Interested Article - Победобесие
- 2021-06-14
- 1
Победобесие — уничижительный термин, используемый для описания «гиперболического празднования» Дня Победы в России . Порой также называется «культом Победы» . Победа Советского Союза над нацистской Германией особенно активно стала эксплуатироваться в России в пропагандистских целях для оправдания агрессивной политики и усиления милитаризма в период путинизма .
Неологизм
Слово «победобесие» образовано с помощью объединения двух основ — «победа» и «бес» . Термин «победобесие» был придуман священником Георгием Митрофановым в 2005 году в качестве реакции на события, связанные с празднованием 60-летия победы СССР в войне с нацистской Германией , и впоследствии стал интернет-мемом . Данный окказионализм приобрёл популярность в 2014 году после аннексии Россией Крыма и начала войны в Донбассе . Он может применяться в отношении лиц, празднующих День Победы . Смыслом термина также является критика мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы в России . Другое значение слова «победобесие» связано с критикой таких акций или действий, которые связывают идею праздника Дня Победы с недостойными, аморальными явлениями и поступками . В 2015 году началась масштабная кампания по интеграции термина в информационное пространство Рунета , был опубликован видеоролик «Победобесие», открыто дискредитирующий сам Праздник Победы. В 2018 году был запущен сайт «Победобесие». Термин активно распространяется, его применяют в том числе к спортивным мероприятиям, он переходит из социальных сетей в СМИ .
Как отмечается в исследовании компании «Крибрум», с 2014 года 256 тысяч пользователей опубликовали 537 290 сообщений с термином «победобесие» в социальных медиа, в аккаунтах СМИ и различного рода сообществах, из них только 37 % (239 407) были оригинальными, остальное являлось перепечатками и репостами. За весь период количество просмотров составило более 429 млн. Основная роль в распространении сообщений с упоминаниями термина «победобесие» с 2014 по 2016 год, как указано в исследовании, принадлежит преимущественно украинским авторам, при этом с 2017 по март 2020 года количество российских авторов составляет уже более половины .
История
Главным государственным праздником Советского Союза было 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции , а 9 мая не было праздником в период с 1948 по 1965 год. В брежневскую эпоху День Победы стал важным праздником, отчасти помогавшим узаконить «больную» советскую систему. Со временем советская победа во Второй мировой войне заменила Октябрьскую революцию как «историю в сердце» Советского Союза, оставаясь объединяющей историей и в хаотической постсоветской России .
Пропаганда и Путин
У нас не выкорчеваны корни советского тоталитаризма. Все эти герои, с кем Хрущев не расправился, я имею в виду со Сталиным он расправился, Молотовым и его приспешниками, всем остальным и памятники стоят, и улицы названы. То есть наш человек в смысле символическом живёт в советском мире. Поэтому апелляция к советским нормам — наказание за недоносительство, ответственность с 14 лет, кстати говоря, происходит «победобесие», вместо того, что «праздник со слезами на глазах», когда так действуют, то заталкивают новую посткоммунистическую Россию в советское вчера…
День Победы стал ещё более центральным праздником при президенте России Владимире Путине , который, по мнению критиков, взрастил «„культ“ Великой Отечественной войны » . Россия при Путине также использовала язык победы Советского Союза над нацистской Германией для оправдания российской агрессии по отношению к Украине . Великая Отечественная война, по словам Шона Уокера из The Guardian , постепенно стала «центральным элементом концепции Владимира Путина о российской идентичности за два десятилетия его правления» . Российский эксперт по пропаганде и историк Ян Гарнер утверждает, что Путин реконструировал советский «культ Великой Отечественной войны» «в манере, имеющей все признаки религии», и что «государственный культ Второй мировой войны — был включен в православное христианство, и наоборот» . Джулия Дэвис, обозреватель российских СМИ, описывает победобесие как «нездоровую одержимость военной мощью и прошлыми победами» .
Выступая в День Победы в 2000 году, вскоре после того, как стал президентом, Путин обратился к группе ветеранов, заявив: «Благодаря вам мы привыкли быть победителями. Это вошло в нашу кровь. Также помогите нашему поколению в мирное время, помогите нам построить сильную и процветающую страну» .
По данным Euromaidan Press, победобесие стало «одной из самых важных частей пропаганды» в путинской России .
Тимоти Снайдер считает, что «День Победы» стал в путинской России прежде всего символом противостояния с « загнивающим Западом » и что россияне все ужасы войны приписывают украинцам и Европе (украинцы в этой модели — «язычники, коллаборанты и фашисты») .
Канадский историк русского происхождения Дмитрий Бергер отметил: «Те, кто любят поговорить о некой Великой Победе советского народа, не знают или не желают знать, что прошедшие и пережившие эту войну люди так о ней не думали. Великими были только поражения, трагедии и страдания. И великим было облегчение, что весь этот великий ужас, наконец, кончился. Найти величие, находясь в окружении развалин, разрухи и десятков миллионов трупов, человек, сохранивший хоть толику здравого ума, не мог».
Известные элементы, отождествляемые с победобесием, включают в себя «добавление башенки из папье-маше к коляске своего ребёнка, чтобы она выглядела как танк, или надписи „На Берлин“ на своих автомобилях» . В последние годы такие лозунги, как « Можем повторить », стали популярными .
