Interested Article - День жён-мироносиц

День жён-мироно́сиц или Неде́ля святы́х жён мироно́сиц — переходящий праздник в православном календаре в честь жён-мироносиц , а также Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса Христа Никодима . В Русской православной церкви именуется «неделя 3-я по Пасхе» (неделя означает воскресный день, первая неделя по Пасхе — сама Пасха) .

В культуре восточных славян день считался бабьим праздником . В некоторых местах в этот день совершался обряд кумления . Обрядовой едой была «девичья», или «бабья» яичница . День завершал весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели .

Значение в православии

В этот день Православная церковь вспоминает святых жён — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Иисуса Христа . Жёнам-мироносицам первым явился воскресший Иисус. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!» .

В православной традиции жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.

Слово миpоносицы означает «носящие миро ». Это те женщины, которые в ночь воскpесения Хpиста спешили ко гробу с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на тело своего учителя. В то время как многие ученики Христа разбежались, опасаясь гонений, и сидели за закрытыми дверями «страха ради иудейского», эти женщины преодолели страх перед грозящими им опасностями и движимые любовью ко Иисусу отправились к его гробу, даже несмотря на то, что вход туда был завален камнем и иудейские начальники выставили стражу.

В Русской православной церкви этот день отмечается как праздник всех женщин-христианок .

Западные христиане называют жён-мироносиц , так как в Евангелии упомянуты три благочестивые женщины, и, в католической традиции, считается, что все они были по имени Мария.

Православные в этот день вспоминают Иосифа Аримафейского и Никодима , которые помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы — в воскресенье. На литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка ( Мк. ).

Современные православные женщины этот день почитают вместо Международного женского дня 8 марта .

Славянские традиции

Другие названия дня

рус. Маргоски, Моргосье , Жёны-мироносицы, Женский праздник , Бабий праздник ( белг. ), Бабья яичница, Бабья братчина (нижег.), Бабья неделя (костром.), Кумитное, Кумишное, Завивальное воскресенье (смол., белг. ), Маргошенье (смол.), Лалынки ( белг. ), Шапшиха ( яранск. ), Неделя святых жён мироносиц и Иосифа праведного ; церк.-слав. Неде́ля святы́х же́н-мироно́сиц ; белор. Бабскі свята ; укр. Неділя Жон-мироносиць ; сербохорв. Мироносице, Недеља мироносица .

Обряды и поверья

Яичница — главное блюдо бабьей братчины

Русские крестьяне считали, что в этот день все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной (Нижегородская губерния), бабьей неделей ( Кологривский уезд Костромской губернии). Необычно курское и смоленское название — маргоски , маргошенье ( маргосье ), которое, по-видимому, связано с диалектным словом маргосить (псков., твер.) в значении умильничать, кокетничать .

Жёны Мироносицы — женский праздник. Это яичницу жарят и курей режут. Одни женщины, девушки, только не мужчины. Собирались, кто кого позовёт .

Обычно накануне одна или несколько женщин собирали по дворам яйца и другие продукты. В Чухломском районе Костромской области разыгрывалось окликанье жён-мироносиц с обрядовым исполнением песен-окличек, в которых женщин приглашали выйти на крыльцо и вынести яйцо. Такие оклички проводились рано утром, до света. На мироносицкий день каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали общий молебен, причём платили за требу яйцами, иногда (редко) — льном. После обедни ближе к вечеру устраивалась совместная бабья пирушка. С песнями и плясками женщины гуляли до поздней ночи. Лишь иногда, в порядке исключения, к гулянью могли присоединиться мужья пирующих женщин .

Обычаи «жён-мироносиц» отличались даже в пределах одной губернии. В Рославльском уезде Смоленской губернии женщины, по случаю праздника, собирались за околицей . На выгоне на костре готовилась яичница; затем пели весенние песни. В некоторых уездах Смоленской губернии яичницу съедали с приговором: «Дай, Боже, чтоб нам лён уродился куделён!». В Смоленском, Краснинском, Ельнинском уездах этой же губернии ходили поочередно по домам, и в каждом готовилась яичница — таким образом женщины обходили все дома .

