Антисемитизм в Новое время
- 1 year ago
- 0
- 0
Антисемитизм в современной Венгрии является частым феноменом. Во время коммунистического периода в Венгрии , антисемитизм не проявлялся в его классической форме. При коммунизме антисемитизм считался фашистской идеологией. После конца Второй мировой войны вся антисемитская литература была уничтожена. В 1989 году, во время переходного периода от коммунизма к демократии, в Венгрии снова появился антисемитизм. Новое появление антисемитизма подняло много дискуссий, среди них самым значимым стал вопрос о том, что послужило причиной нового всплеска антисемитизма именно в этот период времени. Среди причин упоминали экономическую и социальную ситуацию в стране, которая резко изменилась после провозглашения Венгерской Республики и падения советского режима. По другим источникам причиной роста антисемитизма стали гражданские права, которые получили венгры после смены режима на демократический, что позволило им больше не скрывать свою враждебность к евреям .
Поcткоммунизм и капитализм привели страну к национализму . Национализм в Венгрии включает расизм , ксенофобию, фундаментализм и антисемитизм. Национализм служит псевдоответом на социально-экономические и культурные проблемы. Утверждалось, что раскол социально-политической структуры в Венгрии отражал исторические противоречия между прогрессом и государственностью, эти противоречия создали ситуацию, в которой влиятельные группы пытались превратить антисемитизм в мобилизирующую силу. Клаус Хольц в своем понимании антисемитизма подчеркнул роль еврея как вечно угрожающего индивидуальности наций и уничтожающего национальную индивидуальность наций и общин. Этот образ еврея привел к восприятию евреев как виновных, а венгерскую нацию как их жертву .
На посткоммунистическом пространстве антисемитизм образовался в периферии и в основной массе. В периферии, антисемитские и неонацистские организации появились и контролировались венгерскими фашистами, проживающими заграницей. Среди венгерских неонацистских идеологов были радикально правые публицисты и писатели. Появились газеты Hunnia Füzetek и Szent Korona (Святая корона), они были первыми вернувшие антисемитские мотивы (кровавый навет) и соединили их с послевоенной риторикой, в частности с отрицанием Холокоста . В основной массе антисемитизм приобрел центральное место в общественном дискурсе и в центральных форумах общественной жизни. Дискуссии проводили представители интеллигенции, такие как István Csurka (Иштван Чурка), который принимал участие в деятельности антикоммунистической оппозиции и был видным политиком после смены режима в 1989 году.
В 21 столетии был замечен рост государственного антисемитизма в Венгрии и он приобрёл более широкий масштаб. Были зафиксированы физическое насилие, устные угрозы и оскорбления, направленные против евреев. Новый всплеск антисемитизма сильно отличался своим масштабом от его ранних проявлений в 1990-х. Одним из самых крупных представителей государственного антисемитизма является ультраправая партия «Йоббик» (За лучшую Венгрию) , партия получила 16,7 процента голосов на выборах 2010 года, затем на выборах 2014 года партия набрала 20,22 % голосов . Партия неоднократно подвергалась критике за антисемитские высказывания, так в 2012 году председатель партии Мартон Дьендьеши предложил правительству составить список опасных для безопасности страны евреев . Также члены партии выступили с инициативой провести перепись еврейского населения якобы в целях национальной безопасности. Лидер партии Габор Вона заявил о симпатиях партии к исламу : «Ислам — это последняя надежда человечества во тьме глобализма и либерализма» . Он же в своей книге назвал Гитлера «законченным продуктом либерализма».
Кроме того, в 2011 году была принята поправка в Конституцию страны, провозглашающая Венгрию государством венгров (в этническом смысле). Ультраправая субкультура сыграла большую роль в основании Венгерского антисемитизма в 21 столетии. Были открыты националистические магазины, в Венгрии прошли радикально-националистические и неонацистские фестивали. Современная антисемитская риторика была обновлена и распространилась, несмотря на это она всё ещё основана на антисемитских предубеждениях . Традиционные предрассудки и обвинения евреев включают в себя понятия еврейской оккупации, всемирного еврейского заговора, евреев считали виновными в подписании Трианонского договора , иудо-большевизме и обвиняли в кровавых наветах. В последние несколько лет это направление развивалось благодаря «палестинизации» (солидарности с арабами-палестинцами, живущими за пределами Израиля) венгров. «Палестинизация» является идеологией, основанной на том, что «преступления сионистов » не происходят только на Ближнем Востоке, но также распространяются на Венгрию. Идеология предполагает, что существует параллель между «геноцидом» палестинцев и судьбой венгров. Снова появились беседы о кровавых наветах, и распространились случаи отрицания холокоста. Финансовый кризис в Венгрии возродил фольклорную историю о «еврейских банкирах» .
