Interested Article - Книга монаха Неофита
- 2020-12-04
- 1
Книга монаха Неофита ( молд. ꙟнфрунтарѣ жидовилѡр ) — антисемитский памфлет , написанный Неофитом — предположительно, греческим монахом . Известна также под названиями «Опровержение еврейской веры», «Изуверское убийство: Разоблачения греческого монаха Неофита, бывшего иудейского раввина» и «Христианская кровь в обрядах современной синагоги». Книга является одним из источников « кровавого навета на евреев » в российской истории. Впервые была издана под названием «Ынфрунтаря жидовилор» (Înfruntarea jidovilor) в 1803 году на молдавском языке в Яссах от имени рождённого под именем Ноях Бельфер монаха Неофита .
Содержание
В тексте автор утверждает, что евреи тайно употребляют кровь христиан в религиозных целях. Это делается из-за ненависти к христианам и веры в целебные свойства христианской крови. Автор пишет, что христианская кровь употребляется евреями в обрядах брака и обрезания , в покаянии и при смерти, а также в праздники Пурима и Пасхи . Автор также утверждает, что Талмуд предписывает евреям ненависть к христианам: требует проклинать их, присваивать имущество, разрушать церкви и т. п.
Общий объём текста — примерно 30 тысяч знаков.
История
Согласно мнению сторонников «кровавого навета», монах Неофит жил во второй половине XVIII — начале XIX века . По собственному утверждению, он до 38 лет был раввином , а затем принял христианство и поступил в греческий монастырь.
По словам автора, отец в 13 лет передал ему «тайну крови» и взял клятву никому об этом не рассказывать под страхом неминуемой смерти, кроме одного из своих будущих сыновей — наиболее твёрдого в иудейской вере .
Книга от имени Неофита была издана в 1803 году на молдавском языке, а через 15 лет там же на новогреческом под заголовком «Опровержение религии евреев и их обрядов Священным Писанием Ветхого и Нового Завета». Издана на русском языке в Санкт-Петербурге в сокращённом виде в 1912 году как «Изуверское убийство: Разоблачения греческого монаха Неофита, бывшего иудейского раввина» и в 1914 году под названием «Христианская кровь в обрядах современной синагоги» .
Сочинение Неофита подробно цитировалось в так называемой Записке о ритуальных убийствах 1844 года . Книга использовалась в деле Бейлиса в качестве доказательства экспертом со стороны обвинения Иустином Пранайтисом . . Также на книгу Неофита ссылались такие известные националистические публицисты как В. М. Пуришкевич и обильно цитировавший её в своей книге «Терновый венец России: История русского народа в XX веке» Олег Платонов .
Критика
Фольклорист доктор филологических наук Александр Панченко считает, что, несмотря на совпадения с рядом польских источников, этот текст основан всё же на «несколько иной „наветной традиции“, чьи истоки следует искать в религиозной культуре православного греческого духовенства » .
Взгляды Неофита критиковал востоковед ( семитолог , гебраист ), историк и лингвист член-корреспондент Императорской Российской академии наук Даниил Хвольсон , отмечая в книге очевидные нелепости вроде фразы «раввины, хахамы и фарисеи , кои называются у евреев хассидимами», в которой Неофит назвал раввинов и фарисеев (это течение стало общепринятым в иудаизме и исчезло как отдельное понятие ещё во II веке н. э.) хасидами . Хасиды — представители нового направления в иудаизме, появились только через 1700 лет после исчезновения фарисеев. Неофит приписывал хасидам употребление христианской крови за 500 лет до появления хасидизма. Хвольсон отмечает, что среди евреев, перешедших в христианство, было некоторое количество настоящих раввинов, но почему-то интерес и доверие российская публика проявляла только к тем выкрестам , кто клеветал на бывших единоверцев .
Издания
- Изуверское убийство: Разоблачения греческого монаха Неофита, бывшего иудейского раввина / Пер. В. А. Комарова. — 2-е изд. — СПб. , 1913.
- Книга монаха Неофита. (Христианская кровь в обрядах современной синагоги) / Перев. с греч. Македонца. — СПб. : типография А. Суворина, 1914. — 4 гравюры, 51 с.
- Монах Неофит. Христианская кровь в обрядах современной синагоги // Кровь в верованиях и суевериях человечества / Сост. В. Ф. Бойков. — М. : София, 1995. — С. 445-466. — 480 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87316-017-1 .
Примечания
- ↑ .
- (англ.) . Дата обращения: 11 января 2016. 30 марта 2016 года.
- (англ.) . Дата обращения: 11 января 2016. 5 марта 2016 года.
- (англ.) . Дата обращения: 11 января 2016. 2 июля 2016 года.
- (рум.) . Дата обращения: 11 января 2016. 4 марта 2016 года.
- .
- .
- , с. 208.
- , т. 2, с. 303
- , с. 165.
- ↑ .
Литература
- Грутупс А. Бейлисада: дело об обвинении Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве / Пер. с латыш. В. Резонг. — Рига: Атена, 2007. — 472 с. — (Суд как искусство).
- // / авт.-сост. В. Э. Багдасарян , , ; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М. : , 2005. — С. 164—168. — 495 с.
- Кацис Л. Ф. Заключение // . — М. : Гешарим, 2006. — (Тень еврейского народа). — ISBN 5-93273-216-4 .
- Панченко А. А. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 104 . — С. 79—113 . — ISSN . 6 апреля 2017 года.
- Резник С. Е. // Вестник : журнал. — 25.11.1999. — № 24 (231) .
- Резник С. Е. // Заметки по еврейской истории . — 2008. — № 4 (57) .
- 2020-12-04
- 1