Признаки и причины
Признаками явления обозреватели называют внедрение знаков победы в войне и атрибутики войны в контексте остальных проявлений российской культуры, несовместимых с памятью о погибших. В качестве примера военные символы широко применяются в рекламе водки и бытовых товаров, анонсах «праздничных концертов» в ночных клубах с полуобнаженными девушками . Культ войны приучает с детства к идеи, что война — это приемлемо . По мнению Ильи Колмановского, одна из причин в попытке играть на чувствах враждебности к тому, кого считают причиной своих неудач:
Каждый год 9-го мая в России ура-патриотическая истерия достигает пика. День Победы в путинской России давно перестал быть «праздником со слезами на глазах», превратившись в державно-патриотический шабаш и инструмент продвижения «русского мира» за пределами страны.
Ключевой компонент — ресентимент , унижение. Советский и постсоветский человек жил идеей принадлежности к мировой сверхдержаве, это помогало совладать с грустной реальностью — дефицитом, отсутствием вертикальных лифтов, пренебрежением твоими правами на всех этапах, когда каждый общественный институт от школы до пенсии направлен на унижение и подавление тебя. Зато была принадлежность к великой державе. Возникла комбинация из этого ресентимента и умело пользующейся им власти. Власть раздувала ресентимент не затем, чтобы Россия вставала с колен, а чтобы укреплять свой контроль: нас все обидели, унизили, обманули, у нас забрали союзные республики, разные ресурсы. Нам нужна такая власть, которая пускай нас самих подавит, раздавит, перемелет в фарш, но вылепит такую державу, где нам будет не обидно, что нас перемололи в фарш
Бюджетная поддержка на государственном уровне
Реализация и поддержка культа победы проводится на высшем государственном уровне, средства государственной поддержки из бюджета РФ направляются в виде социальных грантов, согласно распоряжению президента РФ от 05.04.2016 , и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом РФ, где наибольшие суммы грантов были выделены на создание культа и чествования памяти Второй мировой войны, изучение проблем евразийского союза, фонда изучения новейшей истории Европы и подготовку специалистов в этой области.
Явную и открытую поддержку получили во втором полугодии 2016 года такие организации, как «Автономная некоммерческая организация по сохранению и поддержанию военного, исторического и культурного наследия планеты» (2,8 млн), «Краснодарская краевая общественная военно-патриотическая поисковая организация Ассоциация поисковых отрядов „Кубаньпоиск“» (1,5 млн), Саратовская областная общественная организация "Союз поисковых отрядов «Искатель» (1,5 млн); Региональная патриотическая общественная организация «Бессмертный полк — Москва» (5 млн); Общероссийский союз общественных объединений «Русское военное братство» (4,9 млн); Свердловская областная общественная молодёжная организации «Ассоциация патриотических отрядов „Возвращение“» (1,5 млн); Смоленское областное отделение Международного общественного фонда «Русский фонд мира», Общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» (7,5 млн) . Кроме грантовой помощи общественным организациям, создается социальная реклама , проводятся торжественные концерты .
Примечания
- ↑ Волчок К. В. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13 , вып. 6 . — С. 142 . — ISSN . 9 мая 2023 года.
-
↑
Marques, Clara Ferreira (10 May 2022).
.
Washington Post
. Bloomberg.
из оригинала
9 мая 2022
. Дата обращения:
25 июля 2022
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) -
Kireev, Maxim (6 July 2022).
. Spiegel.
из оригинала
8 мая 2023
. Дата обращения:
25 июля 2022
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) -
↑
Walker, Shaun (6 May 2022).
. Guardian.
из оригинала
8 мая 2023
. Дата обращения:
25 июля 2022
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - ↑ Данилова Е. А., Суляк С. Г. // Русин. — 2021. — Вып. 66 . — С. 253 . — ISSN . 9 мая 2023 года.
- Чарыкова И. А. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14 , вып. 11 . — С. 3412 . — ISSN . 9 мая 2023 года.
- . Победобесие . Дата обращения: 9 мая 2023. 11 мая 2018 года.
- Сковородников А. П., Копнина Г. А. // Вопросы лексикографии. — 2021. — Вып. 20 . — С. 109 . — ISSN . 9 мая 2023 года.
- , с. 10—16.
-
Snegovaya, Maria (11 May 2020).
. Center for European Policy Analysis.
из оригинала
25 июля 2022
. Дата обращения:
25 июля 2022
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - . svoboda.org (6 мая 2016). 8 мая 2023 года.
-
Garner, Ian (8 May 2022).
. The Globe and Mail.
из оригинала
8 мая 2023
. Дата обращения:
25 июля 2022
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - от 8 мая 2023 на Wayback Machine , published 6 May 2022.
-
Hrytsenko, Hanna (5 May 2022).
. Euromaidan Press.
из оригинала
8 мая 2023
. Дата обращения:
25 июля 2022
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - 17 августа 2018 года. 06 Травень 2015 radiosvoboda.org
- Бергер Д. 17 августа 2018 года. 05.05.15
- . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- . lenta.ru . Дата обращения: 10 января 2017. 12 января 2017 года.
- . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- facebook.com (9 мая 2017). 6 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- . publication.pravo.gov.ru . Дата обращения: 11 июня 2017. 6 июня 2017 года.
- . nbfond.ru . Дата обращения: 11 мая 2017. 19 мая 2017 года.
- . nbfond.ru . Дата обращения: 11 мая 2017. 14 мая 2017 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 11 июня 2017. 3 марта 2020 года.
- . 1tv.ru . Дата обращения: 11 июня 2017. 13 июня 2017 года.
Литература
- . — М. , 2020. — 45 с.
Ссылки
- 2021-06-14
- 1