Interested Article - Белорусский свободный театр

«Белорусский свободный театр» ( англ. Belarus free theatre ; белор. Беларускі свабодны тэатр ) белорусская театральная труппа, которая позиционируется как единственный подпольный театр в последней диктатуре Европы и представляет себя в качестве авангарда художественного сопротивления официальной эстетике и культуре, насаждаемым в Беларуси диктаторским (белор.) .

До 2011 года театр не имел юридического лица и объединял нескольких актёров, режиссёров и нескольких администраторов. В 2011 году, после получения основателями проекта политического убежища в Великобритании, театр зарегистрирован в Лондоне, хотя основной состав продолжает работать в Беларуси . В проекте участвует более 25 человек .

Бренд «Белорусский свободный театр» был запущен в марте 2005, во время второго президентского срока А. Лукашенко, журналистом, политконсультантом и консультантом по маркетингу некоммерческих организаций, новообращенным в драматургию , Николаем Халезиным, а также его женой Натальей Колядой .

Драматург Вадим Леванов и основатель «Белорусского свободного театра» Николай Халезин в Тольятти на театральном фестивале Майские чтения в 2006 году

Проект стартовал как независимый конкурс современной драматургии в период, когда вследствие усиления государственного контроля над процессами в сфере культуры властями был закрыт основной независимый театр страны «Вольная сцена» ( белор. Вольная сцэна ), а отдельные режиссёры академических театров начали работать со своими актёрами на частных квартирах. В мае 2005 года к двум основателям конкурса «Белорусский свободный театр», которые заручились поддержкой таких мировых знаменитостей как Вацлав Гавел и Том Стоппард , присоединился молодой режиссёр Национального театра имени Янки Купалы вместе с собранным им коллективом актёров. Спектакли «Откровенные полароидные снимки» по пьесе и «4.48 Психоз» по пьесе Сары Кейн , которые Владимиру Щербаню удалось поставить без финансирования на частных квартирах до своего вступления в «Белорусский свободный театр», создавались в перспективе найти под них «крышу» постфактум.

В рамках образовавшегося таким образом коллектива между 2005 и 2010 годами было выпущено около десяти спектаклей, почти все из которых были поставлены Владимиром Щербанем в сотрудничестве с актёрами. Работа труппы апеллирует к документальному, социальному и политическому театру, претендуя на воплощение радикальной, или фронтальной, формы искренности . Основываясь на своих собственных жизненных трагедиях, актёры «Белорусского свободного театра» часто сами пишут те тексты, которые они играют, с декларируемой целью изучения своих личных травм, и чтобы прикоснуться к душевным ранам зрителя, в силу чего показы труппы обычно несут терапевтическую нагрузку и ярко выраженный исповедальный характер .

Благодаря акцентированию идеи художественного сопротивления диктатуре, которая позволила оправдать применение техник и сетевого маркетинга , деятельность «Белорусского свободного театра» получила значительное освещение в международной прессе. В начале 2010 г. этот коллектив насчитывает пять профессиональных актёров, одного режиссёра, два директора и два техника. Он сосредотачивает наиболее значительную долю грантов, предоставляемых белорусским артистам правительствами западных стран .

В конце 2008 года благодаря финансовой поддержке посольства Великобритании в Республике Беларусь при «Свободном театре» открылся образовательный проект под названием «студия Fortinbras», предназначенный для молодых белорусов, не имеющих театрального опыта. Наталья Коляда и Николай Халезин сами преподают в нём маркетинг, менеджмент и драматургию. Декларируемой целью студии является «формирование универсального творца: человека, который будет уметь всё: писать, ставить, играть — и сможет предложить свой художественный продукт для воплощения в любой стране мира» . При этом «Белорусский „Свободный театр“ заинтересован только в подготовке кадров для работы в собственном коллективе» . В декабре 2009 года руководители коллектива объявили об очередном наборе в студию, заявив, что из тридцати студентов, набранных с начала существования проекта «Fortinbras», почти все были «отсеяны» .

