Interested Article - Валеология
- 2021-11-07
- 1
|
В этой статье
проблемы с адекватностью изложения
маргинальных теорий
.
|
Валеоло́гия (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — направление в альтернативной медицине и педагогике , основной задачей которого является комплексное изучение индивидуального здоровья человека (социально-экономического, медицинских, экологических и др. его аспектов) .
Р. М. Баевский рассматривал валеологию как развитие теории адаптации на базе идей медицинской кибернетики ; в частности, утверждал, что введённая им донозологическая диагностика является частью валеологии .
Э. Н. Вайнер утверждал, что в теоретических исследованиях целью валеологии является «изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни»; практически значимые цели валеологии он видел «в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья» .
В околонаучных течениях этим термином стала также обозначаться некая «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека .
Некоторые специалисты-медики причисляли валеологию к « альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям» .
Исторические замечания
В 1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное лечение. Однако невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная проблема привела к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья .
В одобренном Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации учебнике для вузов утверждается, что термин «валеология» был в 1980 году введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, Израилем Брехманом , книги которого по этой теме выходили во второй половине XX века .
С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология». [ источник не указан 1373 дня ]
С 1996 до середины 2018 года на базе Южного федерального университета издавался научно-практический журнал «Валеология», который в период 2004—2017 годов входил в список журналов ВАК . С самого момента создания журнал стал дискуссионной площадкой, на которой велось обсуждение места валеологии в системе наук и в системе здравоохранения .
Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог». [ уточнить ] Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология». [ уточнить ] Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии. [ источник не указан 1336 дней ]
В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении монографий , учебников и иной литературы по валеологии .
В те же годы появилось большое количество литературы, [ уточнить ] содержащей учебные материалы по валеологии и использующие концепции, не имеющие научный статус: « медитация », « инь и ян », практики эзотерики , нетрадиционной медицины и психокультов , включив в себя материал, накопленный различными школами движения « Нью-Эйдж », учения Порфирия Иванова , каббалистики и герметизма . Эти обстоятельства спровоцировали резкую критику со стороны как официальных представителей российской академической науки , так и Русской православной церкви .
В результате [ уточнить ] в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования . В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. [ источник не указан 1373 дня ]
Одним из активных сторонников валеологии был академик В. П. Казначеев , хотя некоторые его научные гипотезы подвергались критике со стороны официальной российской академической науки .
В украинских школах валеологию продолжали преподавать в 2008 году .
В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология» .
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ. [ источник не указан 1373 дня ]
Основы
В рамках медицины валеология развивалась как набор методик донозологического (доврачебного) обследования населения и оценке риска развития заболевания у лиц, который с точки зрения врачебного контроля признаются «практически здоровыми». Р. М. Баевский подчёркивал, что «задача стоит не в том, чтобы их лечить, а в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье» .
Донозологическая диагностика, как часть валеологии, нацелена на обеспечение оценки уровня здоровья при различных функциональных состояниях и разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья . В качестве меры здоровья рассматриваются адаптационные способности организма . В основу оценки состояния здоровья были положены методы количественного измерения напряжённости регуляторных механизмов организма, получаемые при анализе вариабельности сердечного ритма , в также методы оценки функционального резерва организма, осуществляемые при помощи проведения функциональных проб . Анализ ВСР оставался важной темой российского журнала «Валеология» вплоть до его закрытия .
Научно-образовательные организации
- Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — проф. Г. А. Кураев, переименован в Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий в 2013 году.
- Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ , заведующий — , д. б. н.
- Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко.
- Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ , директор — д. п. н., профессор З. И. Тюмасева.
- Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека , заведующий — , доцент, к. б. н., руководитель лаборатории возрастной физиологии и валеологии биологического факультета.
- Кафедра валеологии МГТУ им. Н. Э. Баумана (факультет биомедицинских технологий).
- Кафедра валеологии и экологии, Южно-Уральский государственный университет , заведующий — Исаев Александр Петрович, д. б. н., профессор.
Критика
Со стороны науки
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла .
Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины . По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви . Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования .
Кандидат медицинских наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством , натуропатией , целительством , « СПИД-диссидентством », « антропософской и холистической медициной» и др.
Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой:
… конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках .
В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ , критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку , представляющую собой «смесь обрывков астрологии , оккультизма , пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела» . В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН , РАО , РАМН , включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского . Академик Эдуард Кругляков , председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований опубликовал интервью , в котором он также отрицает научный статус валеологии .
В 2008 году валеология подверглась критике со стороны сотрудников Института философии РАН , которые, определяя её как одно из ментальных течений современности, указали на необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов .
Со стороны представителей Русской православной церкви
Некоторые представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение:
- Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
- Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой) и молодёжной аудитории.
- Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
- Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма , нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.
Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства
— Протоиерей Сергий Рыбаков
Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев высказывался, что не рассматривает валеологию как науку и считает её пропагандистско-коммерческим проектом .
