Interested Article - Троицын день
- 2020-12-14
- 1
Тро́ицын день ( Троица ) — праздник в народном календаре у славян .
В славянской народной традиции Троицей называется и отмечается как праздник либо один день — в воскресенье, либо три дня — с воскресенья по вторник . В целом праздник Троицы у славян входит в число «троицких праздников» наряду с Преполовением , Вознесением , Семиком , Зелёными святками и собственно самой Троицкой неделей . Отдельные дни недели, следующие за русальной, празднуются во избежание засухи, града или как поминки по нечистым покойникам (четверг), а также Петровское заговенье . У славян праздник Троицы завершает весенний цикл праздников и начинается новый — летний сезон праздников . Ещё в XIX веке украинцы и литвины Духов день праздновали в воскресенье, а Троицын день в понедельник .
Другие названия
рус. Троица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (белгород., воронеж.) , Сямик (курск.) , Гулино (костром.), День берёзки (сиб.), Цветная Пасха , Русалии, Русалия , рус. тамб. Зелянец , Клечальное воскресенье , Именины земли-матушки ; укр. Зелена неділя , Клечальна неділя , Турица (галиц.), Семик, Русалка, Мавский Великдень ; белор. Тройца , Сёмуха, Зелянец , Духаў дзень , Зелёны святкі ; полес. Клечанье ; польск. Zielone Świątki , Palinocki ( подляш. ), Sobótki (ю.-пол.); чеш. Letnice, Zielený svátki ; словацк. Zielené sviatky, Svatégo Ducha, Turíce ; болг. Петдесетница, Света Троица, Духовден ; серб. Духови, Троjице , Богородица Русалија , Пресвета ; хорв. Duhovi ; словен. Bincosti .
Обряды восточных славян
Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко - Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик , Троицкую субботу , Троицын день . Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды . В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Иногда Зелёными святками называли только Семик , а местами — Троицкую неделю . В Прикамье три дня считались праздничными :
Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница.
Считается, что праздник Троицы был введён в обрядовую практику Русской Православной церкви в начале XV века Сергием Радонежским . В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс полностью завершился к XIX веку. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком , в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье . В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды (« майское дерево », «встреча русалок»). В старину [ когда? ] этот праздник отмечался на протяжении шести дней — с четверга по вторник (см. Зелёные святки ).
Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы» . Основными составляющими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации , поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи ) выходят на свет из земли .
Украинцы считали, что Троицу празднуют потому, что в этот день Господь сотворил Землю и засеял её растениями .
В этот день пекли пироги и караваи , завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей , молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах . В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор .
Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье — старинные белые, в понедельник — сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы или присаживались, старались показать себя со всех сторон — так называемые «невестины смотрины» .
В селе Ураково Красненского района Белгородской области парни дарили своей невесте трость, сделанную из дерева («разновидность клёна»). Вот как описывают старожилы её изготовление: «Палочку срезают, кору с неё снимают. Ножиком наскребают махор такой, что его и в пригоршню не возьмёшь. Каждый парень дарил своей девушке трость. А девушки, придя домой, разукрашивали её разными цветами. Девушки ходили с такими тростями по улице и пели песни. Такие трости делали ещё наши прапрадедушки» . На Троицу пели песню «Камыш — трава, ключевая вода» (с. Роговатое ), а под неё ребята «звенели» (били) в косы .
В Курской области весенне-летние гуляния проводились за пределами села. Троицкие карагоды (хороводы), были самыми многолюдными и длительными. Посещение карагодов занимало центральное место в праздновании Троицы. Они начинались после обеда и длились до заката солнца в течение всех трёх праздничных дней: воскресенья, понедельника и вторника . В карагодах участвовали преимущественно молодые неженатые люди, но также могли принимать участие и уже состоящие в браке, «которые заядлые», «любители» .
В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника , 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца . Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами .
Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды . Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка — символа девичества .
В Белоруссии одна из самых уважаемых на селе женщин, хорошо знающая обряд, собирала девушек, желавших вступить в девичью компанию, участвовать в девичьих посиделках с парнями и принять хозяйственные обязанности взрослого члена семьи. Какого-то определённого возраста не было, но мнение родителей обязательно учитывалось . В берёзовой роще девушки пели заклички, завивали в виде арки вершины или ветви берёз, водили хороводы и проводили обряд кумления : две подружки на пару проходили под берёзовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой. Там же проводили ритуальную трапезу — жарили яичницу .
Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу — только девушки, а на Петров день — девушки с парнями. В южно-русских районах ( Калужская , Орловская , Курская , Костромская , Тульская , Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось « крещением кукушки » .
Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего . «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года .
В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение , Семик , Троицу, Духов день или Петра-Павла .
Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть, накануне Петровского поста ) .
Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы . В селе Солдатское Нижнедевицкого уезда собранные на Троицу и высушенные травы прикладывали к больному месту, лечили скотину .
В Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки .
Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы» . Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы . В некоторых локальных традициях она считалась последним днём пребывания русалок рядом с людьми, в других — как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые , которых называли « дяды ». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний на Троицу мелом ставили над оконными и дверными притолоками кресты .
В тех местностях, где верили, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи, опасались ходить по одному по полям, лугам и вообще за околицей. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, завлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц .
В Верхне-Омской волости Томской губернии у сибиряков были свои понятия о праздничных днях Троицы: 1-й день Троицы считался «для Леса» и назывался «лесным» (воскресенье), 2-й день создан «для Земли» (понедельник), 3-й день был предназначен «для Воды» (вторник) и включал соответствующие запреты на стирку, полив и прочее . В Пермской области Троицын день почитали как праздник леса, и считали, что в этот день лес именинник. Поэтому до этого дня не ломали ветки для веников .
В белорусском Полесье на Троицкой неделе обливали друг друга водой ( белор. Абливаха на траецкай неделе, у святках, абливалися вадой, шчоб дошч шоў ). Также поступали и в Воронежской области: «Обливались водой. Это делали для того, чтобы пошёл дождь» .
Сохранились описания украинского обычая середины XIX века «Водить Тополю» (на украинском тополь женского рода — то́поля ). Девушки выбирали самую статную из своих подруг, привязывали ей поднятые вверх руки к палке, обильно украшали венками, бусами, лентами, красочными платками и водили по селу и полям, где колосилось жито с припевами:
Стояла тополя край чистого поля;
Стій, тополонько! Не развивайсь,
Буйному вітроньку не піддавайсь!
Когда девушки заходили на двор, «тополя» низко кланялась хозяевам, а хозяева угощали девушек. «Тополе» же давали подарки или деньги «на ленты». Пожелание «Тополи» считались пророческими, а встретить её считалось к счастью .
Троицын день у русских
У русских День Святой Троицы (чаще просто Тро́ица ) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы (см. Семик , Русальная неделя ). В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков .
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками . Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям .
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи .
Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в « Евгении Онегине »
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
и у Сергея Есенина :
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…
В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия .
Троицкие короли у словаков
В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы ( словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná ), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уважением со стороны односельчан .
Вождение быка у поляков
У поляков в некоторых польских зонах центральным персонажем троицких обрядов был бык. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд воловьей свадьбой ( польск. wolowe wesele ). В Куявии бык, покрытый попоной, с венком из цветов на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречало всё село .
Поговорки и приметы
- Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом ( укр. Трійця трьома святами багата: квітами, травами й рум’яним літом ) (укр.).
- «Бог Троицу любит» (сиб.).
- «Троица — три дня строится» (сиб.).
- «От Троицы до Успения хороводов не водят» .
- «Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья» .
- «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок» (воронеж.).
См. также
Примечания
- ↑ , с. 320.
- , с. 143.
- ↑ , с. 5.
- ↑ . Дата обращения: 4 ноября 2017. Архивировано из 7 ноября 2017 года.
- , с. 20.
- , с. 84.
- , с. 258.
- , с. 8.
- Исторические записки, Том 3 — Пенза: Пензенский государственный педагогический университет, 1999 — С. 231
- , с. 352.
- , с. 36.
- , с. 609.
- , с. 105.
- , с. 188.
- , с. 122.
- , с. 540.
- ↑ , с. 103.
- , с. 31.
- , с. 126.
- , с. 89.
- , с. 345.
- , с. 13.
- , с. 124.
- , с. 636.
- , с. 142.
- , с. 53.
- , с. 144.
- , с. 229.
- , с. 143.
- ↑ , с. 150.
- ↑ .
- ↑ , с. 204.
- , с. 53.
- , с. 23.
- , с. 128.
- ↑ , с. 200.
- .
- , с. 106.
- , с. 345.
- , с. 574.
- Коренева А. В. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- , с. 366.
- , с. 51.
- , с. 577.
- , с. 578.
- , с. 6.
- , с. 5.
- , с. 31.
- , с. 159.
- , с. 106.
- , с. 80.
- . Дата обращения: 14 апреля 2014. 24 сентября 2015 года.
- от 4 декабря 2013 на Wayback Machine // РЭМ
- от 17 апреля 2014 на Wayback Machine // РЭМ
- от 19 июля 2011 на Wayback Machine // РЭМ
- Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М.: Просвещение, 1982.
- Заря, или зоря — растение любисток семейства Зонтичные ( Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М.: Просвещение, 1982)
- Дата обращения: 24 мая 2014. Архивировано из 16 октября 2011 года.
- , с. 130.
- , с. 166.
- , с. 273.
- , с. 90.
- , с. 146.
- ↑ , с. 10.
- , с. 534.
- , с. 280.
- , с. 18.
Литература
- / Е. С. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 424. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9 .
- Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. Институт славяноведения РАН . — М. : Индрик, 2002. — 816 с. — ISBN 5857591420 .
- Троица / Агапкина Т. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 320–325. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
- Атрошенко О. В. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Современный писатель, 1995. — Т. 1. — 1221 с. — ISBN 5857591420 .