Первой страной, выразившей свою солидарность с «Белорусским свободным» театром, была Латвия. Первые зарубежные выступления труппы состоялись в ноябре 2005 года в Новом рижском театре по приглашению Алвиса Херманиса . Сегодня коллектив активно гастролирует в западных странах, является членом американского Play Development Centre и , лауреатом и «специального упоминания» 12-й Премии «Европа — театру».

Руководители труппы указывают в большинстве интервью, что «Белорусский свободный театр» 22 августа 2007 года был «арестован» вместе со зрителями. В действительности, по оценкам местной независимой прессы имело место административное задержание для установления личности . В частном доме были обнаружена группа из 50 человек, среди которых было пять иностранцев. «Собравшиеся не могли объяснить, что происходит, а по ощущению милиционеров, прибывших на вызов, собралась секта религиозной направленности», поэтому тем из присутствующих в квартире, у кого при себе не было документов, было предложено, проследовать в УВД Советского района для установления личности. Руководитель пресс-службы заявил, что установление личности задержанных было произведено в кратчайшие сроки, после чего «все были свободны» . Государственные средства массовой информации никак не осветили происшествие, и уточнения относительно ситуации задержания были озвучены представителями МВД только в отдельных интервью для независимой белорусской прессы, тогда как версия о запланированном «аресте» и систематических репрессиях, сформулированная руководителями «Свободного театра», была воспроизведена в международной прессе .

Награды и премии

  • (белор.) (2010)

