Interested Article - Никола Вешний

Нико́ла Ве́шний — день народного календаря восточных и, в меньшей степени, южных славян, а также молдаван и румын , приходящийся на 9 (22) мая , когда православная церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца .

Другие названия

рус. Никола вешний, Никола летний , Никола с теплом , тёплый Микула с кормом [ страница не указана 2727 дней ] , Травный день, Никола травный, Никола милостивый, летний, мокрый, с теплом, тёплый, морской , Весенний Микола, Вешняя Микола ; болг. Сухи св. Никола .

Распространение почитания святителя на Руси

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году . Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.) . Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, (+ ок. 1098 года) . По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси этот праздник появляется в 1092 году .

Свою версию происхождения праздника приводит П. И. Мельников в 1874 году [ страница не указана 2727 дней ] :

Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитанье Ильи Громовника , а почитанье Волоса , скотьего бога, — на святого Власия , так и чествованье оратая Микулы Селяниныча перевели на христианского святого — Николая Чудотворца . Оттого-то на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний праздник Николаю Чудотворцу, которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери Сырой Земли , что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных праздника рядом сходятся: первый день «Микулы с кормом» (9 мая по ст. ст.), другой день (10 мая по ст. ст.) « именины Матери Сырой Земли ».

Традиции

« Во лузяхъ ». Русский лубок. XIX в.
Б. Кустодиев . Костёр. Ночное. 1916
В. Ф. Тимм . Дети качаются на доске. XIX век.

К Николаю Чудотворцу обращаются с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он считается старшим и самым близким к Богу угодником. Крестьяне верили в чудеса Николы и в то, что святой их «охраняет»; до сих пор бытуют не канонизированные молитвы, где к святому обращаются как к Богу: «Господи, святой Микола, услышь мене, помоги мене…» .

Николин день у крестьян считался важной датой в сельскохозяйственном календаре, поскольку и сам Николай Чудотворец чрезвычайно почитался православными . Этот святой стал своеобразным «наследником» языческого бога Велеса — «скотьего бога», покровителя земледелия и домашних животных .

Так, например, св. Николай во многих районах считался покровителем лошадей, поэтому 9 мая по старому стилю у православных нередко называли «конским праздником». Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберёг табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье .

В некоторых местах устраивались т. н. «никольщины» — мужские сборища, на которых чествовали пастухов и погонщиков. Никольщину справляли в избах, в поле — в ночном, или у погоста . В этот день парни в первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров устраивали пир: привозили водку, закуску, обязательно жарили яичницу, а после заката солнца приходили девки. Всю ночь водили хороводы, пели песни и плясали .

В районах, граничащих с Белоруссией, праздник состоял из нескольких частей: за неделю до Николы начинали готовить пиво; накануне Николы чествовали ; самую николыцину праздновали 9—12 мая. Во время братчины вёлся мирный разговор про хозяйство, семейные и общественные дела. Песни пелись преимущественно семейные, хвалебные хозяину и хозяйке, супругам, роду, с пожеланиями счастливой жизни и множества детей. Помимо этого проводили гульбище , 12 мая «цыганили». Как бы продолжая никольщину, на Духов день справляли «троичёнка» .

У лошадников и вообще владельцев скота принято было в Николин день проводить различные охранительные ритуалы, защищающие животных от хищников и прочих бед. Например, чтобы волки не тронули скот, хозяева совершали особые магические действия, как бы возводившие преграду между волком и его добычей: втыкали нож в стол или в порог, клали в печь железо, накрывали камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока», и т. п.

Кроме того, крестьяне соблюдали ряд обязательных запретов: не ставили изгородей в период между днями св. Юрия и св. Николая, не ели мяса на Николу Вешнего, не передавали в этот день из дома ткаческие орудия и не занимались снованием, «чтобы волки не развелись вокруг стада» .

Русские старожилы Приангарья к Николе вешнему коллективно готовили пиво и организовывали «пир» ( братчину ). Русские Прииртышья связывали с этим днём обряд закликания весны — обращались к Христу с просьбой помочь Иртышу освободиться от льда .

Чтобы летом избежать засухи и града, в Николин день у восточных и южных славян принято было устраивать крестные ходы в поля и молебны у колодцев, сопровождаемые прошениями о дожде. После обходов купались в реке, плескались и обливались водой. Болгары и македонцы в этот день водили « пеперуду » — ряженую в зелень девочку, которую у каждого дома обливали водой, вызывая таким образом дождь .

На Украине говорили, что на святителя Николая «вся вода освящается», а до этого срока плескаться в реках и озёрах запрещалось, иначе «с человека верба вырастет» (то есть человек утонет, и верба вырастет над его прибрежной могилой)

В Белгородской (Ракитянский район) и Кемеровской областях на Николу Вешнего зафиксирован обряд кумления :

Девки кумятся, в саду черемуховом столы накрывают, платками меняются, яишницу делают. У нас деревня была больше 600 домов, и все вместе собирались: оттедова идут с гармонями, отседова. Делали яишницу, булки хлеба вон какие напекут. Вот и сидят в саду, там и поют, и пляшут и девки, и парни. Девки сами все готовили, все ели потом. А другому и мать еду приготовит, парень еслив. А ребята и орехов нанесут, и узюму. Кедровые орехи уже богатый парень берёт.

с. Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской обл. 1992 г.

В Могилёвской губернии также «на Миколу» девки ходили в лес кумиться. В роще разводили костёр и на сковороде жарили яичницу. Обряд, напоминающий вознесенско - троицкие кумления . Однако, в отличие от последних, здесь принимали участие не только девушки, но и женщины разных возрастов .