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Современный писатель, 1995. — Т. 3. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2 .
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
- Богуславский В. В. Пиры // Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. XVII век. — М. : Олма-Пресс, 2004. — Т. 2 . — С. 150—152 . — ISBN 5-224-03660-7 .
- Громыко М. М. . — М. : Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2 .
- // Пословицы русского народа / В. И. Даль . — 1862.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Дубровина С. Ю. . — Тамбов, 2012. — 213 с. от 17 мая 2017 на Wayback Machine
- . — М. : Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
- Зимина Т. А. . Русские праздники и обряды . Российский Этнографический музей.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 278—284.
- Костомаров М. І. / Упоряд., приміт. І. П. Бетко, А. М. Полотай; вступна ст. М. Т. Яценка. — К. : Либідь, 1994. — 384 с. — (Літературні пам’ятки України). — ISBN 5-325-00183-3 . — Укр., рос, мовами.
- Котович Оксана. TUT.BY (26 апреля 2010). Архивировано из 21 ноября 2010 года.
- Кошелев Я. Р. Весенне-летние народные праздники на Смоленщине. — Смоленск: СГПУ , 2001. — 154 с. — ISBN 5-88018-244-4 .
- Кривчикова Н. В. // Традиционная культура Старооскольского района Белгородской области. — «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 25. – Сборник научных статей и фольклорных материалов / Сост. и науч. ред. В. А. Котеля. — Белгород: ГБУК « БГЦНТ », 2014. — С. 3—12 .
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. — М. : Типография Александра Семена, 1856.
- Мельников П. И. (Андрей Печерский). Часть третья // В лесах. — Полное собрание сочинений. — СПб. : издание т-ва А.Ф. Марксъ, 1909. — Т. 3. — 526 с.
- Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. — М. : Государственный институт искусствознания, 1998. — 56 с.
- Попов А. В. . — Рипол Классик. — 408 с. — ISBN 5518069669 .
- Русская народная поэзия: обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста: К. В. Чистов, Б. Е. Чистова. — Л. : Художественная литература, 1984. — 526 с.
- / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 828 с. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-009558-3 .
- Русский народ. Будни и праздники. энциклопедия / Сост. И. И. Шангина. — СПб. : Азбука-классика, 2003. — 558 с. — ISBN 5-352-00650-6 .
- Сахаров И. П. . — СПб. : Издание А. С. Суворина, 1885.
- / гл. ред. В. Б. Крысько. — М. : Наука, 1997. — С. 258. — 298 с. — ( Российская академия наук . Институт русского языка ). — ISBN 5-02-011266-6 .
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 1). — М. : Университетская типография, 1837. — 243 с.
- Соколова В. К. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука, 1979. — 286 с.
- Солодовникова, Н. В. // Традиционная культура Белгородского края. – Вып. 2. – Красненский район. – Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционной тетради» / Ред.-сост. В. А. Котеля. — Белгород: ГУК « БГЦНТ », 2008. — Вып. 22 . — С. 18—28 .
- Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб. , 1848. — 233 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
- Бык / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 272—274. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Фурсова Е. Ф. . — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН , 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6 . от 29 мая 2007 на Wayback Machine
- Хорватова Э. Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян // Славянский и балканский фольклор. Институт славяноведения и балканистики Академии наук СССР / Отв. ред. Н. И. Толстой . — М. : Наука, 1989. — 272 с. — ISBN 5-02-011351-4 .
- Сайгатка-2003: календарные праздники и обряды русских Чайковского района Пермской области. Конец XIX-первая половина XX в. Сборник фольклорно-этнографических материалов / сост. А. В. Черных . — Пермь: Пермский обл. краеведческий музей, 2003. — Т. 1. — 144 с.
- Шангина И. И. . — М. : Азбука-классика, 2004. — 270 с. — ISBN 535200984X .
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А. С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Виноградова Л. Н. Тројице // / Редактори Светлана M. Толстој , Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — 695 с. — ISBN 86-7494-025-0 . (серб.)
- . — Вінніпег: Український Національний Видавничий Комітет, 1957. — Т. 4. Літній цикль. — 283 с. (укр.)
- Катовіч А., Крук Я. Летнія святы. Книга 1. Навуковае выданне. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2009. — 368 с. — ISBN 978-985-6029-99-1 . (белор.)
- Календар српских народних обичаја и веровања : за просту 1994. — Ваљево: Ваљевац, 1994. — 230 с. (серб.)
- Олійник О. Світ українського слова : навч. посіб. Ін-т Українознавства ун-ту ім. Тараса Шевченка. — К. : Хрещатик, 1994. — 416 с. — ISBN 5-7707-0324-6 . (укр.)
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)
- Супруненко В. П. Ми українці. Енціклопедія українознавства. У 2-х кн. — Дніпропетровськ: Дніпрокнига, 1999. — 412 с. — ISBN 966-7691-05-5 . (укр.)
Ссылки
- // Российский Этнографический Музей
- (culture.ru)
- (culture.ru)
- (youtube.com)
- 2020-12-14
- 1