Между 1994—2006 годами, 10 %-15 % венгров были ярко настроены против евреев. Антиеврейские взгляды нашли свое отражение в политике: антисемитизм вырос во время предвыборной кампании, а после выборов его уровень вновь понизился. Эта тенденция изменилось в 2006, опросы общественного мнения показали рост расовой нетерпимости начиная с 2009 года .
% | Год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1994 | 1995 | 2002 | 2006 | 2011 | ||
Еврейская интеллигенция контролирует прессу и культуру. | Полностью согласен | 12 | - | 13 | 12 | 14 |
Согласен | 18 | - | 21 | 19 | 21 | |
Существует еврейский заговор, евреи принимают политические и экономические решения. | Полностью согласен | 9 | - | 8 | 10 | 14 |
Согласен | 14 | - | 14 | 17 | 20 | |
Было бы лучше если бы евреев не было в стране. | Полностью согласен | 11 | 5 | 5 | 3 | 8 |
Согласен | 12 | 5 | 6 | 7 | 12 | |
В нескольких сферах занятности, надо ограничить количество евреев. | Полностью согласен | 8 | - | 3 | 5 | 7 |
Согласен | 9 | - | 9 | 10 | 12 | |
Распятие Христа является непростительным еврейским грехом. | Полностью согласен | 15 | 23 | 8 | 8 | 9 |
Согласен | 11 | 23 | 9 | 12 | 12 | |
Страдания евреев являются божьим наказанием. | Полностью согласен | 12 | 17 | 7 | 7 | 5 |
Согласен | 12 | 17 | 10 | 7 | 9 | |
Евреи чаще других наций готовы использовать махинации чтобы добиться своего. | Полностью согласен | - | - | - | 8 | 9 |
Согласен | - | - | - | 13 | 17 | |
Евреи живущие в стране более лояльны Израилю чем Венгрии | Полностью согласен | - | - | - | 8 | 12 |
Согласен | - | - | - | 15 | 15 |
По опросу АДЛ («Антиклеветническая лига») "Позиции в отношении евреев в 10 европейских странах"проведенному с 2 до 31 января 2012, высокий уровень антисемитизма был обнаружен в десяти европейских странах, включая Венгрию. По данным опроса, 63 процента венгров ответили «полностью согласен» на 3 из 4 традиционных антисемитских предрассудков. В 2009 так ответили 47 процентов, а в 2007-ом 50. Авраам Фоксман , глава АДЛ, выразил свою озабоченность ростом антисемитизма «В Венгрии, Испании и Польше, масштабы антисемитизма среди населения буквально выходят за рамки статистических графиков, что требует серьезной реакции от гражданских, политических и религиозных лидеров этих стран» .О результатах опроса 2007 года, Фоксман сказал
«Рост антисемитизма и высокий процент венгров, которые имеют негативные взгляды по отношению к евреям, вызывает опасения. Прошло более десяти лет с тех пор как Венгрия получила независимость, мы ожидали что подобные случаи уменьшатся, а не будут встречаться там часто» . Глобальные опрос АДЛ опубликованный в 2014 году показал что Венгрия является одной из самых антисемитских стран в восточной Европе, 41 % венгров придерживаются антисемитских взглядов. В отличие от других стран Европы, уровень антисемитизма в Венгрии выше среди молодежи (50 %) до 35 лет
Ученые расходятся во мнениях произошел ли посткоммунистический антисемитизм на фоне раскола структуры. Основной раскол случился между универсальной вестернизацией и специфическим национализмом. Этот раздел стал культурным кодом, который играет ключевую роль в политической мобилизации в Венгрии. В более широком контексте еврейского влияния на процесс вестернизации, по мнению Виктора Каради (венгерский социальный историк) отношение к еврейской общине стало одним из основных причин идеологического разлада . Профессор Ковач(András Kovács) напротив утверждает что замечен не только рост людей с антисемитскими взглядами, но и рост людей с антисемитскими взглядами, которые включают их в политический контекст и будут склонны в определённых случаях поддерживать антисемитскую дискриминацию. Этот Феномен связан с появлением партии «Йоббик» на политической арене. По словам венгерского историка, Андраса Ковача (Andras Kovacs), причины антисемитизма не сильно изменились за последние десять лет. Среди них являются: ксенофобия, уровень преступности, консервативность в вопросе закона и порядка, и национализм. Эти убеждения были коррелятивно связаны с антисемитизмом и объясняли его влияние. Более того, как показали ранние исследования, была найдена маленькая корреляция между антисемитскими предрассудками и социодемографическими и экономическими факторами. Эти позиции выражаются по-разному в разных социальных ситуациях и в разных регионах Венгрии, разница в позициях взаимосвязанна с степенью поддержки «Йоббик» в разных городах.