Хождение в жито

Поскольку Николай Угодник почитался как покровитель плодородия, к его празднику были приурочены так называемые « » — ритуальные обходы полей и осмотр посевов. Крестьяне считали, что в канун своего праздника сам Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти. Во время обхода угодий крестьяне по особым приметам судили о будущем урожае. Дождь на Николин день считали «великой милостью Божией», предвестием удачного года .

Весенне-летний обряд обхода полей совершается в основном от Пасхи до Троицы и Иванова дня, когда злаки достаточно подросли или начали колоситься .

Народный образ святого Николая

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа) .

По народным верованиям славян, Никола — «старший» среди святых, входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога . В легенде из белорусского Полесья говорится, что «сьвяты Микола не тольки старей за ўcix сьвятых, да мабыць и старшы над ими <…> Сьвяты Микола божы насьледник, як Бог памре (sic), то сьв. Микалай чудатворец будзе багаваць, да не хто иншы». Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.) .

У восточных и западных славян образ Николы по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может контаминироваться с образом Архангела Михаила . У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря», сближается с образом Георгия Победоносца .

Основные функции Николы (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению Б. А. Успенского , о сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества Волоса (Велеса) .

Поговорки и приметы

  • До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи — не тужи
  • Батюшка Никола! Давай дождя большого! На нашу рожь, на бабий лён, поливай ведром! .
  • Попроси Николу, а он Спасу скажет .
  • Никола Угодник — это великий праздник!
  • Каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего .
  • Пришла наша Никола, не видала я никова, пришёл и Дух , я увижу сразу двух (Псков) .

См. также

Примечания

  1. .
  2. Примечания на стр. 40, к книге А. Н. Афанасьев от 26 мая 2015 на Wayback Machine
  3. , с. 455.
  4. .
  5. , с. 47.
  6. , с. 324.
  7. Архиепископ Филарет . Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. // Издание: СПб. , 1882, с. 122.
  8. Митрополит Московский и Коломенский Макарий . от 24 сентября 2015 на Wayback Machine / от 30 августа 2012 на Wayback Machine . Т. II. // Издание: СПб. , 1889, с. 229.
  9. Дата обращения: 30 марта 2012. 1 мая 2012 года.
  10. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 254.
  11. , с. 104.
  12. , с. 78.
  13. , с. 274.
  14. , с. 125.
  15. , с. 80-81.
  16. , с. 113.
  17. , с. 43.
  18. , с. 35–51.
  19. , с. 415.
  20. , с. 104.
  21. , с. 53.
  22. (недоступная ссылка) // Газета Бабр.ру, свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ТУ 38-00116 от 17 марта 2009 г.
  23. , с. 54.
  24. , с. 114.
  25. , с. 446.
  26. , с. 398.
  27. , с. 398–399.
  28. , с. 399.
  29. Успенский Б. А. от 12 июля 2017 на Wayback Machine
  30. , с. 282.
  31. , с. 100.
  32. , с. 103.
  33. .

Литература

  • Агапкина Т. А. . — М. : Индрик , 2002. — 816 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
  • Хождение в жито / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 446–449. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
  • Атрошенко О. В. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
  • Николай / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 398—401. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Волк / Гура А. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 411—418. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Гура А. В. Волк // Славянская мифология. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 103—104. — 416 с.
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — М. , 1879. — Т. 2.
  • Добровольский В. Н. Значение народного праздника «свечи» // Этнографическое обозрение . — М. , 1900. — № 4 . — С. 35—51 .
  • Дубровина С. Ю. . — Тамбов, 2012. — 213 с. от 17 мая 2017 на Wayback Machine
  • Золотова Т. Н. Локальные особенности и место в общерусской традиции календарных праздников русских Тоболо-Иртышского региона // Гуманитарные науки в Сибири . — Новосибирск: Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 2000. — № 3 . — С. 51—56 . — ISSN .
  • Иванов В. В. , Топоров В. Н. Николай Угодник // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 274 . — ISBN 5-7195-0057-X .
  • Калинский И. . — М. : Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3 .
  • Логинов К. К. // Кижский вестник № 9 / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2004.
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
  • Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. — М. : Типография Александра Семена, 1856.
  • Мельников-Печерский П. И. . — М. , 1875.
  • Назаренко А. В. «Никола вешний»: новое об обстоятельствах установления на Руси памяти святителя Николая Мирликийского 9 мая // Церковь в истории России. — М.: ИРИ РАН, 2016. Сб. 11: К 70-летию Н. Н. Лисового / Отв. ред. А. В. Назаренко. — С. 258‒284.
  • / Сост., вступит. статья и примеч. Е. И. Лутовиновой. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 200 с. — ISBN 5-202-00193-2 .
  • Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. — СПб. : Азбука, 2000. — 367 с. — ISBN 5-267-00435-9 .
  • Фурсова Е. Ф. . — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН , 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6 . от 29 мая 2007 на Wayback Machine
  • Фурсова Е. Ф. Традиционно-бытовые особенности культуры белорусов-переселенцев конца XIX-начала XX в. (по материалам этнографических экспедиций) // Белорусы в Сибири. — Новосибирск: Изд. СО РАН , 2000.
  • Шангина И. И. Многоликая Россия XIX начало XX в. — СПб. : Лики России, 2010. — 319 с. — ISBN 978-5-87417-334-0 .
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М. : Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X .

Ссылки

  • . — Памятные даты на pravoslavie.ru
  • // Российский Этнографический Музей
Источник —

Same as Никола Вешний