Особая страница в праздновании дня — поминальная, когда день или даже вся неделя отмечались как память по умершим. Например, каждый год с понедельника Мироносицкой недели в приходе с. Сергачская Ачка служится мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам. Обязательно посещается кладбище в субботу под жён-мироносиц в рязанском с. Аксеново Рыбновского района . При этом на могилах оставляют крашеные яйца .

Поминальные мотивы в празднике жён-мироносиц не случайны. Вероятнее всего здесь христианское празднование наложилось на более древний весенний женский праздник, который был соотнесён с аграрным культом и как частью его — с культом предков , в том числе и с почитанием птиц .

В Белоруссии третья после Пасхи неделя носит название жён-мироносиц, и начинается она с воскресенья, считавшегося когда-то «бабским праздником». В этот день женщины ходили с яичницей в поле и там, съев её, приговаривали: «Дай, Боже, чтоб наш лён урадился куделём » ( белор. Дай, Божа, каб наш лён урадзіўся кужалём ) .

По мнению И. Бесонова ( ), современное почитание дня, как женского («бабского») праздника, восходит к древней славянской традиции .

Поговорки и приметы

  • Козьма и Демьяна да Жён мироносиц — куриная смерть (режут кур) .
  • Мужики за пахоту, а бабы за стряпню (Рязан. губ.) .

Примечания

  1. , с. 32.
  2. , с. 26.
  3. . от 19 сентября 2017 на Wayback Machine ( pravoslavie.ru )
  4. . от 11 сентября 2017 на Wayback Machine (azbyka.ru)
  5. , с. 634.
  6. Дата обращения: 1 мая 2022. 1 мая 2022 года.
  7. .
  8. , с. 212.
  9. , с. 254.
  10. , с. 238.
  11. , с. 635.
  12. . Дата обращения: 2 октября 2017. 2 октября 2017 года.
  13. Дата обращения: 23 апреля 2018. 23 апреля 2018 года.
  14. Дата обращения: 2 октября 2017. 2 октября 2017 года.
  15. . от 17 февраля 2015 на Wayback Machine // БГЦНТ
  16. , с. 62.
  17. . Дата обращения: 11 июля 2017. 2 мая 2018 года.
  18. , с. 608.
  19. . Дата обращения: 18 сентября 2015. 5 марта 2016 года.
  20. , с. 24.
  21. , с. 257.
  22. , с. 634.
  23. , с. 99.
  24. , с. 634–635.
  25. , с. 635.
  26. , с. 25.
  27. , с. 523.
  28. , с. 200.

Литература

  • // Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII — начало XX в. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 32 . — ISBN 5-224-04008-6 .
  • Бессонов И. А. // Традиционная культура, 2016, № 1 (61). — М. : Центр культурных стратегий и проектного управления, 2016. — С. 18–28 . — ISSN .
  • Курица / Бушкевич С. П. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 60—68. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554-612 . 11 мая 2012 года.
  • Громыко М. М. // . — М. : Институт русской цивилизации, 2007. — С. 254 . — ISBN 978-5-902725-05-3 . 4 марта 2016 года.
  • Громыко М. М. . — М. : Молодая гвардия , 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  • Даль В. И. // Пословицы русского народа. — 1861–1862.
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • . Српски обичаjни календар за просту 2003 годину. — Београд: ЧИН, 2002. — 391 с. — (Библиотека Запис). (серб.)
  • Полищук Н. С. // / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука , 1999. — С. 602–615 . — ISBN 5-88590-309-3 .
  • / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3 .
  • Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб. , 1848. — 233 с.
  • Братчина / Терновская О. А., Толстой Н. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 256—257. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Тульцева Л. A. // / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука , 1999. — С. 615–645 . — ISBN 5-88590-309-3 .

Ссылки

Источник —

Same as День жён-мироносиц