Постмодернистский феминизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Исламский феминизм является одной из форм феминизма , связанный с ролью женщины в исламе. Он направлен на полное равенство всех мусульман, независимо от пола, в общественной и частной жизни. Сторонники движения стремятся подчеркнуть глубокие корни учения равенства в религии и создать более равное и справедливое общество .
В некоторых мусульманских странах главами государств и премьер-министрами становились женщины: Беназир Бхутто в Пакистане, Маме Мадиор Бойе в Сенегале, Тансу Чиллер в Турции, Качуша Яшари в Косово и Мегавати Сукарнопутри в Индонезии .
В начале VII века в исламском обществе были проведены реформы в области прав женщин, которые затронули такие аспекты, как брак , развод и наследование. [ уточнить ссылку 1950 дней ] . Женщины не пользовались таким правовым статусом в других культурах, в том числе в странах Запада [ уточнить ссылку 1950 дней ] . Оксфордский словарь по исламу пишет, что с возникновением ислама в арабском обществе произошло улучшение положения женщин, включая запрет на убийство новорождённых девочек и признание женщины в полной мере личностью . По исламским законам, брак уже рассматривается не как состояние, а как договор, в котором было необходимо согласие женщины [ уточнить ссылку 1950 дней ] [ уточнить ссылку 1950 дней ] . Женщины получили право наследования, при том что ранее правом наследства обладали только родственники мужского пола.
Несмотря на то, что феминистское движение возникло сравнительно недавно, в исламском обществе были те, кто выступали за улучшение прав женщин. Среди них средневековый мистик и философ Ибн Араби , который утверждал, что женщины могут достичь высокой духовной станции так же, как и мужчины [ неавторитетный источник ] , а также Нана Асмау , дочь реформатора XVIII века дана Фодио Усмана , которая настаивала на увеличении грамотности среди мусульманок [ страница не указана 1950 дней ] .
Современное движение исламского феминизма началось в XIX веке. Иранская поэтесса Тахире была первой современной женщиной, которая предприняла толкование Корана . Она родилась и выросла в традиционной мусульманской семье, позже стала видным членом «Женской веры", во время которого она открыто осудила многоженство, ношение чадры и другие ограничения, возложенные на женщин. Одной из её самых известных цитат является её высказывание: «Вы можете меня убить, когда только захотите, но вы не можете остановить освобождение женщин» .
Египетский юрист Касим Амин , автор освобождения 1899, его часто называют отцом египетского феминистского движения. В своей работе Амин критикует некоторые из распространенных практик в обществе таких, как многоженство, паранджу, то есть сегрегацию по признаку пола в исламе. Он говорил, что это противоречит истинному духу ислама. Его работы оказали огромное влияние на политические женские движения в исламском и арабском мире, и которые читают и по сей день.
Менее известны, однако, женщины, которые последовали за феминисткой критикой Амина. В статьях женской прессы в Египте начали появляться высказывания, выражающие подобные опасения, также как и первые вопросы Амина в 1892 году. Европейские феминисты читали статьи египетских, турецких, иранских, сирийских и ливанских авторов, и обсуждали их значимость для Ближнего Востока в общей прессе [ уточнить ссылку 1950 дней ] .
Айша Абд аль-Рахман , пишущая под псевдонимом Бинт аль-Шати («Дочь берега реки»), была второй современной женщиной, которая предприняла толкование Корана, и хотя она не считала себя феминисткой, её работы отражают феминистские темы. Она начала производить популярные книги в 1959 году, тогда же, когда Нагиб Махфуз опубликовал свою аллегорическую и феминистскую версию о жизни Мухаммада . Она написала биографии женщин в исламе, в том числе о матерях, женах и дочери пророка Мухаммеда, а также литературную критику [ страница не указана 1950 дней ] .
« Арабская весна » заметно подстегнула активизм и движения за правовые реформы среди женщин . С недавних пор исламские феминистки начали выступать за равенство в мечети и равенство в молитве [ источник не указан 1950 дней ] .
Начиная с 2010-х годов исламский феминизм стал развиваться в постсоветском Азербайджане и в постсоветских среднеазиатских республиках, особенно в Кыргызстане , Казахстане и Узбекистане .
Женщины играли важную роль в основании многих исламских учебных заведений, например, Фатима аль-Фихри в 859 году основала университет аль-Каравин . Согласно сирийскому историку Ибн Асакиру в XII веке появилась возможность для женского образования. Он писал, что девушки и женщины могли учиться, зарабатывать иджазу (учёную степень), а также квалифицироваться как учёные ( улемы ) и учителя. Это было особенно характерно для учёных и научных семей, которые хотели обеспечить максимально возможное образование для своих сыновей и дочерей .