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 ноября 2015. 22 октября 2012 года.
  2. «„Свободный белорусский театр“ в Нью-Йорке», Поверх барьеров, Американский час, Радио Свобода, 08 апреля 2008 .
  3. Либор Кукал, «Пьесы Вацлава Гавела в Беларуси никогда не шли», Радио Прага, Český rozhlas, 17 сентября, 2007 от 4 марта 2008 на Wayback Machine .
  4. WILLIAMS, David, «Belarus free theatre: an aesthetic opposition first of all», RealTime, n°89, Feb-March 2009, p. 9 от 30 сентября 2010 на Wayback Machine .
  5. М. Жбанков, А. Клинов, А. Сарна, Н. Халезин, «Реанимация контркультуры: белорусский вариант», Наше Мнение, 20 ноября, 2008 .
  6. RAVENHILL, Mark, «My highlight of 2008? Hooking up with the scary and unstoppable Free Theatre of Belarus», The Guardian, Monday 5 January 2009 от 29 сентября 2009 на Wayback Machine .
  7. По некоторым оценкам «Белорусский свободный театр» и «диктатура Лукашенко» функционируют, как два взаимосвязанных бренда: Андрей Федорченко, «Театр, пришедший с холода», Наша Газета / NashaGazeta.ch, 02 декабря 2009 от 7 апреля 2014 на Wayback Machine ; Онлайн-конференция с Андреем Курейчиком, Белорус.by, 9 октября 2008 от 28 декабря 2008 на Wayback Machine
  8. HESSE, Monica, " Belarusans Basking in — Not Hiding From — the Spotlight’s Glare ", Washington Post, September 15, 2009 от 25 ноября 2015 на Wayback Machine
  9. In Conversation with Belarus Free Theatre от 24 ноября 2015 на Wayback Machine .
  10. Meet the Belarus Free Theatre от 15 ноября 2015 на Wayback Machine .
  11. Сайт всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица», биография автора пьесы «Я пришел», 2004 от 16 октября 2007 на Wayback Machine
  12. белор. Пакаленне Jeans: п'есы маладых драматургаў Беларусі ў перакладзе Андрэя Каляды / Укл. М. Халезіна, Н. Каляды. Мінск, 2007, УДК 821.161.3-6; ББК 84 (4 Беи)-4 (Поколение Jeans: пьесы молодых драматургов Беларуси в переводе Андрея Коляды / Сост[авители] Н. Халезин, Н. Коляда, Минск, 2007); сс. 3-4 содержат предисловие Павла Руднева; с. 97 содержит краткую биографию Натальи Коляды ( белор. Наталля Каляда ) в качестве автора текста «Им снились сны» ( белор. Ім сніліся сны ); с. 264 содержит: " Printed in EU "; с. 2 содержит: «„Свободный театр“, международное гражданское объединение „Союз белорусов мира ´Бацькаўшчына´“ и Андрей Коляда выражают искреннюю благодарность госпоже Ирене Коляде-Смирновой, главе благотворительного фонда „Ethnic Voice of America“ (Парма, США) за энергичную помощь в издании этой книги»; сс. 175—176 содержат краткую биографию Николая Халезина ( белор. Мікалай Халезін ) в качестве автора пьес «Я пришел» ( белор. Я прыйшоў ), «День Благодарения» ( белор. Дзень Удзячнасці ) и «Поколение Jeans» ( белор. Пакаленне Jeans ).
  13. «Первый Международный конкурс современной драматургии „Свободный театр“», Хартия’97 , 02 марта 2005 . Дата обращения: 19 сентября 2017. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  14. «Театральное окно в Европу», Хартия’97 , 22 марта 2005 . Дата обращения: 19 сентября 2017. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  15. Ольга МИКША, Виктор МАРТИНОВИЧ, «Театр одного цензора», БелГазета , 7 июня 2004 (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка)
  16. [Николай Халезин под псевдонимом] Анна Маковская, «„Свободный театр“. Цветок для Пины Бауш», сайт «Белорусского свободного театра»: www.dramaturg.org, 20 ноября 2009 от 8 июня 2010 на Wayback Machine .
  17. Павел Селин, «Свобода пахнет шоколадом», Хартия’97 , 21 января 2010 от 25 февраля 2010 на Wayback Machine .
  18. Например, бюджет спектакля «Eurepica.Challenge», составленный «под финансовым патронажем» мэрии шведского города Лунд, достигает по словам Николая Халезина «полумиллиона долларов»: см. «Свободный Халезин», Каскад № 21/345, ноябрь 2009 (недоступная ссылка) . А посольство Великобритании в Республике Беларусь финансировало создание при «Белорусском свободном театре» студии звукозаписи, образовательного проекта «Fortinbras», а также издание сборников пьес и аудиоспектаклей на компакт-дисках.
  19. . Дата обращения: 11 февраля 2010. 10 марта 2013 года.
  20. Римма Ушкевич, «Театр в системе „Realpolitik“», 29 января 2010 . Дата обращения: 12 марта 2010. Архивировано из 4 февраля 2010 года. ; см также в блоге Николая Халезина: «Театральная лаборатория Fortinbras» от 19 августа 2011 на Wayback Machine
  21. Николай Халезин, «Белорусский „Свободный театр“ ищет таланты», Хартия’97 , 1 декабря 2009 от 10 февраля 2010 на Wayback Machine .
  22. . Дата обращения: 11 февраля 2010. 5 января 2010 года.
  23. Наталья Провалинская, «Они заявили, что догуливают второй день свадьбы», БелГазета , 27 августа 2007 (недоступная ссылка)
  24. «Милиция приняла зрителей „Свободного театра“ за религиозных сектантов», 28 августа 2007, naviny.by , .
  25. См., например: Tom Parfitt, «50 arrested as police storm play in Belarus», The Guardian, 24 august 2007 от 20 февраля 2010 на Wayback Machine ; Ekaterina Dvinina, «Le Théâtre libre de Minsk résiste toujours aux intimidations du pouvoir biélorusse», Le Monde, 02 septembre 2007 .
  26. (белор.) . Радіо Свобода (20 февраля 2010). Дата обращения: 20 марта 2021. 28 апреля 2020 года.

Ссылки

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
Источник —

Same as Белорусский свободный театр