Interested Article - Радоницкая неделя
- 2021-11-10
- 1
Радоницкая неделя ( Радуницкая неделя , церк. Фомина неделя ) — праздничная неделя в народном календаре славян , начинавшаяся на Красную горку , и заканчивающаяся в субботу.
«На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется» . Проводятся «радостные весенние поминки». Несколько раз в году славяне предки почитали членов своего рода — «тех, кто навечно отошёл на небеса» . На Украине и юге России считалось, что с Пасхи или с Чистого четверга и до Радуницы покойники посещают своих близких и далёких родичей . На Пасху ( Велик-день ) они разговляются, а на Радуницу их необходимо проводить «в Ирий и на охрану нив и урожая» . Лишь «неприкаянные» — те, что умерли неестественной смертью или некрещёными, отправляются в леса и реки .
В эти же дни принято одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам. Эти дни считались свадебными, сговоры и сватовство старались приурочить до наступления мая, когда играть свадьбы считалось плохой приметой .
Названия недели и дней
Неделя: рус. Радоницкая неделя, Радуницкая неделя, Радонки, Проводная неделя , Неделя обновления ; укр. Поминальний тиждень, Бабські проводи, Весняна радість ; укр. гуцул. Провідная неділя ; полес. Вархушовая неделя, Гаркушная неделя, Красная неделя, Мёртвая неделя, Проводный тыждень, Яркосная неделя, Новая Неделя, Да́рниковая неде́ля ; болг. Томина неделя ; словен. Beli teden .
Воскресенье: рус. Красная горка, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье , костр. Радуница ; укр. Провідна неділя, Радуниця, Радовниця, Радунець, Гробки, Поминки, Батьківський Великдень ; полес. Артусное воскресенье, Аркушо́ва неделя, Да́рнико́вое воскресенье, Дарна́я няде́ля, Деды радульные, Пробудная неделя, Проводная неделя, Ра́до́вница, Ра́дульница .
Понедельник: рус. Радуница ; укр. Гробки, Могилки, Бабський Великдень, Поминки, Проводи , Радовница, Радульные деды ; полес. Гаркуши́, Дедовица, Дзеды радасные, Деды радужные, радоницкие, Воловские проводы ; серб. Ускрс покоjника, Побушени понедељак, Побусаниjе, Ружичало, Ружичара .
Вторник: рус. Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье , Навий день, Усопшие Радаваницы ; укр. Радовница, Радульные деды , Бабський великдень ; полес. Гаркуши́, Гра́довица, Градовни́цы, Громни́цы, Красная горка, Навска́я ра́дуница, По́минки, Про́воды правди́вые, Про́воды справедли́вые, Ра́довый день, Ра́дониница, Ра́дуница, Ра́дуга, Ро́дичи .
Среда: полес. Громни́цы, Громничная середа, Сухая середа .
Пятница: укр. галиц. Провідна п’ятниця .
Суббота: рус. Вьюнец, Вьюшник ; укр. Дідова субота .
Красная горка — первый день
В этот день девушки устраивали первое весеннее гуляние. Игры и гулянья проходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник .
Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки . По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку», неся в руках деревянную ласточку .
Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России . Кроме того, Красная горка — это популярный день для заключения браков , для венчания . Русская пословица говорила: «На Красную Горку девок разборка» .
В Верхнем Поволжье канун (суббота) или Фомино воскресенье назывались « Вьюнишник » или «Кликунишно воскресенье» — «водили вьюна» под окнами молодых, таким образом отмечая их вступление в сообщество взрослых супружеских пар . Мораване с Фомина воскресенья начинали играть свадьбы .
В восточной части белорусского Полесья проводные обряды Фомина воскресенья осмысливались как «проводы Пасхи». На Брестщине и примыкающих к ней регионах Волынской и Ровеньской областей в начале недели совершались «проводы зимы» (ср. праганять зиму в Литву ) . В Брестской области ( с. Спорово ) в воскресенье идут к берегу озера со старыми стёртыми вениками ( диркачами ) и кидают их в воду приговаривая: «А киш, зима, до Кракова. До нас придэш однакова. А киш, зима, до Киева. Бо нам лито покинула» . В селе Хомутино Алтае на Красную горку «Пасху зажигали» — привозили на гору солому и зажигали её, таким образом провожая Пасху .
«Радованье» покойников — второй и третий день
По «красным горкам» за деревенскими околицами происходили молодёжные гулянья . В Полесье говорили: «У панедéлок рáданишные деды прáвиш, а ва ўтóрак идéш на мóгилки» .
На Радоницу (во вторник) после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали по могиле крашенные яйца, поливали могилы пивом (позже — вином или водкой). Часть яиц отдавали нищим с просьбой помянуть предков, а сами накрывали могилы рушниками , на который ставили разную еду. Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершими, семья садится вокруг могилы. Женщины причитают. Потом и они садятся вместе с другими. Выпив пива или вина, все едят кушанья, которые принесены на могилу. Возвратившись с погоста старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни и девки, иногда и семейные пары, водят хороводы, играют в горелки , поют песни, веселятся .
В Сербии, а также у хорватов Венгрии понедельник относится к числу поминальных — в этот день посещают кладбища. На северо-востоке Болгарии понедельник также считается поминальным днём; у болгар Бессарабии после возвращения с кладбища пожилые люди танцевали, чем и заканчивалось поминовение .
