Золотые Ворота (мост)
- 1 year ago
- 0
- 0
Золотые двадцатые ( нем. Goldene Zwanziger ) — термин в историографии Германии для обозначения краткого периода истории с 1924 по 1929 годы, когда Веймарская республика достигла определённого уровня стабильности, восстановила экономику и добилась международного признания . Аналог понятия « Ревущие двадцатые » в других западных странах.
Название отражает экономический подъём мировой конъюнктуры в 1920-е годы и символизирует период расцвета немецкого искусства, культуры и науки. Конец «золотым двадцатым» положила Великая депрессия 1929 года. Настоящим голосом эпохи стал публицист Курт Тухольский , твердивший об опасности сохранения в обществе неизжитых антидемократических тенденций, которые вскоре, действительно, привели к власти нацистов .
Версальский договор , заключённый по результатам Первой мировой войны , принёс Германии голод, эпидемии, безработицу и катастрофическое положение в секторе медицинского обеспечения. Смертность новорождённых достигала 14 %, что было самым высоким показателем в Европе. Политические убийства, жертвами которых стали в частности Маттиас Эрцбергер и Вальтер Ратенау , а также ненависть и призывы к насилию характеризовали германскую политическую культуру начала двадцатых годов XX века . Гиперинфляция 1923 года, народные волнения, их насильственное подавление и путчи (см. Капповский путч , Пивной путч , Рурское восстание и Мартовское восстание 1921 года ) привели к многочисленным жертвам.
Введением рентной марки удалось остановить гиперинфляцию. Последствия Версальского договора были смягчены Планом Дауэса и Планом Юнга . Началась фаза экономического подъёма. За период с 1924 по 1930 годы Германия получила в виде займов около семи миллиардов долларов — по большей части от американских финансистов. Займы шли на платежи по репарациям и на расширение дорогостоящей социальной сферы, служившей образцом для всего мира. Промышленность, долги которой обесценились вследствие инфляции, получала миллиардные кредиты на замену оборудования и модернизацию производства. Объём промышленной продукции, составлявший в 1923 году 55 % уровня 1913 года, к 1927 году возрос до 122 %. Впервые за послевоенное время уровень безработицы опустился ниже миллионной черты . Рост индексов в 1923—1928 годах почти во всех секторах не только превосходил показатели во всех других европейских государствах, но и, несмотря на уменьшение территории Германии, довоенные достижения страны. В 1928 году доходы населения превысили уровень 1913 года почти на 20 % .
Политическую напряжённость между Германией и Францией в значительной мере сняли Локарнские договоры . Неожиданный Рапалльский договор с РСФСР (а позже — по соглашению от 5 ноября 1922 — с другими республиками СССР ) вернул Германию в международное сообщество. Вступление Германии в Лигу Наций способствовало политической нормализации.
По мере стабилизации политической и экономической обстановки на смену немецкому экспрессионизму в изобразительных искусствах, музыке, кино пришло традиционалистское течение — « новая деловитость » ( Neue Sachlichkeit ). Его представители искали возврата к традициям довоенного реализма, а иногда даже классицизма, не забывая при этом об уроках авангарда. По наблюдению И. М. Фрадкина , «новая деловитость» была не столько художественным течением, сколько жизнеощущением современной эпохи, пришедшей на смену полосе революционных потрясений и военных лишений . Художники той поры подняли на щит лозунг функциональности:
Взамен архаических критериев красоты, взамен смешения чувств и экзальтированной духовности призывали видеть красоту времени в документе, факте, прикладной полезности предмета .
Э. Мендельсон , Б. Таут , Э. Май и другие ведущие архитекторы продолжали рационалистические традиции Баухауса ; образцом функционализма той поры может служить жилой квартал « ». Крупнейшим явлением литературной жизни стал роман-коллаж Дёблина « Берлин, Александрплац » (1929) — детальный репортаж из жизни подонков столичного общества. Критики видели в подчёркнуто беспристрастном тоне адептов «новой деловитости» отказ от гуманистических идеалов, цинически отрешённое принятие всех болезней человека и общества как неизбежности, торжество материального начала над духовным .
В Берлине, Гамбурге и других крупных городах Германии получили небывалую популярность кабаре , андрогинные звёзды которых носили костюмы противоположного пола, практиковали стриптиз , распевали непристойные песни, танцевали перед публикой на столах. Наибольшим успехом пользовалась Анита Бербер . Марлен Дитрих запечатлела образ звезды такого кабаре в фильме 1930 года « Голубой ангел ». Гротескно окарикатуренные образы берлинской ночной жизни сохранили полотна Отто Дикса и Георга Гросса . Атмосферу начала 1930-х в Германии передают автобиографический роман К. Ишервуда « Прощай, Берлин » и основанная на нём кинолента Боба Фосса « Кабаре » (1972).