См. также
Примечания
- // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 532. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
- ↑ , Введение, с. 6—9.
- ↑ , § 1.1. Основные понятия валеологии, с. 4—8.
- ↑ Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. // Философия здоровья. — М. : ИФ РАН , 2001.
- ↑ Мац А.Н. // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6 , № 6 . — С. 12—35 . 20 января 2012 года.
- Брехман И. И. ISBN 5-278-00214-X . 27 июня 2020 года. . — 2-е изд., доп., и перераб.. — М. : ФиС, 1990. — 206 с. —
- Дата обращения: 2 февраля 2011. Архивировано из 16 июля 2012 года.
- Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано из 19 января 2018 года.
- Апанасенко Г. Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. — 1996. — № 2 . — С. 9—15 . — ISSN .
- Кураев Г. А., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. — 1996. — № 1 . — С. 7—18 . — ISSN .
- Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Этнические аспекты валеологии // Валеология. — 1999. — № 1 . — С. 60—67 . — ISSN .
- Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний . — М. : Медицина, 1997. — 236 с.
- Апанасенко Г. Л. / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. — К. : Здоров’я, 1998. — 244 с. 2 мая 2012 года.
- Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд.. — М. : Пед. общество России, 2000. — 407 с.
- Вайнер Э. Н. 3000 экз. — ISBN 5-02-013095-8 . 31 марта 2020 года. . — 3-е изд.. — М. : Наука, 2001. — 416 с. —
- Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах ISBN 5-17-005067-4 . . — М. : АСТ, 2001. — 421 с. —
- Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. ISBN 985-06-0871-4 . 4 марта 2021 года. . — Минск: Вышэйшая школа, 2003. — 238 с. —
- Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов ISBN 5-222-05408-X . . — М. , 2004. —
- Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология ISBN 5-241-00202-2 . . — М. : «МарТ», 2005. — 527 с. —
- , с. 267.
- Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы.. — Новосибирск: Наука, 1993.
- Казначеев В. П. Введение в проблему общей валеологии // Валеология. — 1996. — № 4 . — С. 70—106 . — ISSN .
- ↑ Кругляков, Э. П. Лженаука и её жертвы / Беседовал Александр Дмитриевский; [интервью опубл. в: Донецкий кряж : укр. газ. — 2008. — 26 сентября–2 октября.] // : [ 9 июня 2011 ] / Комис. по борьбе с лженаукой и фальсификацией науч. исслед. РАН. — М. : Наука, 2009. — С. 264–269. — 357 с. — ББК 72 . — УДК . — ISBN 978-5-02-037043-2 .
- , с. 264.
- Маскалевич Ю. А. // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0 .
- Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации . — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
- Баевский Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Ч.1 // Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.. — Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 1996. — 55 с.
- Барабаш Н. А., Колков А. И., Харин В. Д. Ритмы сердца как основа гармонизации функционального состояния человека // Валеология. — 2000. — № 4 . — ISSN .
- Галеев А. Р., Казин Э. М., Игишева Л. Н. Использование анализа вариабельности сердечного ритма при оптимизации двигательной активности // Валеология. — 2001. — № 2 . — ISSN .
- Панкова Н. Б. Различия в динамике спектральных показателей вариабельности сердечного ритма и артериального давления у девочек и мальчиков в возрасте 8-9 лет // Валеология. — 2018. — № 1 . — С. 37—44 . — ISSN .
- от 24 октября 2012 на Wayback Machine
- Фесенкова Л. В. . — М. : ИФ РАН , 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2 . 4 марта 2016 года.
- Несмотря на критические замечания со стороны философов, идеи интергративного описания человеческого существа продолжают развиваться как современное междисциплинарное направление науки, получившего название «интергративная физиология». Также эти идеи реализуются в рамках международного проекта Физиом ; хотя прямо термин «валеология» не используется в работах, связанных с этим проектом, однако идеи развиваются весьма близкие.
- от 28 ноября 2010 на Wayback Machine
- , с. 267: «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно.».
- ; от 5 марта 2016 на Wayback Machine .
- Дювали И.
Литература
- Жолдак В. И. , Калинкин Л. А. // Московская государственная академия физической культуры , Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
- Фесенкова Л. В. ( Институт философии РАН )
- Петленко В. П. . Книга первая. 1998. — 433 с.
- Апанасенко Г. Л. .
- Апанасенко Г. Л. от 18 мая 2021 на Wayback Machine .
- Филиппов В. Н.
- (недоступная ссылка)
- Циркин В. И.
Мнение представителей Русской православной церкви
- Протоиерей Сергий (Рыбаков) ,
- Щекочихина Н. Н., Щетилова Н. Г.
- // Жизнь: информационный листок Православного медико-просветительского центра. Вып. № 20, М., 1999, с. 15.
- Железняк С. Е.
- 2021-11-07
- 1