Рабочая сила в Халифате имела различные этнические и религиозные особенности. Мужчины и женщины работают по различным специальностям, а также участвуют в различных видах экономической деятельности [ уточнить ссылку 1950 дней ] . Женщины были заняты в широком спектре коммерческой деятельности и разнообразных профессиях [ страница не указана 1950 дней ] Например, в первичных секторах, как фермеры, вторичных, как например, строители, маляры, счетчики и т. д.), а также в третичном секторе, в качестве инвесторов, врачей, медсестёр, президента гильдий, торговцев, кредиторов, учёных и т. д.). > [ уточнить ссылку 1950 дней ] [ страница не указана 1950 дней ] . Мусульманские женщины также провели монополию в отдельных отраслях текстильной промышленности , в крупнейших в то время и наиболее специализированных и ориентированных на рынок промышленности, в профессиях, таких как прядение, окраска, и вышивка. Для сравнения, женские права собственности и наёмного труда были относительно редки в Европе до промышленной революции в XVIII—XIX веков .
Согласно биллю о правах женщин, женщины, как правило, имеют меньше юридических ограничений в соответствии с исламским правом (шариатом), чем в некоторых западных правовых системах до 20-го века. Например, в рамках традиционного толкования шариата, женщины имеют право сохранить свою фамилию при вступлении в брак, наследовать и дарить в наследство; самостоятельно управлять своими финансовыми делами, а также заключать браки и подавать на развод. С другой стороны, ограничения на правоспособность замужних женщин в соответствии с французским законом имели место до 1965 года . В отличие от западного мира, в ходе XV-го века и ранее, где развод был сравнительно редким явлением, развод ( таляк ) в мусульманском мире являлся более распространенным явлением в некоторых местах в те времена чем, например, на Западе. В султанате мамлюков и ранней Османской империи, уровень разводов выше, чем она является сегодня в современном Ближнем Востоке, по крайней мере, по данным одного исследования . В XV веке в Египте, Аль-Сахави записал семейную историю 500 женщин, и обнаружили, что по крайней мере треть всех женщин в султанате мамлюков в Египте и Сирии были замужем несколько раз, со многими брак был по три или более раз .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Ряд западных СМИ заметили идеологическую проблему многих исламских феминистских организаций из западной Европы и США. В частности факт того, что под предлогом феминизма многие активисты борются с исламофобией в западном сообществе, за право мусульман открыто практиковать веру. Одновременно они выступают активными критиками сионизма , игнорируют угнетение мусульманами женщин из религиозных меньшинств, например езидок . Данная точка «исламского феминизма» поддерживается многими западными либеральными движениями и либеральными/феминистскими средствами массовой информации. Тем не менее данные активисты де-факто поддерживают патриархальные установки в исламе, отрицают мизогинию внутри исламской диаспоры или считают её незначительной, наоборот, пропагандируя пуританское видение женщины, как скромной домохозяйки и слуги мужа, что на корню противоречит идеологии феминизма. Это становится причиной идеологического конфликта с феминистскими организациями в исламских странах, чья идеология базируется на борьбе с патриархальными установками исламского сообщества .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Рашель Фосетт с сайта Аль-Джазира заметила что среди многих жителей мусульманских стран само слово «феминизм» вызывает ассоциацию с доминирующей, агрессивной и ненавидящей семейные ценности женщиной. Негативное отношение хотя и во основном основывается на домыслах и стереотипах, однако подталкивает на зачастую необоснованно враждебное отношение против обозначенной группы .
Консервативные мусульмане, выступая против феминизма и любых идей, связанных с правами женщин чаще всего прибегают к крайне популярной исламской риторике — идеи исторической эмансипации женщин более 1400 лет назад, согласно которой с приходом ислама, права и статус женщин заметно повысились в сообществе, чем в эпоху арабов-язычников. А нынешние феминистские движения — это ничто иное, как попытка нарушить статус-кво , приписанную в исламе роль женщины. Риторика исторической эмансипации используется часто для того, чтобы обесценить и замолчать нынешние проблемы, с которыми сталкиваются женщины в мусульманских странах . Исламские феминистки же в оправдание своей позиции указывают на проблему широкой интерпретации коранического письма, который исламисты интерпретируют в пользу как можно большего количества ограничений для женщин и оправдания законности домашнего насилия против женщин. Исламские феминистки исходя из интерпретаций коранического письма же наоборот придерживаются идеи того, что Коран продвигает гендерное равенство начиная с повседневной жизни и гражданских институтов, заканчивая участием в политической жизни .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|