами (так, что здания примыкают друг к другу через глухие стены).
1930 год обычно считается конечной точкой скандинавского неоклассицизма, потому что это был год , спроектированной Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем , когда более модернизм был представлен как модель для современного общества. Однако после этого ключевые здания продолжали строиться в неоклассическом стиле, особенно Морской музей Эстберга в Стокгольме (1931–1934).
Некоторые архитекторы достигли кульминации своей карьеры уже тогда, когда пришел стиль северного модерна , но их последние работы были в стиле скандинавского неоклассицизма (например, Карл Вестман ), карьера других завершилась скандинавским неоклассицизмом (например, и Рагнар Эстберг ), в то время как другие позже добились гораздо большего значения как модернистские архитекторы (например, Алвар Аалто , Арне Якобсен и Свен Маркелиус ). Однако двумя фигурами, достигшими наибольшего значения в оба периода, были шведские архитекторы Гуннар Асплунд и Сигурд Леверенц .
Дания : , Хак Кампманн , , , , , , , , Коре Клинт , Арне Якобсен , , , , и .
Финляндия : , Уно Ульберг, , Йохан Сирен , , , Алвар Аалто , , , и Ойва Каллио .
Норвегия : , , , , , , , , и , .
Швеция : Гуннар Асплунд , Карл Вестман , Рагнар Эстберг , Сигурд Леверенц , , , Торбен Грут , , , Эрик Лаллерстедт , Свен Маркелиус , , , , , , , , , и .
Хотя эти архитекторы перечислены по странам, в этот период между скандинавскими странами происходил интенсивный культурный обмен (многие архитекторы работали более чем в одной стране).
Как выразился шведский историк Хенрик О. Андерсон, это была архитектура демократии, а не радикального авангардизма . Кроме того, за исключением Финляндии, другие страны Северной Европы избегали участия в Первой мировой войне , что позволяло продолжать культурное развитие.
Интерес к скандинавскому неоклассицизму, особенно в его наиболее классической форме, возник в конце 1970-х, начале 1980-х годов в разгар постмодернизма , когда критики, историки и преподаватели архитектуры искали исторические прецеденты изучая таких архитекторов, как Майкл Грейвс , и Роберт Стерн .
Северный неоклассицизм обеспечил этот прецедент, особенно с такими знаковыми зданиями, как кинотеатр Scandia Гуннара Асплунда в Стокгольме (1924 г.), здание окружного суда Листерс (1917–1921 гг.), Вилла Снеллман в Юрсхольме (1917–18 гг.) И Стокгольмская общественная библиотека (1920–28 гг.), а также ландшафт и здания кладбища Скугсчюркогорден в Стокгольме (1917–1940), созданные Асплундом и Сигурдом Леверенцем.
Что касается архитектурного стиля , было несколько прецедентов или причин, объясняющих рост скандинавского неоклассицизма.
На протяжении XIX века существовал ряд факторов, способствовавших более упрощенному неоклассицизму. Учения Дж. Н. Л. Дюрана в Политехнической школе Парижа в начале XIX века пытались рационализировать язык и методы построения классицизма, допуская при этом простые аддитивные композиции. Учение Дюрана распространилось, войдя в немецкую культуру в форме романтического неоклассицизма с работами Фридриха Давида Жилли и Карла Фридриха Шинкеля . Ученые в то время обнаруживали остатки Помпеи и открывали использование ярких цветов в римской архитектуре — аспект, который был более или менее забыт в эпоху Возрождения , но также заново открывали Грецию и Египет. Эти аспекты были включены в неоклассицизм и продолжены в скандинавском неоклассицизме (например, Музей Торвальдсена , Копенгаген , 1839–1848 гг., М. Г. Биндесболл, включает египетские мотивы, как и Стокгольмская публичная библиотека Асплунда).
Есть также «круги реакции», которые следует учитывать. Модерн и национальный романтизм не оказали большого влияния на Данию, в то время как в Швеции, Норвегии и Финляндии также были сильные реакции национального романтизма. Неоклассицизм пришел в Финляндию через Санкт-Петербург в качестве универсального языка, но к концу XIX века стал восприниматься в качестве символа российской культуры. Таким образом, в Финляндии и Норвегии вместе с движением к политической независимости закрепилась национально-романтическая архитектура — местная вариация модерна, играющая на националистических мифах. Таким образом, нордический неоклассицизм был контрреакцией на этот стиль и эклектизм в целом; движение к универсализму , интернационализму и упрощению.
В свою очередь, мышление в скандинавском неоклассицизме стало одной из основ развития модернизма в странах Северной Европы. Идея о том, что между народным языком и модернизмом существовала бы преемственность, рассматривалась как противоречащая принятому историческому мнению о подъеме модернизма, начиная с Ле Корбюзье и его 5 пунктов для архитектуры , которые рассматриваются как переворачивающие 5 основных принципов классицизма. Демонстрацией перехода от скандинавского неоклассицизма к чистому функционализму в реальном времени служит проект Алвара Аалто для Выборгской библиотеки (1927–1935 гг.), который претерпел глубокую трансформацию по сравнению с первоначальным предложением архитектурного конкурса 1927 г. (во многом благодаря Гуннару Асплунд) в строго функционалистское здание, построенное восемью годами позже в пуристическом модернистском стиле под влиянием Ле Корбюзье
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|