Прогулки заневестившихся девушек
В течение недели устраивались праздничные прогулки заневестившихся девушек. Женихи, в свою очередь, выходили на смотрины, совершавшиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами распускающихся деревьев. Бывает и так, что на месте «зеленых смотрин» происходит и самое рукобитье . Местами существовал обычай (например, в Костромской губернии), позволяющий парням, в честь Матери-Сырой-Земли, обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто какую обольёт, тот за неё и должен был свататься. Кто не сделает этого, тот считался «лихим обидчиком», похитителем чести девичьей. В Густинской летописи так рассказывалось о подобном обычае: «От сих единому некоему богу на жертву людей топяху, ему же и доныне по некоих странах безумныя память творят: собравшиеся юнии, играюще, вметают человека в воду, и бывает иногда действом тых богов, си есть бесов, разбиваются и умирают, или утопают; по иных же странах не вкидают в воду, но токмо водою поливают, но единако тому же бесу жертву сотворяют» .
От Фоминой недели до Ивана дня — «хмелевые ночи» , Ходит Яр-Хмель по ночам. Это самое весёлое время деревенской молодёжи. Молодёжь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней. «Ходит Ярилушка по тёмным лесам, бродит Хмелинушка по сёлам-деревням. Сам собою Яр Хмель похваляется: Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее — без меня, весёлого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает…». «На кого Ярило воззрится, у того сердце на любовь запросится...» .
Вьюнец, последний день
На Фоминой неделе справлялся «Вьюнец» , или «Вьюшник». Этот старинный обряд состоял в хождении под окнами с «вьюницкими» песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну. Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами; непосредственных исполнителей обходных песен нередко сопровождали зрители. Обряд напоминал зимние колядки . Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигалась из конца в конец селения и начинала «искать вьюнца и вьюницу» (молодых). Причём молодёжь это делала утром, а семейные мужчины и женщины — вечером. Стучались под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодожёнов, там от непрошеных гостей отделывались тем, что, подавая несколько яиц, христосовались с кем-нибудь из них. Где же молодая пара, — там пелись специальные песни .
Девицы разыгрывали хороводы , а молодцы бились на кулачки и боролись один на один, песни пели перед таким домом до тех пор, покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников, иногда денег детворе. После этого старшой из певунов-весельчаков затягивает благодарственную песню .
Хор молодых голосов после каждого стиха подпевал: «Вьюнец-молодец, молодая!» — чем и заканчивалось чествование новобрачных до следующего дома с молодожёнами, где повторяется то же самое .
Окликание дождя
В Тульской и Костромской губерниях на Радуницкой неделе в сёлах и в городах окликали первый дождь. Когда дождь начинался, то они умывались дождевой водой. Если же сверкнёт молния, на двор выходили девицы и женщины и также умывались дождём, считая, что это придаст им красы и молодости .
В Болгарии в среду проводился обряд Мара Лишанка с целью призвать благодатный весенний дождь и защитить посевы от града .
Поговорки и приметы
- Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радонице .
- Весёлая Масленица — беспросыпная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница .
- Пили на Масленице, с похмелья ломало на Радонице .
- Масленые пьяные песни о голодный Велик-Пост разбиваются, колокольным постным звоном глушатся, а радоницкие-вьюнишные по красным горкам раздаются, с семицкими-девичьими перекликаются .
- «Родители из могил теплом дохну́ли» — говорили при первом проблеске весны .
- Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует .
См. также
- Радоница
- Красная горка — воскресенье Радоницкой недели
- Антипасха — церковные обряды воскресенья Радоницкой недели
- День Жён-мироносиц — воскресенье после Радоницкой недели
- Вьюнишник
Викитека :
Примечания
- ↑ , с. 402.
- ↑ , с. 241.
- ↑ , с. 110.
- , с. 242.
- , с. 53.
- , с. 404.
- ↑ , с. 390.
- ↑ , с. 189.
- , с. 34, 72, 78, 195, 204, 206.
- , с. 11.
- , с. 61, 75, 77, 200.
- ↑ , с. 403.
- , с. 185.
- , с. 61, 68, 70, 125, 152, 182, 200, 205, 206, 207.
- , с. 70, 207, 242.
- ↑ , с. 111.
- ↑ , с. 187.
- , с. 67.
- , с. 85.
- , с. 250.
- , с. 195.
- , с. 69–70.
- , с. 245.
- , с. 88.
- , с. 425–426.
- , с. 244.
- .
- ↑ , с. 247.
- , с. 247–248.
- , с. 191.
- , с. 657.
- ↑ , с. 248.
- , с. 157.
- , с. 583.
- , с. 246.
Литература
- Агапкина Т. А. . — М. : Индрик , 2002. — 816 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
- Радуница / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 389—391. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Фомина неделя / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 402–404. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
- Блинова Г. П. Русские народные праздники (теория и история): учебн. Пособие. — М. : Вузовская книга, 2000. — 168 с. — ISBN 5-89522-083-5 .
- Власова М. Н. Русские суеверия: энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука, 2000. — 669 с. — ISBN 5267003794 .
- (укр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
- Громыко М. М. // . — М. : Институт русской цивилизации, 2007. — С. 254 . — ISBN 978-5-902725-05-3 . 4 марта 2016 года.
- Дубровина С. Ю. . — Тамбов, 2012. — 213 с. от 17 мая 2017 на Wayback Machine
- Зуева Т. В. Русский фольклор. Словарь-справочник. — М. : Просвещение, 2002. — 334 с. — ISBN 5-09-011134-0 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 241—248.
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 425—426.
- Мельников-Печерский П. И. . — Проспект, 2013. — 644 с. — ISBN 5392127797 .
- Сахаров И. П. . — СПб. : Издание А. С. Суворина, 1885.
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 4). — М. : Университетская типография, 1839. — 40 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик , 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
- Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // . Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — М. : Издательство ВГУ, 2005. — С. 7—21 .
- Щербакова О. С. . — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. — 188 с. — ISBN 5-901897-25-0 . от 8 апреля 2018 на Wayback Machine
Ссылки
- 2021-11-10
- 1