Эти результаты привели к разработке альтернативной гипотезы, предполагающей что антисемитизм является результатом поддержки ультраправых партий, а не объясняет её. Анализируя ультраправую риторику в попытке подтвердить свою гипотезу, Ковач обнаружил, что главная цель антисемитского толка не в том, чтобы обратится к правительству с антиеврейскими требованиями, а в том чтобы разработать новый подход, который выделит его сторонников по сравнению с другими партиями на политической арене. Те, кто осуждает антисемитские настроения, представлены как сторонники нынешнего политического режима, в то время как те кто использует антисемитскую риторику, описывают себя как радикальная оппозиция существующему режиму, и пытаются извлечь как можно больше выгоды на пвсевдореволюционых обидах
Анализ антиеврейских предрассудков в современной Венгрии, в соответствие с социально-психологического причинною моделью, показал:
1.Антисемитские взгляды одинаково и независимо связаны с авторитаризмом и со взглядами родителей.
2. Авторитаризм является самой важной объясняющей переменной антисемитизма детей и их родителей
3. Социальные перемены могут повысить уровень антисемитизма
Во время посткоммунистической эпохи, без лишних заговоров появилась ультраправая субкультура которая укрепила позиции против Ромов . Появились много неонацистских националистических рок-групп. Они использовали расизм в своих песнях и пользовались нацистскими символами, группы HunterSS (охотникСС), белый шторм, Endlösung и другие. Эти и многие другие ВИА выступали на подпольных концертах, а также на скандально известном венгерском фестивале (MagyarSziget). Эти выступления частно сопровождались использованием запрещённой символики, лозунгов, одежды, значками и тд. Субкультура связана с требованиями националистов связанных с Трианонским ревизионизмом . Нарратив по которому Венгрия должна вернуться к границам которые у неё были до первой мировой войны и вернуть себе земли. Трианонский ревизионизм содержит также антисемитскую идеологию. Сторонники этой субкультуры говорят о превосходстве древней венгерской культуры, и следуют своему религиозному синкретизму , который является смесью дохристианского язычества с христианством в отличие от иудохристинского откровения. Ещё одним элементом субкультуры являются националистические организации по разным хобби и интересам, такие как гой байкеры и байкеры скита Среди других организаций следует отметить PaxHungaria незаконный военизированный Венгерский национальный фронт. Эта организация часто организует тренировочные лагеря для участников, участники считают себя последователями фашистской традиции
Риторика антисионизма , которая была распространена во время коммунизма, сохранилась после революции 1989 года. Она появилась вновь в виде антисемитизма. В ранние годы посткоммунизма часто встречался антисемитизм в средствах массовой информации, но его влияние было ограничено . По данным еврейских и не еврейских опросов общественного мнения, проведённых в последние несколько лет, антисемитизм в Венгрии усилился в последние годы, и участился в публичном дискурсе. Антисемитизм виден в СМИ и на улице, особенно часто антисемитские голоса звучат во время предвыборных кампаний . В венгерских газетах встречаются антисемитские выражения, в них венгерские евреи изображены как «чужие». Несмотря на это следует воспринимать антисемитизм как многосложный феномен, а не как что-то, что происходит только в правом секторе. По словам Яноша Гадо (JánosGadó), автора венгерско-еврейского Сзомбата, антисемитизм является проблемой и в левом секторе, там он выражается в критике политики Израиля ."Значительный процент антиеврейского риторики правых фракций в прессе исходит из антисиониских идей левого сектора. " Судя по этому Израиль агрессор, правительство состоит из расистов, которые ущемляют права палестинцев
Исследование об общине евреев Венгрии, проведенное в 1999 Институтом изучения венгерских меньшинств факультета социологии в Лоранд Этвёш (Университет в Будапеште), сформулировало серию вопросов в попытке понять в какой мере евреи оценивают антисемитизм в Венгрии. 32 процента респондентов считают процент антисемитизма в Венгрии низким, 37 назвали уровень антисемитизма высоким, 31 процент сочли уровень антисемитизма средним. В ответ на вопрос, видна ли тенденция роста или спада антисемитизма в последние годы, 63 процента сообщили, что на их взгляд уровень антисемитизма вырос. В попытке понять как респонденты составили свои мнения, стало ясно, что мнение об интенсивности и уровне антисемитизма в современной Венгрии у еврейской диаспоры основывалось в основном на репортажах из СМИ, а не исходило из личного опыта .