Interested Article - Фотина Самарянка
- 2021-04-30
- 2
Му́ченица Фоти́на Самаря́нка , также Фоти́ния Самаряны́ня , Жена-самарянка ( греч. Φωτεινὴ ἡ Μεγαλομάρτυς ἡ Σαμαρείτιδα ) — женщина- самаритянка , у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности ( Самария - Сихарь ) о мессианском служении Иисуса. История её встречи с Иисусом описана в Евангелии от Иоанна ( ). В Православной церкви она почитается с именем Фотины (Фотинии).
Притча о воде живой
Иисус рассказал женщине о себе в иносказательной форме как об источнике живой воды , испив которую, человек становится освобожденным и готовым к новой жизни. Так же, как и в истории с Никодимом , притча построена в форме вопроса и ответа. Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что « Иудеи с Самарянами не сообщаются ». Тогда Иисус сказал, что если бы она знала кто к ней обращается, то сама просила бы у него воды живой. На вопрос о том, откуда у него вода, был дан следующий ответ:
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
— Ин.
Далее женщина самарийская спрашивает у Иисуса, где же должно им поклоняться всевышнему Богу. Так как в библейской истории самаряне были потомками от смешения евреев и хананейских народов , иудеи не сообщались с этим народом, считая их полукровками. Традиционно самаряне поклонялись единому Богу Яхве на горе Гризим , а иудеи в Иерусалимском Храме . Различия в местах поклонения и религиозных обрядах провели явное разделение между этими двумя родственными народами. Но Иисус возвещает ей о наступлении нового времени:
Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
— Ин.
Женщина говорит, что ей известно что должен прийти « Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все » и Иисус в ответ говорит — « Это Я, Который говорю с тобою ».
Традиция Восточной церкви
В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина ( Светлана ). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году . Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Одним из эпизодов её мучений было, что с неё содрали кожу и бросили в колодец .
Её память совершается в греческой Православной церкви в 5-ю Неделю по Пасхе (Неделя о самаряныне) и 26 февраля (григорианский календарь) ; в Русской — 20 марта ( 2 апреля ) .
В византийском обряде воспоминанию истории встречи Христа и самарянки посвящена пятая пасхальная неделя (воскресенье), в амвросианском — первое воскресенье Великого поста .
Изобразительное искусство
Сюжет беседы Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений раннехристианского искусства. При его изображении буквально следуют евангельскому тексту, помещая у колодца фигуру женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца Иисуса Христа, беседующего с женщиной. К примерам наиболее ранних изображений этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (около 250 года , сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина ( IV век ), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана ( VI век ) .
С VI века происходит изменение в изображении композиции — Иисуса Христа начинают изображать сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово , VI век). К XII—XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на её учительном значении (например роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью , 1380-е годы).
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (1730-е) даёт следующее указание по изображению данного сюжета :
Христос сидит на камне. Позади Его стоят удивленные апостолы. Пред ними виден кладезь. У устья его стоит женщина. В левой руке она держит бадью, а правую простерла ко Христу, поставив пред собою водонос. Христос благословляет её.
Музыка
Этому сюжету посвящён известный гимн в стиле соул Jesus Gave Me Water , который входит в репертуар таких афроамериканских артистов, как Сэм Кук , B.B. King , The Soul Stirrers , .
Примечания
- .
- . Дата обращения: 27 декабря 2019. 27 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 27 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
- Квливидзе Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 687—688. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 .
- . Дата обращения: 1 августа 2010. 19 апреля 2012 года.
Литература
- Квливидзе Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 687—688. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 .
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 20. — С. 407.
Ссылки
- Архиепископ Аверкий (Таушев) .
- на сайте Православие.Ru
- 2021-04-30
- 2